Дело № 2-143/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
** 2012 года г.Остров
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Мучициной Н.О.,
с участием: представителей истца МИФНС России №5 по Псковской области – Мурашкевича С.И., действующего по доверенности от **., сроком действия 1 года, Зинчук О.Б., действующей по доверенности от **., сроком действия 1 год,
ответчика Романова А.А.,
при секретаре Андреевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области (далее МИФНС России № 5) к Романову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
у с т а н о в и л :
МИФНС России № 5 обратилась в суд с иском к ответчику Романову А.А. о взыскании доначисленного налога на транспортное средство марки «*» за 2009г. в сумме * руб., за 2010г. в сумме * руб., а всего недоимки на общую сумму * рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик Романов А.А. в соответствии со ст. 357 НК РФ признается плательщиком транспортного налога, так как имеет зарегистрированное на его имя транспортное средство – автомобиль марки «*», государственный регистрационный знак «*», признаваемый в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 362 НК РФ и ст. 2 Закона Псковской области «О транспортном налоге» № 224-оз от 26.11.2002 года, истцом на основании имеющихся сведений был исчислен налогоплательщику Романову А.А. транспортный налог за 2009 год в сумме * рублей, за 2010 год в сумме * рублей, о чем заказными письмами были направлены налоговые уведомления №*, * Исчисленный налог был уплачен налогоплательщиком в добровольном порядке. В последующем, в связи с поступившими уточненными сведениями из Управления ГИБДД по Псковской области, содержащими данные о том, что принадлежащий ответчику автомобиль относится к грузовому транспортному средству, налоговым органом ** 2011 года был произведен перерасчет транспортного налога за 2009-2010гг. и доначислено за 2009 и 2010 годы по * рублей соответственно. По перерасчету налога заказными письмами были направлены налоговые уведомления №№ *, *, с исполнением в срок до ** 2011 года. В связи с отсутствием платежа в установленный в уведомлении срок, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ ответчику заказным письмом было направлено требование об уплате налога № 146241 от ** 2011 года на сумму * рублей, с исполнением в срок до ** 2011 года. Однако, в установленный в требовании срок Романов А.А. в добровольном порядке обязанность по уплате транспортного налога не исполнил.
** 2012 года налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 22 города Острова и Островского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Романова А.А. недоимки по транспортному налогу в сумме * рублей. В связи с поступлением от ответчика возражений относительно исполнения судебного решения, судебный приказ был отменен. Согласно поданным ответчиком возражениям, налогоплательщик посчитал, что налоговым органом неверно исчислен транспортный налог, так как его транспортное средство относится к легковым автомобилям.
Истец указывает, что согласно данным ПТС, принадлежащий налогоплательщику автомобиль марки * по типу транспортного средства является грузовым автомобилем категории «В», при этом, какие-либо сведения о внесении изменений в конструктивные особенности автомобиля в паспорте транспортного средства отсутствуют. В связи с этим считают, что налоговым органом правомерно применена налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей, поэтому просят взыскать с ответчика недоимку по налогу в сумме * рублей..
В судебном заседании представители истца МИФНС России № 5 Мурашкевич С.И. и Зинчук О.Б. заявленные требования поддержали по вышеизложенным основаниям, пояснив, что первоначально, в отношении принадлежащего ответчику транспортного средства – автомобиля марки «*», налоговым органом исчислялся транспортный налог за 2009-2010г.г. по налоговой ставке, установленной для легковых автомобилей. После того, как в электронном виде были получены уточненные сведения по транспортному средству из Управления ГИБДД по Псковской области, где указанный автомобиль был отнесен к категории грузовых автомобилей, был произведен перерасчет налога с применением соответствующей ставки за указанные годы. Каких-либо сведений об изменении конструктивных особенностей данного автомобиля, в налоговый орган до настоящего времени не поступало. При этом, согласно электронной выписке по спорной машине на **.2012г., указанный автомобиль отнесен к категории грузовых. Указали, что ПТС является основным документом, содержащим характеристики транспортного средства (далее ТС). В строке 3 Паспорта спорного автомобиля «Наименование (тип ТС)» указан - Грузовой, в строке 4 «Категория ТС (А,В,С,D) – категория В, однако указанная категория относится к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых не превышает * кг. и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает восьми. К такой категории могут быть отнесены как Легковые, так и Грузовые автомобили, поэтому, при перерасчете налога учитывались сведения из ГИБДД, которые подтверждаются данными ПТС. Ссылку налогоплательщика Романова А.А. на сведения о категории ТС, как Легкового автомобиля, содержащиеся в свидетельстве о регистрации ТС, считают несостоятельной, поскольку в данном документе содержатся противоречивые данные: «Тип ТС» указан – Легковой (бортовой), а в «Особые отметки» внесено – Грузовой бортовой тентованный, и, кроме того, указанный документ не является основным документом, содержащим в себе полные сведения по ТС.
