решение о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Островского района



копия                                                                                                          Дело № 2-77/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Остров Псковская область                                                             ** 2012 года

                                                                                         

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Родаковой И.Р.,

с участием заместителя Островского межрайонного прокурора Петровой О.В.,

при секретаре Корныльевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Избирательного объединения «Псковское областное отделение КПРФ» о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Островского района от 01.02.2012 года «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

                                                   УСТАНОВИЛ:

Избирательное объединение «Псковское областное отделение КПРФ» в лице уполномоченного представителя Акиншина Н.Г., обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Островского района (далее - ТИК) от 01 февраля 2012 года «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутыми избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» в депутаты Собрания депутатов Островского района.

В обоснование заявленных требований указано, что основанием для отказа в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Псковское областное отделение политической партии "КПРФ" послужил тот факт, что выдвижение кандидатов было осуществлено Бюро Комитета Регионального отделения КПРФ, что, по мнению ТИК, не соответствует Уставу КПРФ, и, следовательно, нарушает установленный порядок выдвижения кандидатов. Полагают, что данный вывод ТИК неверен, поскольку в соответствии с постановлением Совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 23 сентября 2011 года, решением Конференции Псковского областного отделения политической партии "КПРФ" от 01 октября 2011 года, на основании п. 6.2 и п. 6.11 Устава КПРФ указанные полномочия были делегированы Бюро Комитета Регионального отделения КПРФ. Согласно п. 8.3 Устава именно ЦК КПРФ правомочен его толковать. Таким образом, выдвижение единого списка кандидатов Бюро Комитета областного отделения КПРФ не нарушает Устав КПРФ и соответствует Федеральному Закону «О политических партиях».

Также полагают, что, принимая оспариваемое постановление, ТИК вышла за пределы своей компетенции, так как не обладает полномочиями осуществлять контроль за соблюдением политическими партиями и их региональными отделениями и другими подразделениями законодательства Российской Федерации и уставов политических партий, поскольку в соответствии со ст. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», органом, уполномоченным осуществлять подобный контроль, является Министерство юстиции РФ. Однако в адрес Псковского регионального отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации» со стороны Управления Министерства Юстиции по Псковской области каких-либо письменных предупреждений о нарушении законодательства Российской Федерации и Устава КПРФ не поступало.

Кроме того, исходя из текста решения, им было отказано в регистрации, как кандидатам, выдвинутым "избирательным объединением "КПРФ", хотя в действительности они выдвинуты избирательным объединением "Псковское областное отделение политической партии "КПРФ".

Также полагают, что при принятии спорного постановления ТИК допустило нарушение процедурных норм закона, поскольку не известило Избирательное объединение «Псковское областное отделение КПРФ» в установленном порядке о каких-либо недостатках представленных ими документов, чем лишило возможности данные недостатки устранить. В связи с указанным, считают, что постановление ТИК от 01.02.2012 года не основано на законе, и нарушает право выдвинутых партией кандидатов быть избранными в органы местного самоуправления.

Представитель Избирательного объединения «Псковское областное отделение КПРФ» Акиншин Н.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

