Дело № 2-78/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Остров Псковская область * 2012 года Островский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Иванова Д.В., с участием заместителя Островского межрайонного прокурора Петровой О.В., при секретаре Кучковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Чикина В.А., Семенова А.Н., Егорова Б.П., Акиншина Н.Г., Мучицина О.А. о признании незаконными постановлений Территориальной избирательной комиссии Островского района об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов Островского района по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации», УСТАНОВИЛ: Чикин В.А., Семенов А.Н., Егоров Б.П., Акиншин Н.Г., Мучицин О.А. обратились в суд с аналогичными друг другу заявлениями о признании незаконными постановлений Территориальной избирательной комиссии Островского района (далее - ТИК) от * 2012 об отказе в регистрации их кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» в депутаты Собрания депутатов Островского района по одномандатным избирательным округам. В обоснование заявленных требований указано, что постановлениями ТИК от * 2012 года им отказано в регистрации кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации», в депутаты Собрания депутатов Островского района пятого созыва по одномандатным избирательным округам. Считают постановления ТИК незаконными, нарушающими их право быть избранными в органы местного самоуправления. Мотивом отказа в их регистрации явился тот факт, что выдвижение кандидатов было осуществлено Бюро Комитета Регионального отделения КПРФ. По мнению ТИК, кандидаты могли выдвигаться только Конференцией регионального отделения КПРФ. Однако, данный вывод ТИК не верен, так как в силу постановления Пленума ЦК КПРФ от * 2011 года, решения Конференции Псковского областного отделения политической партии "КПРФ" от * 2011 года, на основании п. 6.2 и п. 6.11 Устава КПРФ указанные полномочия были от Конференции переданы Бюро. Кроме того, исходя из текста решения, им было отказано в регистрации как кандидатам, выдвинутым "избирательным объединением "КПРФ", хотя в действительности они выдвинуты избирательным объединением "Псковское областное отделение политической партии "КПРФ". Также считают, что в их регистрации * 2012 года не могло быть отказано, поскольку ТИК не известило их в установленном порядке о каких-либо недостатках представленных ими документов, чем лишило возможности их устранить. Просят суд признать принятые ТИК в отношении них постановления незаконными, обязать ТИК зарегистрировать их кандидатами в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутыми избирательным объединением «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по соответствующим одномандатным избирательным округам для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва, обратив решение суда к немедленному исполнению. Определением суда от * 2012 года указанные заявления объединены в одно производство. Заявитель Егоров Б.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в телефонограмме, адресованной суду, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что заявленные им требования поддерживает в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании заявители Чикин В.А., Семенов А.Н., Акиншин Н.Г., Мучицин О.А. заявленные ими требования поддержали в полном объеме по указанным выше основаниям. Председатель ТИК Егорова В.Е. с заявленными по делу требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что ТИК действительно допустила техническую ошибку в резолютивной части оспариваемых постановлений, указав избирательное объединение «Коммунистическая партия Российской Федерации», а не избирательное объединение» Псковское областное отделение «КПРФ», которая, по ее мнению, основанием для признания данных постановлений незаконными не является. Указала, что на заседании ТИК при принятии оспариваемых постановлений присутствовали уполномоченный представитель избирательного объединения Акиншин Н.Г. и кандидат в депутаты Чикин В.А., от которых каких-либо замечаний не поступило. Отметила, что Акиншин Н.Г. как уполномоченный представитель избирательного объединения был извещен письменно за 3 дня до заседания комиссии о возможном отказе в регистрации как единого списка кандидатов так и кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых данным избирательным объединением. До заседания комиссии назначенного на 01.02 2012 года никаких новых документов от кандидатов в депутаты не поступило. Оспариваемые заявителями постановления ТИК полагала законными по изложенным в них основаниям. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Петровой О.В., полагавшей необходимым в удовлетворении требований заявителей отказать, исследовав материалы дела, суд находит заявленные по делу требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего. Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Островского района четвертого созыва от * 2011 года № 338 на 04 марта 2012 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва. * 2012 года ТИК были приняты представленные заявителями документы на выдвижение кандидатов, выдвинутых «Псковским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Постановлением ТИК от * 2012 года № заверен список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Островского района пятого созыва, выдвинутый «Псковским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам в количестве пяти человек: округ № - Семенов А.