решение о понуждении к совершению действий по организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов



               Дело № 2-421/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Остров                                                                                            **.**. 2011 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

с участием: представителя истца - Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области - Путес Л.Н., действующей по доверенности от **.**.2011г., сроком действия **.**.2012г.

представителей ответчика - Администрации городского поселения «Остров» - Черкасенко А.А., действующего по доверенности от **.**.2011г., сроком действия *** год,

Главы Администрации городского поселения «Остров»- Кравченко И.Н.,

при секретаре Андреевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора (далее Роспотребнадзор) по Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Остров» (далее ГП «Остров») о понуждении к совершению действий по организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов,

у с т а н о в и л:

Роспотребнадзор в порядке ст. 46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации ГП «Остров», в котором просит обязать ответчика совершить действия по организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов на территории города Острова, а именно, оборудовать контейнерные площадки, заключить с жителями частного сектора договоры на вывоз ТБО, ликвидировать свалки мусора, убрать территорию, прилегающую к контейнерным площадкам, разработать генеральную схему очистки населенных мест и нормы накопления бытовых отходов, согласовать генеральную схему и графики вывоза ТБО с учреждениями госсанэпидемслужбы, организовать еженедельный вывоз негабаритных отходов.

В судебном заседании представитель истца - Путес Л.Н. иск уточнила, от заявленных требований о возложении обязанности на ответчика разработать нормы накопления отходов отказалась, согласно окончательно сформулированным требованиям, просила признать бездействие администрации ГП «Остров» незаконным в части организации сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов (далее ТБО) в специально отведенное для их сбора и хранение место с применением специальной техники на территории городского поселения «Остров» от жилых домов по адресам: ул. ***, д.***, ул.***, д.***, пересечение улиц *** и ***, не оборудования площадок для сбора и временного хранения отходов по адресам: ул. ***, д.*** и д.***, ул. ***, д.*** и д.*** и просила обязать ответчика в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88:

-ликвидировать свалки мусора от жилых домов по адресам: ул. ***, д.***, ул.***, д.***, пересечение улиц *** и *** г. Острова (п. 2.1.1 СанПин)

-обеспечить жителей жилых домов по адресам: ул. 1***, д.*** и д.***, ул. ***, д.*** и д.*** г. Острова оборудованными в соответствии с требованиями санитарных правил контейнерными площадками (п.2.1.3 СанПин)

- разработать генеральную схему очистки города Острова и утвердить ее на

Собрании депутатов городского поселения «Остров» (п. 1.2, п. 2.1.4, п. 6.2 СанПин)

- разработать графики вывоза отходов с указанием периодичности вывоза с учетом температуры наружного воздуха (п. 1.9, п.2.2.1, п.2.4.10)

- организовать еженедельный вывоз крупногабаритных отходов от жилых домов, оборудованных контейнерными площадками ( п. 2.2.9 СанПин),

-организовать в районах застройки частных жилых домов планово-регулярную систему очистки от ТБО не реже 2-х раз в неделю ( п.6.4 СанПин)

-организовать уборку территорий г. Острова от мусора (п. 1.2, п.2.1.1, п.6.4 СанПин)

-согласовать периодичность удаления ТБО, размещение площадок для их временного хранения с органами санэпидемслужбы (п.2.2.1, 2.2.3 СанПин)

-организовать выявление и ликвидацию несанкционированных свалок мусора на территории города Острова (п. 1.2., п.2.1.1 СанПин).

Предложила предоставить городскому поселению срок для исполнения заявленных требований: до **.**. 2012 года - по ликвидации несанкционированных свалок и оборудованию контейнерных площадок, до **.**. 2012 года -в отношении остальных требований.

В обоснование заявленных требований пояснила, что **.**. 2011 года при проверке Островской межрайонной прокуратуры с привлечением специалиста санэпидемнадзора и представителя Администрации ГП «Остров» соблюдения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории городского поселения «Остров» был установлены нарушения требований санитарных правил, выразившихся в наличии несанкционированных свалок около жилого сектора и прилегающей к нему территории - улицы ***, д.***, ***, д.***, пересечение *** и ***, не оборудовании специальными площадками для размещения контейнеров для сбора ТБО и отсутствии самих контейнеров- на ул. ***, д.*** - разрушена плита под контейнерами, у дома *** по ул. 1*** и дома *** по ул. *** - отсутствуют ограждения, у дома *** на ул. *** отсутствует контейнер, не оборудована площадка. Загрязнены бытовым мусором территории вблизи установленных контейнеров, не проводится своевременный вывоз ТБО, часть жилого сектора города не охвачена системой очистки, периодичность удаления ТБО не согласована с учреждениями санэпидемслужбы, не осуществляется еженедельное удаление негабаритных отходов и уборка территории жилого сектора, оборудованных контейнерными площадками, не разработана и не утверждена генеральная схема очистки города Острова, в результате чего происходит порча земель, загрязнение ее бытовыми отходами, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, свалки не ликвидированы, работа по оборудованию специальных контейнерных площадок и установлению контейнеров не проведена, о чем свидетельствуют представленные фотоматериалы, материалы административного производства, возбужденного органом Роспотребнадзора по коллективным обращениям граждан, внесенные в адрес администрации ГП «Остров» представления об устранении нарушений. Указанное стало возможным в связи с ненадлежащим исполнением администрацией городского поселения своих полномочий по организации сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов в соответствии с Уставом муниципального образования «Остров», «Правил сбора и вывоза отходов и мусора на территории городского поселения «Остров», утвержденных решением Собрания депутатов городского поселения. Не возражала по поводу увеличения указанного в иске срока по исполнению требований по ликвидации свалок и проведению работ по оборудованию специальных контейнерных площадок и установлению контейнеров до **.**. 2012 года.

