решение по иску о восстановлении срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности принять на внеочередной учет в качестве нуждающейся в жил.помещении



Дело № 2-21/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**. 2012 года                                                             г. Остров Псковской области                                                                

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

с участием: истицы Панчуриной Н.В., представителя ответчика Администрации Островского района - Жуковой О.В., действующей по доверенности от **.**.2011г., сроком действия * г., представителя территориального управления Островского района ГГУ социальной защиты населения Псковской области - Подругиной С.В., действующей по доверенности от **.**.2011г., сроком действия * г.,

при секретаре Андреевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панчуриной Н.В. к Администрации Островского района Псковской области о восстановлении пропущенного срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности принять на внеочередной учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Панчурина Н.В. обратилась в Островский городской суд с иском к Администрации Островского района Псковской области о возложении обязанности по принятию ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья.

В обосновании требований указала, что в возрасте до 18-ти лет она осталась без попечения родителей. Ее мать - Н.Г.И. умерла **.**.2002 года, отец - Н.В.В. решением Островского городского суда от **.**.2005 года признан безвестно отсутствующим с **.**.2003 года. Постановлением Администрации Островского района № ** от **.**.2003 года над ней было установлено попечительство в лице дяди И.В.И. В период с 2003г. по 2005г. она проходила обучение в ПУ № ** г. Острова по специальности «***», где находилась на полном государственном обеспечении. На время обучения в ПУ № ** г. Острова за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д. ***, Островского района, Псковской области, д.***, кв.*** (в настоящее время дом № **), которое являлось собственностью ОАО «***», Островского района. В настоящее время проживание в закрепленном жилом помещении невозможно, поскольку жилье нуждается в проведении капитального ремонта, осуществить который за счет средств ОАО «***» и собственных средств не представляется возможным. Другого жилого помещения, пригодного для проживания, в пользовании и в собственности она не имеет, на очереди в Администрации Островского района в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, снимает жилье, в котором проживает с малолетним сыном.

Указала, что с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрацию Островского района она не обращалась, поскольку постоянно проживала и работала в г. ***, где на 6-м месяце беременности потеряла ребенка. В тот же период ее оставил муж, они расторгли брак, и после потери ребенка на протяжении длительного времени она проходила реабилитацию у врача акушера-гинеколога, находилась в стрессовом состоянии.

Считает, что как лицо, оставшееся без попечения родителей, она имеет право быть обеспеченной жилым помещением, поскольку закрепление за ней жилого помещения, не относящееся к государственному или муниципальному жилищному фонду было осуществлено Администрацией Островского района в нарушение действующего в то время жилищного законодательства, кроме того, в настоящее время, указанное жилье не сохранилось.

