Дело № 2-438/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Остров **.**. 2011 года Островский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Мучициной Н.О., с участием: помощника Псковского природоохранного межрайонного прокурора Псковской области Валуевой Н.Н., представителя ответчика - ОАО «Вектор» Соловьева В.А., действующего по доверенности от **.**.2010г., сроком действия до **.**.2012г., представителя третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области Ивановой Т.Е., действующей по доверенности от **.**.2011г., сроком на * год, при секретаре Андреевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Вектор» (далее ОАО «Вектор») о признании незаконными действий по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения и приостановлении деятельности, УСТАНОВИЛ: Псковский природоохранный межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ОАО «Вектор» о признании незаконными действий по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и приостановлении деятельности с **.**.2012 года до получения указанного разрешения. В обосновании заявленных требований указано, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности ОАО «Вектор». В ходе проверки установлено, что согласно Уставу основными видами деятельности Общества являются разработка и производство изделий электронной техники, производство мебели, в результате которой происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок действия разрешения ОАО «Вектор» на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками истек **.**.2009г. По результатам проверок, проведенных Управлением Росприроднадзора по Псковской области, ОАО «Вектор» неоднократно выдавались предписания от **.**.2009г. № **, от **.**.2009г. № **, от **.**.2010г. № **, от **.**.2011г. № ** об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, обязывающие переработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) с учетом всех фактических источников выбросов и расходуемых материалов, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон) являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 34 Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 39 Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; также указанные юридические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Среди предусмотренных в ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха обращают на себя внимание приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ - «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду») и обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Пункт 1 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Управлением Росприроднадзора по Псковской области в течение 2009-2011г.г. проводилось ряд проверок. Первоначально плановая проверка предприятия проводилась **.**.2009г., по результатам которой ОАО «Вектор» было выдано предписание от **.**.2009г. № ** - обеспечить выполнение условий разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представить отчет о выполнении мероприятий по достижению установленных нормативов предельно допустимых выбросов; провести корректировку нормативов предельно допустимых выбросов с учетом всех фактических источников выбросов и расходуемых материалов, получить новое разрешение на выброс; обеспечить выполнение производственного контроля за выбросами от стационарных источников согласно плана-графика контроля нормативов ПДВ, срок выполнения предписания - **.**.2009г. По истечению установленного срока данное предписание не было выполнено в полном объеме. По факту невыполнения предписания возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи от **.**.2009г № ** юридическое лицо ОАО «Вектор» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья судебного участка № 22 Островского района вынес постановление о прекращении дела по малозначительности с объявлением устного замечания. ОАО «Вектор» выдано предписание от **.**.2010г. № ** переработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) с учетом всех фактических источников выбросов и расходуемых материалов, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, срок выполнения предписания - **.**.2011г. По истечению установленного срока данное предписание не выполнено. При проведении внеплановой проверки с **.**.2011г. по **.**.2011г. было установлено невыполнение в срок законного предписания: проект нормативов предельно-допустимых (ПДВ) выбросов в атмосферный воздух и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют. По факту невыполнения предписания возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. ОАО «Вектор» выдано предписание от **.**.2011г. № ** получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, контролирующим органом исчерпаны принудительные меры административного характера в отношении названного предприятия. До настоящего времени проект ПДВ не переработан, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды согласно п. 3 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется на основании решения суда. Несоблюдение указанных требований закона, ввиду отсутствия информации о количестве и составе вредных веществ выбрасываемых ОАО «Вектор» в атмосферный воздух может привести к реальной угрозе причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью человека на территории г. Острова, так как разрешениями на выбросы устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух хозяйствующим субъектом только в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Все сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут привести к загрязнению атмосферного воздуха. Тем самым, невыполнение ОАО «Вектор» требований Федерального законодательства может повлечь нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), интересов Российской Федерации (ст. 15 Конституции). Прокурор просит признать незаконными действия ОАО «Вектор» по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без соответствующего разрешения и приостановить деятельность предприятия с **.**.2012 года до получения указанного разрешения. В судебном заседании помощник Псковского природоохранного межрайонного прокурора Псковской области Валуева Н.Н. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить. Представитель ответчика - ОАО «Вектор» Соловьев В.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, что подтверждается его письменным заявлением в деле. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области - Иванова Т.Е. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, а также, принимая во внимание признание иска ответчиком, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно абзацу 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Оценив представленные доказательства и материалы дела в целом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованны, поскольку они основаны на законе и подтверждены документально, в связи с чем, суд считает возможным принять признание иска ответчиком в порядке ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия признания иска сторонам разъяснены и понятны. При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Вектор» (далее ОАО «Вектор») о признании незаконными действий по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения и приостановлении деятельности, подлежат удовлетворению. Удовлетворяя исковые требования истца, суд в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, в размере *** рублей (ст. 333.19 п.1 пп.3 НК РФ). На основании ст.ст. 4, 23, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 3, 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199, 338 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Вектор» о признании незаконными действий по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения и приостановлении деятельности, удовлетворить. Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Вектор» по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие предусмотренного законом разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Обязать открытое акционерное общество «Вектор» в г. Острове, Псковской области приостановить с **.**. 2012 года деятельность по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух в процессе работы всех источников выбросов, имеющихся на территории предприятия, до получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Взыскать с открытого акционерного общества «Вектор» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Островский район» в размере *** (.....) рублей ** копеек. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение 10 дней со дня его принятия. Судья: Н.О. Мучицина Решение вступило в законную силу.