Н., округ № - Егоров Б.П., округ № - Акиншин Н.Г., округ № - Чикин В.А., округ № - Мучицин О.А. * 2012 года уполномоченному представителю избирательного объединения «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва Акиншина Н.Г. ТИК направлено извещение о том, что * 2012 года в 15.00 ТИК будет рассматриваться вопрос о возможном отказе в регистрации единого списка данного избирательного объединения и возможном отказе в регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам. О каких-либо конкретных обстоятельствах, препятствующих регистрации кандидатов в депутаты, несоответствии представленных документов требованиям закона, в данном извещении не указано. Постановлениями ТИК от * 2012 года № в отношении Чикина В.А., № в отношении Семенова А.Н., № в отношении Егорова Б.П., № в отношении Акиншина Н.Г., № в отношении Мучицина О.А. отказано в регистрации указанных лиц кандидатами в депутаты Собрания депутатов Островского района по вышеуказанным одномандатным избирательным округам соответственно. Основаниями для данного отказа, исходя из содержания всех оспариваемых по делу постановлений, явилось то, что выдвижение кандидатов было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, хотя, по мнению ТИК, исходя из п. 2 ст.25 Федерального закона "О политических партиях", пунктов 5.3 и 6.3 Устава "КПРФ" выдвигаться кандидаты могли только Конференцией регионального отделения. Оценивая правомерность данных постановлений ТИК, суд исходит из следующего. Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Аналогичное положение содержится и в ч. 2 ст. 31 Закона Псковской области от 01 августа 2003 года N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области". В силу ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах. Согласно ч. 2 ст. 25 федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков) кандидатов не только конференциями или общими собраниями региональных отделений партии, но и иными органами, предусмотренными уставом политической партии. Обоснованность указанного толкования норм законодательства неоднократно высказывалась в определениях Верховного суда Российской Федерации. Согласно п.3.1 Устава "КПРФ" региональные отделения являются структурными подразделениями партии. В силу п.6.2 Устава «КПРФ» высшим руководящим органом регионального структурного подразделения является Конференция, проводимая не реже одного раза в два года. Согласно п.6.3 Устава «КПРФ» Конференция правомочна самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции вышестоящих органов. При этом к компетенции Конференции относится, в том числе, выдвижение списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления. Пунктом 6.11 Устава для решения политических, организационных и текущих вопросов предусмотрено создание Бюро Комитета. Таким образом, Бюро Комитета является самостоятельным органом структурного подразделения партии. При этом, в силу положений п.6.11 Устава Бюро Комитета помимо прямо указанных в данном пункте задач может решать и другие вопросы по поручению вышестоящих органов партии. Постановлением 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от * 2011 года Конференция решила полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты делегировать Бюро Комитета. Указанное постановление регионального отделения "КПРФ" принято во исполнение постановления X совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, которым всем региональным отделениям партии было прямо рекомендовано предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах Бюро Комитета. Таким образом, поскольку Бюро Комитета является органом партии, предусмотренным ее Уставом, данный орган, согласно Уставу, вправе решать любые вопросы по поручению вышестоящих органов. Конференция делегировала Бюро Комитета свои полномочия по выдвижению (кандидатов) списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах, и возможность такого выдвижения иными органами, предусмотренными уставом политической партии, федеральным законом не исключается. Учитывая, что Федеральный закон "О политических партиях" не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, а также то, что в соответствии с Уставом "КПРФ", выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, суд считает, что Конференция была вправе делегировать указанные полномочия Бюро Комитета. В связи с этим, суд находит доводы заявителей о незаконности оспариваемого решения обоснованными. Кроме того, согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. По смыслу закона в извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для регистрации кандидата (списка кандидатов), какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит данное нарушение, каким образом и в какие сроки оно может быть устранено. Таким образом, федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право избирательных объединений и кандидатов исправлять допущенные ими нарушения в связи с наличием документов, оформленных с нарушением требований закона, а у избирательных комиссий имеется корреспондирующая обязанность по извещению кандидатов и избирательных объединений о наличии таких нарушений в указанных документах. Данная правовая позиция также неоднократно была выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации. С учетом того, что в рассматриваемом случае ни каждый из заявителей, ни представитель избирательного объединения не были