Ответчик Романов А.А. в судебном заседании по заявленным требованиям возражал со ссылкой на судебную практику по аналогичным спорам и сведения, внесенные по ТС в свидетельство о регистрации ТС. Указал, что ставки транспортного налога на территории Псковской области, в соответствии с Законом Псковской области «О транспортном налоге», устанавливаются, в том числе, в зависимости от категории транспортных средств. Его автомобиль относится к категории "B", то есть Легковые автомобили, что подтверждается данными свидетельства о регистрации ТС, выданного органами госинспекции по Островскому району, серии * от **.2012г. В данном свидетельстве в строке тип ТС указан «легковой (бортовой)», та же категория ТС («В») значится в ПТС, в связи с чем, считает, что доначисление ему налога как для грузового автомобиля неправомерно. Не отрицал, что принадлежащее ему транспортное средство может быть использовано как для перевозки пассажиров, так и для перевозки грузов.
Привлеченный в дело в качестве специалиста -старший государственный инспектор ОГИБДД З.С.Н., в судебном заседании пояснил, что, в соответствии с Приказом МВД №*, госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом на транспортное средство выдается свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки, паспорт транспортного средства, факт получения которых собственником или владельцем транспортного средства удостоверяется его подписью в реестре регистрации транспортных средств или в заявлении при осуществлении регистрационных действий. О произведенной регистрации транспортного средства делается отметка в паспорте транспортного средства в установленном порядке. Согласно данным ПТС, принадлежащий ответчику автомобиль марки «*» относится к типу «грузовых», в свидетельстве о регистрации ТС в строке «Особые отметки» также произведена запись – грузовой бортовой тентованный. Указал, что при выдаче свидетельства о регистрации ТС, госинспектор не наделен правом изменять Тип транспортного средства, указанный в ПТС, все сведения по автомобилю вносятся на основании данных ПТС. В рассматриваемом случае при оформлении в 2012г. Романову А.А. в связи с изменением им места жительства нового свидетельства о регистрации, при внесении в строку свидетельства «Категория ТС - «В» в автоматизированном режиме, при такой категории Тип ТС устанавливается автоматически, как «Легковой», поэтому в строку «Особые отметки» свидетельства была внесена запись по автомобилю – «Грузовой бортовой тентованный», как это следует из данных ПТС.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиком транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, в том числе автомобили.
Налоговым периодом признается календарный год. (ст. 360 НК РФ)
Как следует из представленных документов, ответчик является собственником спорного автомобиля марки «*», государственный регистрационный знак «*», поставленного на учет в регистрационный орган **.2007 года и зарегистрированного на имя ответчика до настоящего времени. (л.д. 13).
Соответственно, в течение налогового периода – 2009-2010гг., ответчик, как владелец транспортного средства, является плательщиком транспортного налога.
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 1 ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Псковской области транспортный налог введен Законом Псковской области от 26.11.2002 года №224-оз «О транспортном налоге». В соответствии со статьей 2 этого Закона (в редакции, действующей в проверяемый период) ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с., определена в размере 25 руб., для грузовых автомобилей с такой же мощностью двигателя до 150 л.с. - 40 руб.
Из материалов гражданского дела видно, что первоначально, ответчику Романову А.А. был исчислен транспортный налог за 2009 год в сумме * рублей, за 2010 год в сумме * рублей по налоговой ставке * руб. за л.с. (для легковых автомобилей) и направлены налоговые уведомления соответственно № * от **.2010 года по сроку уплаты ** 2010 года и №* от **.2010 года по сроку уплаты ** 2011 года. (л.д.8-9)
Указанная сумма налога за 2009-2010гг. была уплачена налогоплательщиком в добровольном порядке.
В последующем, в связи с поступившими сведениями из ГИБДД об отнесении принадлежащего ответчику автомобиля к грузовому транспортному средству, налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога за 2009-2010гг. и доначислено за 2009-2010гг. по * рублей соответственно, с применением налоговой ставки * руб. за л.с. (для грузовых автомобилей), о чем заказными письмами были направлены налоговые уведомления №№ *, *, с исполнением в срок до ** 2011 года. (л.д. 6, 7).
