Дело № 2-15/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Остров Псковской области ** 2012 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующей судьи Родаковой И.Р.,
при секретаре Корныльевой Т.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровой Н.М. к Администрации Островского района о признании незаконным постановления Администрации Островского района об отказе в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Н.М. в интересах которой, на основании доверенности, действует Петров А.В., обратилась в суд с заявлением к Администрации Островского района о признании незаконным постановления Администрации Островского района об отказе в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении.
Истец в судебное заседание не явился в связи с болезнью, предоставила заявление, в котором просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истицы Петров А.В. в судебном заседании пояснил, что его мать Петрова Н.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». ** 2011 года Постановлением Администрации Островского района Псковской области №* ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как представленные документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ранее она проживала в д. ..., Островского района в доме своего сына П.С.В. с ** 1989 года, умершего ** 2007 года, в ** 2011 года она после выписки из больницы, после долгой тяжелой болезни, в связи с тяжелым состоянием здоровья переехала жить к нему по адресу: г. Остров, ул. ..., дом ... и была там зарегистрирована, так как проживать по старому месту жительства было невозможно, в связи с тем, П.С.В. злоупотреблял спиртными напитками, в доме всегда собирались его друзья и распивали спиртные напитки, дом неблагоустроенный, непригоден для проживания лиц такого преклонного возраста. Кроме того, несмотря на проживание в одном доме с семьей сына, имеют свои источники дохода, ведут отдельный бюджет и раздельное хозяйство, совместное проживание в семье собственников жилого помещение обусловлено отсутствием у нее другого пригодного для проживания жилья. Полагает, что указанные выше обстоятельства, свидетельствующие о вынужденном характере переезда матери на иное место жительства Администрацией приняты во внимание не были. Считает отказ незаконным и просит обязать Администрацию Островского района поставить ее на учет как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалида второй группы, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Считает, что нарушено ее право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для ветеранов, которое не может быть ограничено в силу Конституции РФ.
Представитель Петровой Н.М. – адвокат Горбань Г.Е. позицию Петрова А.В.. поддержала по указанным обстоятельствам.
Представитель ответчика – Администрации Островского района в судебное заседание извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, считает исковые требования Петровой Н.М не обоснованными.
Свидетели П.Т.В. и В.С.А. обстоятельства, изложенные представителем истца полностью подтвердили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Петрова Н.М. относится к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан, что подтверждается выданным ей удостоверением территориального отдела управления социальной защиты населения ** 1997 года.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 (пунктом 1) постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее-бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данная норма о праве на льготы узников сохранена пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122 –ФЗ (в редакции 07 февраля 2011 года) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Так, в соответствии со ст. 15 ст. 23.2 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции 06.05.2010 года №79-ФЗ, распространяющейся на правоотношения с 01.01.2010 года), предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии со ст. 23.2 настоящего Федерального закона, независимо от их имущественного положения, по обеспечению жильем общей площади 36 кв. метров.
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 18 настоящего федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 №614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Администрация Островского района при отказе в постановке на учет исходила из того, что Петрова Н.М. зарегистрировалась по месту жительства в дом по адресу: г. Остров, переулок ... д. ..., владельцем * доли которого является ее сын Петров А.В.., т.е она является членом семьи собственника. С **.1989 года до ** 2011 года Петрова Н.М. была зарегистрирована в доме по адресу: Островский район, д. ... владельцем которого является её сын П.С.В. В доме были зарегистрированы 3 человека, жилая площадь 40 квадратных метра, ** 2011 года Петрова Н.М. зарегистрировалась в доме жилой площадью 46,1 квадратных метра в котором были зарегистрированы 4 человека. Согласно ст. 53 ЖК РФ, «граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
Отказывая в постановке на очередь, Администрацией не было учтено, что Петрова Н.М. являясь несовершеннолетним узником, приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, и в силу ст. 15 и ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовала.
Администрацией при разрешении вопроса отказа в принятии на учет подлежали применению как нормы Жилищного Кодекса РФ, так и положения Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», статья 23.2 которого предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, исходя из общей площади 36 кв. метров на человека.
Администрация Островского района при отказе в постановке на учет данную норму не применила и необоснованно исходила из того, что Распоряжением Администрации Островского района от ** 2005 года №* «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» с **.2005 года установлена учетная норма для постановки на учет общей площадью менее 7 кв. метров.