Представители ответчика - Администрации городского поселения «Остров» Черкасенко А.А. и Кравченко И.Н. заявленные требования признали частично, не отрицали необходимость ликвидации свалок мусора на территории города Острова и установления специальных контейнерных площадок и контейнеров, просили срок по исполнению данных требований установить до **.**. 2012 года, с учетом климатических условий местности и окончания финансового года, с чем связана невозможность выделения средств на проведение этих мероприятий. По другим заявленным требованиям возражали, пояснив, что администрацией городского поселения при исполнении бюджета поселения, осуществляются необходимые действия в части организации сбора и своевременного вывоза ТБО с территории города Острова. С этой целью, городским поселением заключены договора по вывозу ТБО со специализированной организацией - ОАО «***» в ***, ***, ***, ***, *** 2011 года, установлены графики вывоза ТБО, приняты меры к установлению контейнерных площадок и контейнеров вблизи жилого сектора, определены нормы накопления отходов в отношении населения, проживающего в благоустроенных и неблагоустроенных домах, которые утверждены Собранием депутатов ГП «Остров». Полагали, что требования о разработке и утверждению генеральной схемы очистки города Острова не могут быть направлены в адрес городского поселения, поскольку это не входит в их полномочия, а является прерогативой Собрания депутатов городского поселения «Остров», которым утверждается данная схема, кроме того, в настоящее время отсутствует законодательная база для разработки таковой схемы. По требованиям в отношении организации уборки территории, прилегающей к контейнерным площадкам, указали, что очистка мусорных контейнеров от жилых домов осуществляется специализированной организацией автоматизированным способом, что предусмотрено договором на вывоз ТБО, при этом, уборку прилегающей территории в микрорайонах застройки, осуществляют дворники. Обеспечить дворниками частный жилой сектор не представляется возможным. Вывоз крупногабаритного мусора с территории контейнерных площадок осуществляется управляющей организацией, в ведении которой находится жилой фонд, путем заключения соответствующих договоров со специализированной организацией, осуществляющей вывоз ТБО.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, материалы административного производства № **, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные полномочия закреплены в пункте 18 статьи 4, пункте 23 части 2 статьи 28 Устава муниципального образования «Островский район».

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

По настоящему делу установлено, что Администрация городского поселения "Остров" организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должным образом не осуществляла.

Указанное обстоятельство подтверждается проверкой прокуратуры с привлечением специалиста органов Роспотребнадзора, представленными истцом фотоматериалами, материалами по привлечению городского поселения к административной ответственности за нарушения в области санитарного законодательства, что фактически не оспаривается ответчиком, из которых следует, что на территории городского поселения «Остров» вблизи жилых домов по адресам: ул. ***, д.***, ул.***, д.***, пересечение улиц *** и *** в нарушение санитарных правил организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, не надлежащим образом оборудованы контейнерные площадки для сбора и временного хранения отходов и не осуществляется уборка территории по адресам: ул. ***, д.*** и д. ***, ул. ***, д.*** - отсутствует водонепроницаемое покрытие, не ограждена территория, около контейнеров территория завалена бытовым мусором, не организовано еженедельное удаление негабаритных отходов от домовладений, оборудованных специальными площадками для размещения контейнеров и не согласована периодичность удаления твердых бытовых отходов с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (органами Роспотребнадзора), что является нарушением не только вышеприведенного законодательства, но и пунктов 1.1, 2.1.1, 2.1.3., 2.2.1, 2.2.9 Сан Пин 42-128-4690-88. (л.д.9-14, 96-103, 114,117, 157-158, 160-161)

В соответствии с требованиями п.1.1. СанПин, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

Для сбора твердых бытовых отходов на территории домовладений должны быть оборудованы специальные площадки для размещения контейнеров, с водонепроницаемым покрытием, с ограждением из зеленых насаждений. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю, однако в нарушение п. 2.1.3, 2.2.1, 2.2.9 Санитарных правил, организация сбора и вывоза ТБО на территории городского поселения не отвечает вышеназванным правилам.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Указанный Федеральный Закон устанавливает гарантии прав и законных интересов граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Невыполнение ответчиком требований федерального законодательства свидетельствует о нарушении гарантированной государством охраны здоровья и благоприятной окружающей среды, предусмотренной ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации.