В судебном заседании истица Панчурина Н.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования изменила, о чем представила суду письменное заявление (уточненное), и просила суд восстановить ей пропущенный срок для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и возложить на Администрацию Островского района обязанность поставить ее на внеочередной учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. Свои требования мотивировала тем, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации Островского района над ней было установлено попечительство в лице дяди И.В.И., в семье которого и на его жилплощади она проживала до 19-ти лет. В период с 2003г. по 2006г. она проходила обучение в ПУ № ** г. Острова по специальности «***», где находилась на полном государственном обеспечении. На период обучения за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д.***, Островского района, Псковской области, д.***, кв.*** (в настоящее время дом № **), которое являлось собственностью ОАО «***». Сразу после окончания училища она уехала в г. ***, где устроилась на работу и вышла замуж за П.А.С. Вместе с мужем они проживали до *** 2008 года у родителей последнего. Находясь в браке и будучи беременной, по медицинским показаниям **.**. 2007 года ей прервали беременность, так как по результатам УЗИ у плода была обнаружена патология - ***. Впоследствии, в 2008 году на протяжении более 6-ти месяцев она проходила лечение в больницах г.***, реабилитацию у врача акушера-гинеколога, так как потеря ребенка подорвала ее здоровье, она тяжело переживала случившееся, находилась в подавленном состоянии. Отношения с семьей мужа испортились, муж стал ее избивать, выгнал из квартиры и впоследствии брак между ними был расторгнут. Она осталась проживать в г. ***, так как имела постоянную работу, кроме того, ей требовалось завершить лечение, снимала у своих подруг комнату. Затем она познакомилась с мужчиной, забеременела и до конца беременности, до 2009 года проходила обследование в диагностическом центре г.***. В начале 2009 года она приехала в г.Остров, где в *** 2009 года у нее родился сын. В этот период она стала проживать в доме у дяди И.В.И., семья которого помогала ей осуществлять уход за ребенком. В связи с нуждаемостью в деньгах и необходимостью содержать ребенка, она вернулась на прежнюю работу в г.***, оставив по договоренности ребенка на попечении тети, которой ежемесячно отправляла *** - *** рублей на содержание сына. В *** 2011 года по семейным обстоятельствам она вынуждена была вернуться в г.Остров, поскольку ее тете необходимо было устраиваться на работу и за ребенком некому было присматривать. В настоящее время она имеет статус матери-одиночки, проживает вместе с сыном и сожителем, у родителей последнего по адресу: г.Остров-*, Псковской области, ул. *** д.***, кв.*** Постоянную регистрацию имеет в д.***, Островского района, Псковской области, в закрепленной за ней квартире, которая по заключению комиссии при Администрации Островского района требует проведения капитального ремонта. Данное жилое помещение расположено в 12-ти квартирном двухэтажном доме, в котором только две квартиры являются жилыми. Одна из квартир находится на 1 этаже, переоборудована под почтовое отделение, во второй квартире на 2 этаже проживает цыганская семья. В квартире частичные удобства, имеется туалет, водоснабжение отсутствует, на стенах плесень, сырость, конструкции дома разрушаются, крыша течет. Считает, что закрепленное за ней жилье непригодно для проживания, поскольку в нем отсутствуют приборы отопления, самодельная печка требует ремонта, печная труба, электропроводка находятся в аварийном состоянии, электроосвещение отсутствует, полы сгнили. Данное жилье нуждается в проведении капитального ремонта, осуществить который за счет средств ОАО «***» или за счет собственных средств не представляется возможным. Другого жилого помещения, пригодного для проживания, в пользовании и в собственности она не имеет, на очереди в Администрации в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. О своем праве на получение жилья вне очереди, как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она узнала только в 2011 году от сестры жены ее дяди И.В.И., юриста по образованию, когда ей уже исполнилось 24 года. После этого, она сразу обратилась в органы опеки и попечительства г.Острова. Считает, что срок для постановки на учет пропущен по уважительной причине, поскольку ранее ей никто не разъяснял ее право на получение социальных гарантий, в том числе, право на получение жилья. В связи с тем, что до установленного законом возраста - 23 года она не обращалась в Администрацию Островского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в настоящее время она не может воспользоваться своим правом на обеспечение жильем, гарантированным ей государством. Указала, что пропуск срока также обусловлен длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с переживаниями по поводу потери первого ребенка и сложившейся тяжелой жизненной ситуацией.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Островского района Псковской области - Жукова О.В. с исковыми требованиями Панчуриной Н.В. не согласилась. Свою позицию аргументировала тем, что истица Панчурина Н.В. до достижения 23-летнего возраста в Администрацию Островского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обращалась, в связи с чем, в соответствии с законодательством, она утратила право быть обеспеченной жильем за счет государства по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, обязанность по сохранению закрепленного за истицей жилого помещения была возложена на ее попечителя И.В.И., между тем, в настоящее время жилье должным образом не сохранилось, требует проведения капитального ремонта. Показала, что с учетом материального положения и состояния здоровья, истица не лишена права обратиться в Администрацию Островского района с заявлением о постановке ее на очередь в качестве нуждающейся в получении жилья на общих основаниях, как малоимущая. Уважительных причин пропуска истицей срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация Островского района не усматривает, в связи с чем, просит в иске отказать.

