Дело № 2-70/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.**. 2012 года г. Остров Псковской области
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Мучициной Н.О.,
с участием: старшего помощника Островского межрайонного прокурора Богдановой М.М.,
истицы – Мокляковой Н.В., представителей ответчика – Администрации Островского района – Николайчук Н.В., действующей по доверенности от **.**.2011г., сроком действия * г., Жуковой О.В., действующей по доверенности от **.**.2011г., сроком действия * г., представителя территориального управления Островского района ГГУ социальной защиты населения Псковской области – Подругиной С.В., действующей по доверенности от **.**.2011г., сроком действия * г.,
при секретаре Андреевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Мокляковой Н.В. к Администрации Островского района Псковской области о признании незаконным постановления Администрации Островского района о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Островский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации Островского района Псковской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди Мокляковой Н.В., *** года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма пригодного для постоянного проживания жилого помещения на территории муниципального образования «Островский район» Псковской области, на состав семьи – 1 человек, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта (муниципального образования) и имеющее общую площадь не менее нормы предоставления.
В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор заявленные требования изменил и просил признать незаконным постановление Администрации Островского района о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Моклякову Н.В., обязать восстановить Моклякову Н.В. в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении и предоставить ей вне очереди, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма пригодное для постоянного проживания жилое помещение.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Островской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заявлению Мокляковой Н.В., *** года рождения, по вопросу нарушения ее жилищных прав по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки было установлено, что родители Мокляковой Н.В. (до брака С.) – С.В.Я. и С.Н.Ф. решением Гдовского районного народного суда Псковской области от **.**.1994 года в отношении дочери лишены родительских прав. В соответствии с решением суда, Моклякова Н.В. передана органам опеки и попечительства, в результате чего, последняя приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Распоряжением администрации Гдовского района Псковской области от **.**.1994 года № ** «Об определении в детский дом» Моклякова Н.В. направлена в детский дом и за последней закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: Псковская область, Гдовский район, *** волость, д. ***. Собственником жилья являлась мать Мокляковой Н.В., которой жилой дом передан по договору приватизации.
Распоряжением администрации г.Острова и Островского района от **.**.1994 года № ** «О назначении опеки над несовершеннолетними детьми» над несовершеннолетней Мокляковой Н.В. было установлено попечительство в лице опекуна Д.Л.Я. (тети) и, с момента установления опеки, опекаемая проживала в семье последней по адресу: Псковская, область, Островский район, *** волость, д.***, обучалась в МОУ «*** средняя общеобразовательная школа».
В период с **.**.2001 года по **.**.2005 года Моклякова Н.В. проходила обучение в ГОУ «Профессиональный лицей № **» г.Пскова, где находилась на полном государственном обеспечении.
После окончания профессионального лицея, Моклякова Н.В. возвратилась в г. Остров, где проживала у знакомых, поскольку вернуться для проживания на закрепленную за ней жилую площадь в д. ***, Гдовского района не имела возможности, так как квартира находилась в антисанитарном состоянии, отсутствовало остекление окон, не имелось входной двери.
**.**.2008 года Моклякова Н.В. заключила брак с М.В.А. и стала проживать вместе с мужем в общежитии маневренного жилого фонда, расположенном по адресу: г.Остров, пер.***, д. ***, комн.***, предоставленном ей постановлением администрации Островского района от **.**.2006 года № **. От совместного брака **.**.2009 года у них родился сын М.А.В.. В настоящее время семья Мокляковых проживает в служебном жилом помещении по адресу: г.Остров-*, д. ***, кв.***, предоставленном М.В.А., как военнослужащему.
Постановлением Администрации Островского района от **.**.2006 года № ** «О постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Моклякова Н.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список на получение жилья по договору социального найма вне очереди как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с длительным не разрешением жилищного вопроса компетентным органом местного самоуправления Островского района и обращением Мокляковой Н.В. в прокуратуру по этому поводу, прокурором был инициирован в суд первоначальный иск в защиту прав последней о возложении на Администрацию Островского района обязанности по предоставлению жилья по договору социального найма.