В связи с неуплатой доначисленного налога в установленный срок, ответчику направлено требование № * об уплате недоимки на сумму * руб., в котором предлагалось погасить образовавшуюся задолженность в срок до **.2011 года. (л.д. 12).
Судом установлено, что до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке обязанность по уплате транспортного налога в сумме * рублей не исполнена.
Возражая против применения к спорному автомобилю ставок налога, установленных для грузового транспортного средства, ответчик ссылается на то, что, поскольку ставки устанавливаются в зависимости от категории транспортных средств, а его автомобиль относится к категории "B", то есть Легковые автомобили, то доначисление налога произведено неправомерно.
Суд не соглашается с указанной позицией налогоплательщика, ввиду следующего.
Ни Налоговый Кодекс РФ, ни закон субъекта РФ, не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем, в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 35.4 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 (в ред. от 29.08.2011) "О порядке регистрации транспортных средств", при совершении регистрационных действий производится визуальный осмотр и идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Он подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" в ред. Приказа Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453).
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе, и о типе транспортного средства.
Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 НК РФ, при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов налогообложения, не учитывает цели их использования.
Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли РФ N 134 от 23.06.2005 (в ред. от 19.01.2011) (далее - Положение) установлено, что при оформлении паспортов транспортных средств:
-в строке "2. Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств.
-в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
-в строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция).
Так, в Конвенции указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг. и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны и т.д.
Указанные механические транспортные средства по классификации Конвенции о дорожном движении составляют группу транспортных средств, относящихся к категории «В».
Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
В письме ФНС России от 07.06.2007 №04-3-04\000649, со ссылкой на разъяснения Министерства транспорта РФ, даны разъяснения относительно того, что в настоящее время установление категории транспортного средства должно производиться органом по сертификации при выдаче "одобрения типа транспортного средства" в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными вышеуказанным Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 и зарегистрированными в Минюсте России 15.05.1998 N 1522, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.
При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции, и используется классификация, установленная КВТ ЕЭК ООН и ГОСТом Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
Следовательно, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории M1, то в данном случае должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей; если автотранспортное средство сертифицировано по категории N1 и т.п., то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей.
Спорное транспортное средство зарегистрировано в подразделении ГИБДД МВД РФ. Налогоплательщик представил паспорт транспортного средства *, согласно которому, определена категория транспортного средства - "B".
В паспорте транспортного средства в строке 3 указан тип транспортного средства - "грузовой", в строке 14 разрешенная максимальная масса- * кг. (л.д.14)
Как следует из ответа ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» и представленного ими одобрения типа транспортного средства № *, транспортное средство – автомобиль марки «*» (имеющий несколько модификаций), VIN – *, 2007 года выпуска, сертифицирован как транспортное средство категории N1, которая по вышеназванной классификации транспортных средств * отвечает понятию грузового автомобиля.
При таких обстоятельствах, транспортный налог по спорному транспортному средству подлежит уплате исходя из установленных ставок налога для грузовых автомобилей, в связи с чем, доначисление налоговым органом налогоплательщику налога по категории «грузовые автомобили» является правомерным. Расчет транспортного налога судом проверен.
Таким образом, исковые требования МИФНС России № 5 по Псковской области к ответчику Романову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу на автомобиль марки «*» за 2009г. в сумме * руб., за 2010г. в сумме * руб., а всего недоимки на общую сумму * рублей, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке при цене иска до 20 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере - 4 процента цены иска, но не менее * рублей.
Согласно пункту 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина зачисляется в бюджет муниципального района по месту рассмотрения дела.
Таким образом, с Романова А.А. в бюджет муниципального образования «Островский район» Псковской области подлежит уплате государственная пошлина в размере * рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199, 321 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области к Романову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу – удовлетворить.
Взыскать с Романова А.А. недоимку по транспортному налогу за 2009 год в сумме * рублей * копеек, за 2010 год в сумме * рублей * копеек, а всего * рублей * копеек.
Взысканная сумма подлежит перечислению на счет № *, получатель УФК МФ РФ по Псковской области (Межрайонная ИФНС России № 5 по Псковской области Островского района), ИНН * / КПП *, ОКАТО *, банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской области г. Псков, БИК *, КБК * – налог.
Взыскать с Романову А.А. в бюджет муниципального образования «Островский район» Псковской области государственную пошлину в размере * рублей * копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено и оглашено ** 2012 года.
Судья: Н.О. Мучицина
Решение обжаловано, оставлено без изменения и вступило в законную силу.