Третье лицо - консультант территориального управления Островского района Главного государственного управления социального развития Псковской области -Подругина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск Панчуриной Н.В. поддержала, пояснила, что Панчурина Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - Н.Г.И. умерла **.**.2002 года, а отец - Н.В.В. решением Островского городского суда от **.**.2005 года признан безвестно отсутствующим. В *** 2003 года постановлением Администрации Островского района над Панчуриной Н.В. установлено попечение в лице ее дяди И.В.И. С 2003г. по 2006г. истица проходила обучение в ПУ № ** г. Острова по специальности «***», где находилась на полном государственном обеспечении. На время обучения в ПУ № ** г. Острова за истицей было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д.***, Островского района, Псковской области, д.***, кв.*** (в настоящее время дом № **), которое являлось собственностью ОАО «***». Обязанность по сохранению данного жилья была возложена на И.В.И., который по мере возможности принимал меры к поддержанию жилья в надлежащем состоянии, однако сохранить квартиру не удалось, так как в ней необходимо было проживать. По окончании обучения в ПУ № ** Панчурина Н.В. не была осведомлена о порядке реализации своего права быть обеспеченной жильем за счет государства, поэтому до достижения 23-х летнего возраста обращение в Администрацию Островского района с соответствующим заявлением с ее стороны не последовало, кроме того, сразу после обучения истица уехала в г.*** в поисках работы. Проживая и работая в г. ***, истица оказалась в тяжелой жизненной ситуации, которая была связана с потерей ребенка, и как следствие этого, ухудшившимся состоянием ее здоровья, где на протяжении длительного времени она проходила требуемое лечение. В 2010 году в органы опеки обратился брат Панчуриной Н.В. - Н.А.В., проживающий на территории г. Острова, по поводу закрепленного за их семьей жилья. В связи с этим, в адрес Администрации органами опеки было написано письмо об оказании содействия в предоставлении акта и заключения межведомственной комиссии о пригодности или непригодности данного жилого помещения. Межведомственной комиссией жилье было обследовано, однако акта в адрес опеки направлено не было. В 2011 году решением межведомственной комиссии при Администрации Островского района закрепленная за истицей жилплощадь признана требующей проведения капитального ремонта. Указала, что данное жилое помещение расположено в 12-ти квартирном двухэтажном доме, где только две квартиры являются жилыми, при этом одна из них переоборудована под почтовое отделение, во второй квартире проживает цыганская семья. Практически дом является нежилым. Считает, что закрепленное за Панчуриной Н.В. жилое помещение непригодно для проживания, поскольку в нем отсутствуют приборы отопления, электропроводка, сгнили полы, конструкция дома разрушается. Другого жилого помещения истица не имеет, за счет собственных средств произвести ремонт закрепленного за ней жилья не в состоянии. В настоящее время Панчурина Н.В. имеет на иждивении малолетнего ребенка и нуждается в обеспечении жилым помещением. Полагает, что в силу объективных причин истица не могла своевременно обратиться по вопросу предоставления жилья, поскольку ей не было разъяснено право на обеспечение жилым помещением, а также порядок реализации этого права, о своем праве истица узнала только по достижении 23-х лет. Кроме того, длительное время Панчурина Н.В. проживала в другом регионе, в г. ***, где у нее сложилась тяжелая жизненная ситуация, возникли серьезные проблемы со здоровьем, которые требовали длительного лечения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Панчурина (до брака Николаева) Н.В., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Ее мать - Н.Г.И. умерла **.**. 2002 года, что подтверждается свидетельством о смерти серии *** № **, выданным **.**.2002 года (актовая запись № **) (л.д.25).

Решением Островского городского суда Псковской области от **.**. 2005 года отец истицы Н.В.В. признан безвестно отсутствующим с **.**.2003 года (л.д. 31).