Однако, в ходе рассмотрения гражданского дела было выявлено, что постановлением Администрации Островского района от **.**.2012 года № ** Моклякова Н.В. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, по причине выявления в представленных ею документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении данного вопроса.
Вышеуказанное решение Администрации Островского района о снятии Мокляковой Н.В. с учета прокурор считает незаконным, поскольку на момент принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, последней были предоставлены документы, свидетельствующие о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий, в том числе, сведения о нахождении закрепленного за Мокляковой Н.В. жилого помещения в д.***, *** волости, Гдовского района в неудовлетворительном состоянии, как требующего проведения ремонта.
В настоящее время в закрепленном за Мокляковой Н.В. жилом помещении никто не проживает, жилой дом заброшен собственником (ее матерью), разрушается, требует проведения капитального ремонта, что следует из акта осмотра помещения от **.**.2012 года.
Кроме того, поскольку Моклякова Н.В. с 1994 года постоянно проживает на территории Островского района, где имеет регистрацию, работает, создала семью, жилого помещения в пользовании по договору социального найма либо в собственности не имеет, то обязанность по предоставлению последней жилого помещения вне очереди должна быть возложена на Администрацию Островского района, как на орган местного самоуправления по месту постоянного проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 21.11.2011) (далее Федеральный Закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
Из анализа норм ст. 15, 57 ЖК РФ следует, что предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для постоянного проживания граждан, то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам, нормам и иным требованиям законодательства, а также иметь площадь на одного человека не менее нормы предоставления.
Моклякова Н.В. не подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств областного бюджета, поскольку закрепленное за ней жилое помещение непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, в том числе пожара, не признавалось.
Между тем, проживание Мокляковой Н.В. в закрепленном за ней жилом помещении не представляется возможным по объективным причинам, жилого помещения в собственности или предоставленном по договору социального найма она не имеет, жильем не обеспечена, соответственно, последняя нуждается в предоставлении жилого помещения как ребенок из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с этим, прокурор просит исковые требования к Администрации Островского района удовлетворить.
В судебном заседании истица Моклякова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители – С.В.Я. и С.Н.Ф. решением Гдовского районного народного суда Псковской области от **.**.1994 года были лишены в отношении нее родительских прав. При направлении в детский дом, решением Администрации Гдовского района за ней было закреплено жилое помещение в д. ***, *** волости, Гдовского района, которое затем было приватизировано ее матерью. В 1994 году над ней было установлено опекунство со стороны тети Д.Л.Я., в семье которой она стала проживать с 8-ми лет, и была прописана в ее доме. По месту своего проживания она окончила *** среднюю школу, в период с 2001г. по 2005г. проходила обучение в ГОУ «Профессиональный лицей № **» г.Пскова по специальности «экономика и бухгалтерский учет», где находилась на полном государственном обеспечении. По окончании обучения вернулась в д. *** в дом тети, в последующем, устроилась на работу в г.Острове, более года проживала у своих знакомых и друзей, т.к. своего жилья не имела. Первоначально, в 2005г. в устной форме она обращалась в Администрацию Гдовского района с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ввиду отсутствия собственного жилья, однако ей разъяснили, что поскольку она длительное время проживает на территории Островского района, то по этому поводу необходимо обращаться в Администрацию г. Острова. При обращении в Администрацию г. Острова в 2006 году, ее поставили на учет как нуждающуюся в жилом помещении, поскольку жилья на территории Островского района она не имела, а закрепленное жилье в д. ***, Гдовского района являлось непригодным для проживания. Администрация предоставила ей комнату в общежитии маневренного жилищного фонда по адресу: г.Остров, пер. ***, д. ***, ком. ***, в которой она проживала около 2-х лет. В *** 2008 года она вышла замуж за М.В.А., с которым впоследствии вселилась в предоставленную ему, как военнослужащему, служебную квартиру, по адресу: г.Остров-*, д. ***, кв. ***, где они проживают по настоящее время. Комнату в общежитии она сдала Администрации района. От совместного брака имеет сына М.А.