уведомлены ТИК о выявленных, по мнению последней, нарушениях при оформлении документов, препятствующих регистрации кандидатов в депутаты, которым не была предоставлена возможность исправить данные нарушения до заседания избирательной комиссии, суд считает, что оспариваемые по делу постановления приняты с нарушением ТИК вышеуказанных норм закона, что также влечет признание их незаконными. Те обстоятельства, что оспариваемые постановления, исходя из их текста, вынесены в отношении кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Коммунистическая партия Российской Федерации", а не в отношении кандидатов от избирательного объединения "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", хотя именно последним они были выдвинуты, по мнению суда, являются технической ошибкой, которая сама по себе как-либо повлиять на решение по настоящему делу не может. Ссылки представителя ТИК на то, что обоснованность принятия оспариваемых постановлений подтверждается полученными ею из избирательной комиссии Псковской области заключениями Министерства Юстиции РФ по Псковской области № от * 2012 года и секретаря ЦИК РФ № от * 2012 г., по мнению суда, являются несостоятельными. Одним из ведущих принципов международного права и Российской правовой системы является принцип правовой определенности, который предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей. В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О политических партиях" и п. 30.10 ст. 7 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", контроль за соблюдением политическими партиями и их региональными отделениями законодательства Российской Федерации осуществляется органами Минюста РФ. Согласно ст. 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные комиссии субъекта РФ осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в субъекте РФ. Из представленной суду выписки из протокола 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от * 2011 года, на которой было принято решение о делегировании полномочий Бюро Комитета, следует, что на данной Конференции присутствовали как представители Министерства юстиции РФ по Псковской области, так и избирательной комиссии Псковской области, отметившие, что замечаний и нарушений не имеется. При данных обстоятельствах у избирательного объединения не имелось оснований полагать, что оно действует с нарушением требований закона или устава, и, напротив, имелись все основания полагать, что оно действует законно, разумно и добросовестно. В силу этого, вышеуказанные заключения Минюста РФ по Псковской области и ЦИК РФ, как создающие для участников избирательных правоотношений правовую неопределенность, не могут быть приняты судом во внимание. С учетом изложенного, суд принимает решение об удовлетворении заявленных по делу требований. В силу положений ст. 212 ГПК РФ, суд обращает настоящее решение к немедленному исполнению, так как иное приведет к невозможности реального восстановления нарушенных прав заявителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявления Чикина В.А., Семенова А.Н., Егорова Б.П., Акиншина Н.Г., Мучицина О.А. удовлетворить. Признать незаконными: - постановление Территориальной избирательной комиссии Островского района от * 2012 года № об отказе в регистрации Чикина В.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации», - постановление Территориальной избирательной комиссии Островского района от * 2012 года № об отказе в регистрации Семенова А.Н. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации», - постановление Территориальной избирательной комиссии Островского района от * 2012 года № об отказе в регистрации Егорова Б.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации», - постановление Территориальной избирательной комиссии Островского района от * 2012 года № об отказе в регистрации Акиншина Н.Г. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации», - постановление Территориальной избирательной комиссии Островского района от * 2012 года № об отказе в регистрации Мучицина О.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации». Обязать территориальную избирательную комиссию Островского района зарегистрировать: - Чикина В.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутого избирательным объединением «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №, для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва, - Семенова А.Н. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутого избирательным объединением «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №, для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва, - Егорова Б.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутого избирательным объединением «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №, для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва, - Акиншина Н.Г. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутого избирательным объединением «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №, для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва, - Мучицина О.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутого избирательным объединением «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №, для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва. Решение обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено и провозглашено * 2012 года. Судья Островского городского суда Псковской области Д.В. Иванов