Председатель ТИК Егорова В.Е. с требованиями заявителя не согласилась, полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным. При этом пояснила, что в соответствии со ст. 31 п. 2 Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области», выдвижение кандидатов, в том числе и единого списка, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О политических партиях». 22.01.2012 года уполномоченным представителем Избирательного объединения «Псковское областное отделение КПРФ» Акиншиным Н.Г. в ТИК были представлены документы для заверения единого списка кандидатов, выдвинутых данным объединением. Данные документы были приняты и заверены, после чего в соответствии с законом ТИК приступила к их проверке. Из документов, представленных в ТИК Избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ», в частности, выписки из протоколов Бюро Псковского областного комитета КПРФ от 15.01.2012 года, следовало, что на его заседании был выдвинут список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Островского района пятого созыва, что являлось нарушением ст. 25 ФЗ «О политических партиях», так как решение о выдвижении принималось не уполномоченным на то органом, поскольку Уставом КПРФ такой порядок выдвижения не предусмотрен. В связи с выявленным несоответствием, ТИК обратилось за разъяснением данного вопроса в избирательную комиссию Псковской области. 30.01.2012 года поступило разъяснение, в котором указывалось, что Бюро комитета регионального отделения КПРФ согласно уставу КПРФ не полномочно выдвигать кандидатов на выборы в органы местного самоуправления. 27.01.2012 г. в адрес Уполномоченного представителя Избирательного объединения «Псковское областное отделение КПРФ» Акиншина Н.Г. было направлено уведомление о том, что 01.02.2012 года состоится заседание ТИК, по вопросу о возможном отказе в регистрации единого списка кандидатов и кандидатов по одномандатным округам, выдвинутых его избирательным объединением. Не отрицает, что в тексте уведомления отсутствовали сведения о причинах возможного отказа в регистрации, и не предлагалось представить дополнительные документы, подтверждающие полномочия Бюро по выдвижению кандидатов на выборы. Однако с момента обнаружения несоответствия документов требованиям закона ею в личных беседах с Акиншиным Н.Г. неоднократно обращалось внимание на этот факт. Указывает, что на момент принятия оспариваемого решения о постановлении Совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 23 сентября 2011 года и решения Конференции Псковского областного отделения политической партии "КПРФ" от 01 октября 2011 года, комиссии известно не было, соответствующие документы в комиссию представлены не были. Кроме того, уполномоченный представитель избирательного объединения Акиншин Н.Г. 01.02.2012 года на заседании ТИК присутствовал, однако каких-либо замечаний от него не поступило.

Поясняет, что ТИК действительно допустила техническую ошибку в резолютивной части оспариваемых постановлений, указав избирательное объединение «Коммунистическая партия Российской Федерации», а не избирательное объединение» Псковское областное отделение «КПРФ», которая, по ее мнению, основанием для признания данных постановлений незаконными не является.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора                Петровой О.В., полагавшей необходимым в удовлетворении требований заявителей отказать, исследовав материалы дела, суд находит заявленные по делу требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Островского района четвертого созыва от 13 декабря 2011 года № 338 на 04 марта 2012 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва.

22 января 2012 года ТИК были приняты представленные заявителями документы на выдвижение кандидатов, выдвинутых «Псковским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Постановлением ТИК от 23 января 2012 года № 13/29 заверен единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Островского района пятого созыва, выдвинутый «Псковским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

27 января 2012 года уполномоченному представителю избирательного объединения «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва Акиншину Н.Г. комиссией направлено извещение о том, что 01 февраля 2012 года в 15.00 ТИК будет рассматриваться вопрос о возможном отказе в регистрации единого списка данного избирательного объединения и кандидатов по одномандатным избирательным округам.

О каких-либо конкретных обстоятельствах, препятствующих регистрации кандидатов в депутаты, несоответствии представленных документов требованиям закона, в данном извещении не указано.

Постановлениями ТИК от 01 февраля 2012 года № 14/60 отказано в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутого данным объединением (л.д.14-15).

Основанием для отказа, явился тот факт, что выдвижение кандидатов было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, хотя, по мнению ТИК, исходя из п. 2 ст.25 Федерального закона "О политических партиях", пунктов 5.3 и 6.3 Устава "КПРФ", выдвижение кандидатов на выборы такого характера относится к компетенции Конференции регионального отделения.

Оценивая правомерность постановления ТИК от 01.02.2012 года, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

Аналогичное положение содержится и в ч. 2 ст. 31 Закона Псковской области от 01 августа 2003 года N 295 "Избирательный кодекс Псковской области".

В силу ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Согласно ч. 2 ст. 25 федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков) кандидатов не только конференциями или общими собраниями региональных отделений партии, но и иными органами, предусмотренными уставом политической партии.

Согласно п.3.1 Устава "КПРФ" региональные отделения являются структурными подразделениями партии.

В силу п.6.2 Устава «КПРФ» высшим руководящим органом регионального структурного подразделения является Конференция, проводимая не реже одного раза в два года.

Согласно п.6.3 Устава «КПРФ» Конференция правомочна самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции вышестоящих органов. При этом к компетенции Конференции относится, в том числе, выдвижение списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления.

Пунктом 6.11 Устава для решения политических, организационных и текущих вопросов предусмотрено создание Бюро Комитета. Таким образом, Бюро Комитета является самостоятельным органом структурного подразделения партии.