В., *** года рождения, в настоящее время ожидается рождение второго ребенка. Иного жилья для проживания, кроме служебного, либо в собственности, она не имеет, закрепленный за ней жилой дом в д. *** по заключению комиссии Администрации Гдовского района требует проведения капитального ремонта, осуществить который за счет собственных средств она не в состоянии. В связи с рассмотрением гражданского дела в суде ей стало известно, что в *** 2012 года постановлением Администрации Островского района она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. О принятом решении ее никто не уведомлял, каких-либо извещений, писем по поводу разрешения ее жилищного вопроса из Администрации района она не получала. Данное решение ответчика считает незаконным, как нарушающим ее права, гарантированные государством детям, оставшимся без попечения родителей. Возвращение в закрепленное за ней жилое помещение невозможно по объективным причинам, поскольку она длительное время проживает на территории Островского района, здесь создала семью, имеет работу, кроме того, закрепленное за ней жилье в настоящее время заброшено, в доме никто не проживает, помещение разрушается, проживать в нем с малолетними детьми не представляется возможным. Просит признать незаконным постановление Администрации Островского района о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановить в списках граждан, нуждающихся в жилье и предоставить ей вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма пригодное для постоянного проживания жилое помещение.
Представитель ответчика – Администрации Островского района – Жукова О.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражала, пояснив, что у Администрации Островского района отсутствовали законные основания для постановки Мокляковой Н.В. на учет в 2006 году, в связи с чем, решением жилищной комиссии от **.**.2012 года она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ по тем основаниям, что на момент постановки на учет за последней было закреплено жилое помещение в д.***, Гдовского района, которое непригодным для проживания не признавалось, а также в связи с неправомерными действиями должностных лиц Администрации при решении вопроса о принятии на учет, поскольку представленные на тот момент документы не подтверждали ее право состоять на таком учете. Кроме того, указала, что поскольку Моклякова Н.В. первично была выявлена в Гдовском районе, где за ней закреплялось жилье, то обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке должна быть возложена на Администрацию Гдовского района, в связи с чем, просит в иске отказать.
Третье лицо – консультант территориального управления Островского района Главного государственного управления социального развития Псковской области –Подругина С.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что Моклякова Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав. На момент решения вопроса о направлении ребенка в детский дом, за ней Администрацией Гдовского района было закреплено жилое помещение в д. ***, *** волости, Гдовского района. Однако, в 1994 году, над девочкой было установлено опекунство в лице ее тети Д.Л.Я. и та переехала в Островский район в семью тети в д. ***, обучалась в *** средней школе, затем окончила Профессиональный лицей № ** г.Пскова, где находилась на полном государственном обеспечении. С того времени Моклякова постоянно проживает в Островском районе, здесь же имеет регистрацию, создала семью, работает, включена в реестр учета детей-сирот органов опеки и попечительства г. Острова. Поскольку какого-либо жилья на территории Островского района она не имела, то в 2006г. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в списки на получение жилых помещений вне очереди, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Впоследствии Администрацией Островского района Мокляковой Н.В. для проживания была предоставлена комната в общежитии маневренного жилищного фонда по адресу: г.Остров, пер. ***, д. ***, ком. ***. В 2008 года Моклякова Н.В. вышла замуж и совместно с мужем стала проживать в предоставленном ему, как военнослужащему, служебном жилом помещении. От совместного брака имеет ребенка, ожидается рождение второго ребенка. Какого-либо жилья на территории Островского района Мокляковой Н.В. не предоставлялось, собственного жилья в пользовании или собственности она не имеет, вернуться для проживания на закрепленную за ней жилую площадь возможности нет, так как дом заброшен, разрушается, в нем никто не проживает, жилое помещения в силу объективных причин требует капитального ремонта, произвести который за счет собственных средств Моклякова Н.В. не в состоянии, проживать на настоящий момент в нем с детьми невозможно. В ходе рассмотрения дела Администрация Островского района приняла решение о снятии Мокляковой Н.В. с учета, что является незаконным, т.к. последняя нуждается в обеспечении жилым помещением, поскольку возвратить ей закрепленное жилье не представляется возможным. При этом, снятие истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении с органами опеки согласовано со стороны Администрации не было. Полагает, что в данном случае нарушены права Мокляковой Н.В. на обеспечение жильем со стороны государства, в связи с чем, заявленное прокурором требование считает обоснованным.