Вышеназванное решение органа местного самоуправления не соответствовало также и ст. 49 ч. 3 и ст. 50 ч. 3 и 6, ст. 51 ч. 1 п. 2 Жилищного кодекса РФ (в редакции 29.12.2006 года №250-ФЗ), согласно которого жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основании нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Решение органа местного самоуправления, как не соответствующее положениям вышеуказанных Федеральных законов, не подлежало применению при решении вопроса об отказе в постановке на очередь Петрову Н.М. в силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в соответствии со ст. 51 ч. 1 п.3 Жилищного кодекса РФ.
Право Петровой Н.М. на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Постановлением Администрации Островского района № * от ** 2011 года Петровой Н.М. было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как предоставленные документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях п.п.2, п.1 ст. 54 ЖК РФ.
Согласно справке ООО «Дом-сервис» зарегистрирована по адресу: г. Остров, пер. ... д.... и проживает там с семьей сына, состоящей из 4 человек.
Из предоставленных документов установлено, что дом по адресу г. Остров, пер. ... д.... находится в долевой собственности в равных долях в * доле каждому Петрову А.В. и П.Т.В..
Выпиской из поквартирной карточки от ** 2011 года дом в деревне ..., Островского района принадлежал П.С.В. в котором были зарегистрированы его мать Петрова Н.М. и его сестра П.В.В.
Согласно сообщению Федеральной регистрационной службы по Псковской области (в настоящее время Управления Росреестра по Псковской области) прав Петровой Н.М. на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Согласно справке Управления жилищно-коммунального хозяйства (сулжбе заказчика) (отдел приватизации) Петрова Н.М. в приватизации не участвовала и приватизированного жилья не имеет.
Справкой Островского филиала ГП «БТИ» подтверждается, что в собственности у Петровой Н.М. жилых помещений не зарегистрировано.
Согласно заключению ТУ УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области ** 2012 года № * дом по адресу: Островский район, ... волость, деревня ... не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 п.4,1; 4.7; 5,,4; 8.1.1; 9.1. «Санитарно-эпидемилогическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». При этом описано, что дом бревенчатый, обитый вагонкой, одноэтажный, площадь замерить не предоставляется возможным, так как не возможно подойти к углам из-за мусора лежащего в углах, состоящей из 1 комнаты совмещенной с кухней без перегородок, коридора, веранды. Зарегистрированы по адресу 2 человека, никто не проживает. Полы дома деревянные шаткие, стены – бумажные обои оборваны, потолки – деревянные покрашены. В стенах дома и на фронтонах сквозные дыры в комната. Рамы разрушены, часть вывалились. Частично, отсутствуют стекла. Подоконники разрушены превратились в труху, открывание окон и форточек невозможно. На веранде стекла отсутствуют. Туалет расположен в неотаплеваемой части дома, в стенах, крыше имеются щели в которых лежит снег, выгреб полностью разрушен, воду берут из реки ..., расположенной в 150 м. от дома, которая в летний период высыхает, возле дома имеется колодец в котором вода отсутствует, отопление индивидуальное, печь обрушена до основания.
С учетом данных обстоятельств в совокупности с показаниями свидетелей суд приходит к выводу, что переезд Петровой Н.М. на жительство к сыну носил вынужденный характер, связанный с невозможностью в силу ее преклонного возраста и наличия хронических заболеваний дальнейшего проживания в доме, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности с данными уведомлениями управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от **.2011 г. об отсутствии зарегистрированных прав истицы на какие-либо объекты недвижимости свидетельствуют о наличии оснований признать Петрову Н.М.. нуждающимся в жилом помещении.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Администрации Островского района № * от **.2011 года не основано на законе, а потому требования Петровой Н.М. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании ст. 15, ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ (в редакции 27.07.2010 года ), руководствуясь ст.ст. 197 -199,338 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования Петровой Н.М..
Признать решение Администрации Островского района - Постановление Главы Островского района № * от **.2011 года об отказе в принятии на учет Петрову Н.М. в качестве нуждающейся в жилых помещениях – незаконным.
Обязать Администрацию Островского района Псковской области поставить Петрову Н.М. как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалида <данные изъяты>, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 1 месяца в апелляционном порядке со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ** 2012 года.
Судья: Родакова И.Р.
Решение вступило в законную силу