При этом, в силу положений п.6.11 Устава Бюро Комитета помимо прямо указанных в данном пункте задач может решать и другие вопросы по поручению вышестоящих органов партии.

Постановлением 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года Конференция делегировала свои полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты Бюро Комитета (л.д.19).

Указанное постановление регионального отделения "КПРФ" принято во исполнение постановления X совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, согласно которому всем региональным отделениям партии прямо рекомендовано предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах Бюро Комитета (л.д.20).

Таким образом, поскольку Бюро Комитета является органом партии, предусмотренным ее Уставом, данный орган, согласно Уставу, вправе решать любые вопросы по поручению вышестоящих органов.

Конференция делегировала Бюро Комитета свои полномочия по выдвижению кандидатов, списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах, и возможность такого выдвижения иными органами, предусмотренными уставом политической партии, федеральным законом не исключается.

Учитывая, что Федеральный закон "О политических партиях" не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, притом, что в соответствии с Уставом "КПРФ", выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, суд приходит к выводу о правомочности Конференции делегировать указанные полномочия Бюро Комитета.

В связи с этим, суд находит доводы заявителей о незаконности оспариваемого решения обоснованными.

Кроме того, согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

По смыслу закона извещение должно быть письменным и нем должно быть отражено, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для регистрации кандидата (списка кандидатов), какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит данное нарушение, каким образом и в какие сроки, оно может быть устранено.

Таким образом, федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право избирательных объединений и кандидатов исправлять допущенные ими нарушения в связи с наличием документов, оформленных с нарушением требований закона, а у избирательных комиссий имеется корреспондирующая обязанность по извещению кандидатов и избирательных объединений о наличии таких нарушений в указанных документах.

Однако, текст представленного ТИК извещения от 27.01.2012 года данным требованиям не соответствует (л.д.88), что лишало представителя избирательного объединения возможности до заседания комиссии устранить допущенные нарушения или представить дополнительные документы, подтверждающие полномочия Бюро комитета. В связи с чем, суд полагает, что оспариваемое постановление принято с нарушением вышеуказанных норм закона.

То обстоятельство, что оспариваемое постановление, исходя из его текста, вынесено в отношении единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Коммунистическая партия Российской Федерации", а не в отношении списка кандидатов от избирательного объединения "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", суд считает технической ошибкой, которая обстоятельством, имеющем значение для правильного разрешения данного дела, не является.

Кроме того, суд находит обоснованным доводы заявителя о том, что со стороны Управления Министерства Юстиции по Псковской области в адрес Псковского регионального отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации» каких-либо письменных предупреждений о нарушении законодательства и Устава КПРФ не поступало.

Одним из ведущих принципов международного права и Российской правовой системы является принцип правовой определенности, который предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О политических партиях" и п. 30.10 ст. 7 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", контроль за соблюдением политическими партиями и их региональными отделениями законодательства Российской Федерации осуществляется органами Минюста РФ.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные комиссии субъекта РФ осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в субъекте РФ.

Из представленной суду выписки из протокола 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года, на которой было принято решение о делегировании полномочий Бюро Комитета, следует, что на данной Конференции присутствовали, как представители Министерства юстиции РФ по Псковской области, так и избирательной комиссии Псковской области, отметившие, что замечаний и нарушений не имеется (л.д.16-18).

При данных обстоятельствах у избирательного объединения не имелось оснований полагать, что оно действует с нарушением требований закона или устава, и, напротив, имелись все основания полагать, что оно действует законно, разумно и добросовестно.

С учетом изложенного, суд принимает решение об удовлетворении заявленных по делу требований.

В силу положений ст. 212 ГПК РФ, суд обращает настоящее решение к немедленному исполнению, так как иное приведет к невозможности реального восстановления нарушенных прав заявителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

                                                       РЕШИЛ:

Заявление Избирательного объединения «Псковское областное отделение КПРФ» о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Островского района от 01 февраля 2012 года об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» признать незаконным.

Обязать территориальную избирательную комиссию Островского района зарегистрировать единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Островского района, выдвинутого избирательным объединением «Псковское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Островского района пятого созыва.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Мотивированное решение принято и провозглашено судом 17 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Островского городского суда

Псковской области                                                                                             И.Р. Родакова

Решение не обжаловано и вступило в законную силуа