Привлеченное в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Администрация Гдовского района Псковской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражений и ходатайств по заявленным требованиям не имеет. В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству ответчика в качестве свидетеля главный специалист комитета ЖКХ, строительства и архитектуры Администрации Островского района П.М.Ю. показала, что постановка Мокляковой Н.В. на учет в 2006 году в качестве нуждающейся в жилом помещении и включение ее в списки на получение жилья по договору социального найма вне очереди, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была произведена с нарушением закона, поскольку за ней было закреплено жилое помещение в д. ***, Гдовского района, Псковской области. В связи с этим, Администрацией Островского района **.**.2012 года было принято решение № ** о снятии Мокляковой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ. Основанием для отказа также послужило выявление в представленных ею документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Указала, что в документах учетного дела Мокляковой Н.В. допущены ошибки, фактически последней сначала была предоставлена комната в общежитии маневренного жилищного фонда, затем та была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С момента постановки на учет, в течение 6 лет, Моклякова Н.В. ни разу не обращалась в Администрацию Островского района, на неоднократные извещения о необходимости явки на перерегистрацию граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не реагировала. Полагает, что несмотря на то, что на момент постановки на учет Моклякова Н.В. была зарегистрирована и постоянно проживала в Островском районе, жилое помещение ей должно предоставляться уполномоченным органом по месту закрепления жилой площади, то есть Администрацией Гдовского района.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Моклякова (до брака С.) Н.В., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее родители – С.В.Я. и С.Н.Ф. решением Гдовского районного народного суда Псковской области от **.**.1994 года в отношении дочери лишены родительских прав (л.д. 28-29).
Распоряжением Администрации Гдовского района Псковской области № ** от **.**.1994 года за несовершеннолетней Мокляковой Н.В. (С.) в числе других 5-ти детей сохранено право пользования жилой площадью по месту регистрации в д.***, *** волости (ранее *** сельсовет), Гдовского района, Псковской области. (л.д. 30, 85).
Собственником данного жилья является мать Мокляковой Н.В. – С.Н.Ф., что подтверждается копией договора от **.**. 1997 года о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. (л.д. 69).
Распоряжением Администрации г.Острова и Островского района № ** от **.**.1994 года опекуном несовершеннолетней была назначена ее тетя Д.Л.Я., проживающая в д.***, Островского района, Псковской области, где истица в последующем была зарегистрирована и проживала в качестве члена семьи опекуна (л.д. 31, 33, 82).
В период с 2001 года по 2005 год Моклякова Н.В. проходила обучение в ГОУ «Профессиональный лицей № **» г. Пскова по специальности «экономика и бухгалтерский учет», где находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 20-25).
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Островского района № ** от **.**.2006г. Моклякова Н.В. (С.), зарегистрированная по адресу: д.***, Островского района, Псковской области, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (учетный № **) и включена в списки на получение жилых помещений вне очереди, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (учетный № **) (л.д. 35-36, 75-76).
Как усматривается из обозреваемых в судебном заседании материалов учетного дела, на момент постановки Мокляковой Н.В. на учет, закрепленное за ней жилое помещение в д. *** требовало проведения ремонта, находилось в неудовлетворительном техническом состоянии, что следовало из сообщения Управления образования Администрации Гдовского района от **.**.2006 года. В акте указывалось, что жилой дом состоит из трех комнат, прихожей, веранды, на момент осмотра в нем отсутствует мебель, бытовая техника, недостаточно посуды, постельного белья. В доме проживают родители и старший брат Соломиной Н.В., которые злоупотребляют спиртными напитками, нигде не работают.