Постановлением Администрации г.Острова и Островского района № ** от **.**.2003 года «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Николаевой Н.В.» попечителем истицы был назначен И. В.И., также за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу: Псковская область, Островский район, *** волость, д. *** (л.д. 32) В последующем постановлением главы Администрации г.Острова и Островского района № ** от **.**.2004г. «О сохранении жилой площади за несовершеннолетними Н.А.В. и Николаевой Н.В.» обязанность по сохранению жилого помещения была возложена на администрацию *** волости, АОЗТ «***» и опекуна И.В.И. (л.д. 33). На момент закрепления данная квартира состояла на балансе АОЗТ «***» и в то время требовала проведения косметического ремонта, что следует из актов от **.**.2002г. и **.**.2004г. (л.д. 36, 37).

В период с **.**.2003г. по **.**.2006г. Панчурина Н.В. проходила обучение в ПУ № ** г.Острова, Псковской области по специальности «***», где находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 43).

Согласно выписки из лицевого счета администрации сельского поселения «*** волость» от **.**.2011 года, истица Панчурина Н.В. зарегистрирована с **.**.2004 года по настоящее время по адресу: Псковская область, Островский район, *** волость, д. ***, д. ***, кв. *** (л.д. 34).

Из акта обследования помещения от **.**.2011г. видно, что закрепленное за истицей жилое помещение находится в двухэтажном с частичными удобствами 12-ти квартирном кирпичном доме, из которых две квартиры являются жилыми, при этом одна квартира переоборудована под почтовое отделение. На наружной стене дома (лоджии) наблюдается вертикальная трещина, которая образовалась за счет разрушения кирпичной кладки стены, на которую опирается балконная плита (1 этаж), отсутствует конек, стропильная система поражена гнилью. В закрепленной квартире электроосвещение отсутствует, электропроводка находится в аварийном состоянии и частично отсутствует, самостоятельно установленная печь находится в аварийном состоянии, отсутствует котел и приборы отопления, трубы газоснабжения демонтированы, частично отсутствует остекление, дощатое покрытие полов на кухне требует замены. Данное жилое помещение нуждается в проведении капитального ремонта (л.д. 43).

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абз. 4 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от ред. от 21.11.2011) (далее Федеральный Закон), к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (п. 2 ст. 8 Закона).

Как видно из показаний истицы и представленных документов, Панчурина Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д.***, Островского района, Псковской области, д.***, кв.***, находящееся в ведении ОАО «***».

Между тем, судом установлено, что жилое помещение, в котором истица сохраняет регистрацию по настоящее время, признано в установленном порядке требующим проведения капитального ремонта.

Соответственно, в настоящее время истица по независящим от нее причинам лишена возможности пользоваться закрепленным за ней жилым помещением, иной жилплощади не имеет и нуждается в обеспечении жильем.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

С учетом правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Законом Псковской области от 3 июня 2011 года №1082-оз органам местного самоуправления муниципальных образований области, в том числе, «Островскому району переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц соответствующих категорий (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на неопределенный срок.

Из материалов дела усматривается, что истица Панчурина Н.В. до достижения ею возраста 23-х лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрацию Островского района не обращалась, с чем ответчик связывает утрату истицей права быть обеспеченной жильем за счет государства как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей.

С данной позицией ответчика суд не соглашается.

Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из статьи 1 закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Между тем, нормативные положения указанного Федерального закона направлены на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В развитие конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, прекращения над ними опеки и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Судом установлено, что истица не обеспечивалась жильем по окончании пребывания ее в образовательном учреждении, прекращении над ней опеки. То обстоятельство, что истица не включена в соответствующий Список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, не лишает истицу права на получение жилого помещения, поскольку в соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Невозможность реализации права истицы быть обеспеченной жилым помещением по тому мотиву, что в силу достижения 23-х летнего возраста на неё не могут распространяться закрепленные законом права для детей-сирот, не означает, что такое право не может быть восстановлено в судебном порядке.

Из объяснений истицы следует, что о своем праве на получение жилья вне очереди, как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она узнала в 2011 году по достижении возраста 24-х лет.