В связи с этим, ненадлежащее осуществление публичных функций органами местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.1, 2, 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав установлены в ст.12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая, что ответственность за надлежащее исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в области обращения с отходами возлагается на органы местного самоуправления, в данном случае, на администрацию городского поселения «Остров», а изложенные выше нарушения свидетельствуют о незаконности бездействия ответчика в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза ТБО на территории поселения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Роспотребнадзора в этой части, в связи с чем, они подлежат удовлетворению.

При определении разумности срока для выполнения указанных обязанностей, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, в том числе климатические условия, объем выполнения необходимых работ, финансовые возможности ответчика ввиду завершения финансового года, а также учитывает мнение представителя истца Путес Л.Н., не возражавшей о продлении срока по ликвидации свалок мусора и приведению специальных площадок для размещения контейнеров в надлежащее состояние до **.**. 2012 года.

Отказывая в удовлетворении требований истца в части возложения на ответчика

обязанности по разработке генеральной схемы очистки населенного пункта, утверждении ее на Собрании депутатов городского поселения «Остров» и связанных с этим действий, касающихся принятия графиков вывоза отходов, организации в районах застройки частных жилых домов планово-регулярной системы очистки от ТБО, а также обязанности по организации уборки территории города Острова от мусора, выявлении и ликвидации несанкционированных свалок мусора, суд основывается на следующем.

Согласно положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

К числу полномочий, которые Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы, относится государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Соответственно, по мнению суда, обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении какой-либо обязанности на администрацию городского поселения «Остров», должно содержать требования об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые ответчик должен произвести при осуществлении своих полномочий.

Право выбора мер по соблюдению законодательства, в данном случае, в области организации сбора и вывоза бытовых отходов, принадлежит ответчику, как органу местного самоуправления, который самостоятелен в осуществлении своих полномочий при решении вопросов местного значения.

Упомянутые выше Санитарные правила, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, регламентируют вопросы содержания и уборки территорий, мест массового пребывания граждан, обеспечения чистоты и порядка в границах населенных пунктов, предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности и обращены к различным хозяйствующим субъектам - государственным органам, предприятиям, должностным лицам и гражданам.

Вместе с тем, в пунктах 1.2, 1.9, 2.4.10, 6.2 СанПин не содержится указания на обязанность разрабатывать Генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов и связанные с этим вышеперечисленные мероприятия исполнительными органами местного самоуправления.

Также, данный вопрос не нашел четкого правового регулирования и в действующих в городском поселении «Остров» «Правилах сбора и вывоза отходов и мусора на территории городского поселения», утвержденных решением Собрания депутатов городского поселения «Остров» от 28.10.2009г. №147. В частности, в п. 4.2 Правил, органы власти ограничились только указанием на необходимость разработки данной Генеральной схемы. (л.д.190-200)

Поэтому, в связи с правовой неопределенностью, заявленные истцом в этой части исковые требования не могут быть удовлетворены судом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Остров» о понуждении к совершению действий по организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Остров» в части организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов в специально отведенное для их сбора и хранения место с применением специальной техники.

Обязать Администрацию городского поселения «Остров» в срок до **.**. 2012года:

-произвести очистку территории города Острова по адресам: ул. ***, дом ***, ул. ***, дом ***, пересечение ул. *** и ул. *** от несанкционированных свалок твердых бытовых отходов с вывозом их специальной техникой в специально отведенное для их сбора и хранения место,

-обеспечить территории домовладений в границах городского поселения «Остров» по адресам: ул. ***, дом *** и дом ***, ул. ***, дом *** и дом *** оборудованными в соответствии с требованиями п. 2.1.3 СанПин 42-128-4690-88 специальными площадками для размещения контейнеров.

Обязать Администрацию городского поселения «Остров» в срок до **.**. 2012года:

-организовать в границах территории городского поселения «Остров» еженедельное удаление негабаритных отходов от домовладений, оборудованных специальными площадками для размещения контейнеров и контейнерами и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (органами Роспотребнадзора) в соответствии с требованиями п. п.2.2.9, 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.          

Мотивированное решение составлено и оглашено **.**. 2011 года.

Судья:                                                              Н.О. Мучицина

Решение вступило в законную силу.