Соответственно, следует признать, что на момент окончания учебы в образовательном учреждении, истица, по независящим от нее причинам, была лишена возможности пользоваться закрепленным за ней жилым помещением и нуждалась в обеспечении жильем. Кроме того, она постоянно проживала на территории Островского района, работала, жилого помещения в пользовании или собственности в Островском районе не имела.
На период до обеспечения жилой площадью по договору социального найма Мокляковой Н.В. была предоставлена комната в общежитии маневренного жилого фонда по адресу: г.Остров, Псковской области, пер. ***, д. ***, ком. ***, что следует из постановления Главы Островского района № ** от **.**.2006 года (л.д. 74).
Согласно выписки из лицевого счета Филиала «Псковский» ОАО «***» от **.**.2012 года, с 2008 года и по настоящее время истица Моклякова Н.В. зарегистрирована и фактически проживает в служебном жилом помещении, предоставленном ее мужу М.В.А. на время прохождения военной службы, по адресу: Псковская область, г.Остров-*, д. ***, кв. *** (л.д. 48-52).
Из акта осмотра жилого помещения от **.**.2012 года комиссией Администрации Гдовского района следует, что закрепленный за истицей Мокляковой Н.В. жилой дом в д.***, *** волости, Гдовского района, Псковской области в настоящее время требует проведения капитального ремонта. В акте отражено, что дом 1988г. постройки, представляет собой одноэтажное деревянное строение, обложенное кирпичом, общая площадь дома *** кв.м., жилая- *** кв.м.. Отопление печное, водоснабжение –общественный шахтный колодец, канализация- дворовая уборная, к зданию имеется свободный доступ. Фундамент дома, стены, полы, внутренние перегородки, перекрытия, стропильная система, кровля- находятся в неудовлетворительном состоянии. На момент осмотра требуется проведение капитального ремонта оконных блоков с заменой выбитых стекол, плиты со щитом, двух печек «Галанки» с домоходами, веранды, замены входной двери, отделочных работ по покраске и оклейке внутренних поверхностей пола, стен и потолка. (л.д. 139-169)
Согласно сообщениям Администрации Гдовского района, названное жилое помещение аварийным или непригодным для проживания не признавалось, в реестр муниципальной собственности не включено. В жилом помещении зарегистрированы, но не проживают, 4-ре человека (родители и братья истицы) – С.Н.Ф., С.В.Я., С.А.В., С.П.В. Истица С.Н.В.. в Администрации Гдовского района на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, с соответствующим заявлением не обращалась. (л.д. 131, 171, 113)
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма перечислены в статье 51 Жилищного Кодекса РФ.
При этом, в п. 2 ч. 2 статьи 57 ЖК РФ, регулирующей предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, в том числе, детям-сиротам, не указаны основания признания таковых нуждающимися в жилых помещениях. Между тем, указанная норма предполагает, что такие лица могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях как на общих основаниях – на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и т.д.)
Что касается закрепленного за истицей жилого помещения, которое по заключению комиссии Администрации Гдовского района не признано непригодным для проживания, а требует проведение капитального ремонта, то исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, необходимость установления непригодности жилья для проживания данной нормой не предусмотрена. Поэтому, сам факт закрепления за Мокляковой Н.В. вышеуказанного жилого дома не является свидетельством ее обеспеченности жилым помещением, поскольку на момент постановки последней на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2006г., жилой дом уже находился в неудовлетворительном состоянии
Соответственно, Моклякова Н.В. на момент прекращения опеки, достижения возраста совершеннолетия, а также окончания обучения в государственном образовательном учреждении не имела жилья, которое бы отвечало требованиям п. 12 Положения о признании помещения жилым, признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Постановлением Администрации Островского района № ** от **.**.2012 года Моклякова Н.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, по причине выявления в представленных ею документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (л.д. 66-68).