Кроме того, пропуск срока для постановки ее на соответствующий учет был обусловлен наличием объективных причин, а именно, длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с переживаниями по поводу потери первого ребенка, ухудшением состояния ее здоровья, необходимости длительного лечения, а также самого факта проживания истицы в другой области.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля И.В.И. (дяди истицы, ранее попечителя) о том, что Панчурина Н.В. до достижения совершеннолетнего возраста проживала в его семье, на его жилплощади, обучалась в ПУ № ** г. Острова по специальности «***, по окончании училища поступила на компьютерные курсы, однако учебу не завершила и уехала в г.*** в поисках работы. Там вышла замуж, однако семейные отношения с мужем не сложились, в тот же период она потеряла ребенка, у нее возникли серьезные осложнения со здоровьем, в связи с чем, она длительное время лечилась в г. ***. Подтвердил, что закрепленное за Панчуриной Н.В. жилое помещение в д. ***, Островского района разрушено, проживание в нем невозможно, восстановить жилое помещение за счет собственных средств Панчурина Н.В. не в состоянии.

Свидетель Н.А.В. (родной брат истицы) показал, что его сестра Панчурина Н.В. по окончании обучения в ПУ № ** г. Острова уехала в г. *** в поисках работы, где проживала около 5 лет, там же вышла замуж, однако семейные отношения с супругом не сложились, брак был расторгнут, кроме того, сестра в тот же период потеряла ребенка и длительно лечилась. Подтвердил, что о том, что они имеют с сестрой право на получение жилья вне очереди в связи с утратой закрепленного за ними жилого помещения, они не знали, положения закона им никто не разъяснял. О своем праве он узнал от жены дяди И.В.И. в конце 2010 года, после чего, сразу обратился в органы опеки и с соответствующим заявлением в Администрацию Островского района, длительное время собирал документы для принятия его на учет, однако по своему обращению какого-либо ответа до настоящего времени от Администрации не получил. Об этом же он поставил в известность сестру, когда последняя переехала из г.*** на постоянное проживание в г. Остров в 2011г.

Данные о состоянии здоровья истицы Панчуриной Н.В. и необходимости оперативного вмешательства в исследуемый период подтверждаются представленной в деле индивидуальной картой беременной. (л.д. 68-76). Помимо этого, истицей для обозрения суду представлены фотоматериалы в отношении закрепленного за ней жилого помещения, расположенного в д. ***, Островского района, Псковской области, из которых видно, что техническое состояние жилого помещения и сохранившиеся конструктивные элементы дома создают опасность для проживания в нем.

Анализируя вышеприведенные доказательства, суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, приходит к выводу, что поскольку правовое регулирование жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, а в данном случае, объективная нуждаемость истицы в жилом помещении нашла свое подтверждение, принимая во внимание, что истица не была осведомлена о порядке реализации своего права на обеспечение жильем и в силу объективных причин и наличия длительной психотравмирующей ситуации своевременно не обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке ее на внеочередной учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, то, при указанных обстоятельствах, имеются основания для признания причин пропуска срока для принятия истицы на соответствующий учет уважительными и восстановлении ее нарушенного права.

При таком положении, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с удовлетворением заявленного иска, в пользу Панчуриной Н.В. с ответчика подлежат взысканию понесенные судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере *** рублей.

Руководствуясь ст.ст. 197-199, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Панчуриной Н.В. к Администрации Островского района Псковской области о восстановлении пропущенного срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности принять на внеочередной учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Восстановить Панчуриной Н.В., *** года рождения, пропущенный срок для принятия ее на учет Администрацией Островского района Псковской области в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Администрацию Островского района Псковской области принять Панчурину Н.В., *** года рождения, уроженку поселка ***, Псковской области на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи - 1 человек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.          

Мотивированное решение составлено и оглашено **.**. 2012 года.

Судья Островского городского суда:                    Н.О. Мучицина

Решение вступило в законную силу.