Как следует из пояснений представителя ответчика – Администрации Островского района – Жуковой О.В., основанием для снятия Мокляковой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило, в том числе, наличие у последней закрепленного жилого помещения в д.***, Гдовского района. В связи с этим, по мнению ответчика, обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии на то оснований, должна быть возложена на Администрацию Гдовского района Псковской области, как на уполномоченный орган по месту закрепления жилой площади.
Суд не соглашается с указанными доводами ответчика ввиду следующего.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 4 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный Закон), к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 4 ФЗ N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст. 5 ФЗ N 159-ФЗ, предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (п. 2 ст. 8 Закона).
Как видно из показаний истицы и представленных документов, Моклякова Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д.***, Гдовского района, Псковской области, находящееся в собственности ее матери С.Н.Ф.
Между тем, судом установлено, что закрепленное за истицей жилое помещение на момент постановки ее на учет в 2006г. уже находилось в неудовлетворительном состоянии и требовало проведения ремонта. В настоящее время техническое состояние жилого дома не улучшилось, дом заброшен собственником, признан в установленном порядке требующим проведения капитального ремонта.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Соответственно, при таком положении, закрепленное за истицей жилое помещение в настоящее время не может быть ей возвращено, проживание в таком доме не безопасно для ее жизни и здоровья, поэтому она нуждается в обеспечении жильем.
Иной жилплощади в пользовании по договору социального найма или в собственности Моклякова Н.В. не имеет, что подтверждено сведениями из ЕГРП и Островского филиала ГП «БТИ» Псковской области. (л.д.40-41)
С учетом правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Законом Псковской области от 3 июня 2011 года №1082-оз органам местного самоуправления муниципальных образований области, в том числе, «Островскому району» переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц соответствующих категорий (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на неопределенный срок.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (п.3 ст. 52 ЖК РФ).
Таким образом, действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения (Федеральным законом «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), обязанность по предоставлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания граждан.
Поскольку истица Моклякова Н.В. с 1994 года постоянно проживает на территории Островского района, где имеет регистрацию, факт отсутствия у нее жилья на территории Островского района подтвержден, то последняя, как не имеющая в пользовании по договору социального найма либо в собственности жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации) имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по месту своего постоянного проживания, в связи с чем, в силу вышеприведенных нормативных положений, эта обязанность должна быть возложена на Администрацию Островского района Псковской области.
Поэтому постановление Администрации Островского района № ** от **.**.2012 года о снятии Мокляковой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении нельзя признать законным, в силу чего, оно подлежит отмене, а право Мокляковой Н.В. на внеочередное предоставление жилого помещения восстановлению.
Ссылку ответчика в названном постановлении на неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, суд во внимание не принимает, поскольку установление виновности конкретного должностного лица должно быть подтверждено соответствующим решением уполномоченного органа, однако, таких доказательств ответчиком не представлено.
В судебном заседании не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что при решении вопроса о принятии Мокляковой Н.В. на учет, должностным лицом органа местного самоуправления были совершены какие-либо неправомерные действия.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)
С учетом изложенных положений, Моклякова Н.В., как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм, как нуждающаяся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований, которые подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 197-199, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Островского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Мокляковой Н.В. к Администрации Островского района Псковской области о признании незаконным постановления Администрации Островского района о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Признать незаконным подпункт 1.1 пункта 1 постановления Администрации Островского района № ** от **.**. 2012 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Моклякову (до брака С) Н.В..
Обязать Администрацию Островского района Псковской области восстановить Моклякову Н.В., *** года рождения, в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в общем и внеочередном списках, с сохранением прежней даты постановки на жилищный учет и номера очереди, и предоставить вне очереди Мокляковой Н.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма пригодное для постоянного проживания жилое помещение на территории муниципального образования «Островский район» Псковской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта (муниципального образования), имеющее общую площадь не менее нормы предоставления, на состав семьи – 1 человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено и оглашено **.**. 2012 года.
Судья Островского городского суда: Н.О. Мучицина
Решение суда вступило в законную силу.