решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело №2-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Остров Псковской области дд.мм 2011 года

Островский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Родаковой И.Р.,

при секретаре Брокане М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Небылица М.В. к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Небылица М.В. обратился в Островский городской суд с иском обязать Администрацию Островского района предоставить ему, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истец Небылица М.В. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Н. в 1996 году была убита его отцом, Н.Н., за что тот был осужден к лишению свободы, а в 2007 году лишен родительских прав в отношении него и его братьев и сестер. При направлении его в детский дом за ним было закреплено жилье по адресу: Псковская область, Островский район, д. .. По окончании пребывания в детском государственном учреждении он продолжил учебу в ПУ-., по окончании которого поступил в Псковский колледж строительства и экономики, студентом 3 курса которого является в настоящее время. При этом он проживает в г. Пскове у своих знакомых, у которых прописан временно по месту пребывания. Постоянную регистрацию имеет в д.. Островского района в закрепленном за ним доме, который заключением комиссии при Администрации Островского района признан требующим капитального ремонта. При направлении его в детское государственное учреждение в закрепленном за ним доме продолжала проживать его бабушка, которая следила за домом и поддерживала его в надлежащем состоянии. После ее смерти мер к сохранности дома принято не было. Дом в течение многих лет пустовал и разрушался, в нем отсутствуют отопительная система и электропроводка, проживание в нем невозможно. Иной жилплощади он не имеет. На обращение органа опеки и попечительства в СПК «.» о ремонте закрепленного за ним жилища его руководство ответило, что в связи с фактическим прекращением деятельности финансовых средств на ремонт у хозяйства нет. Собственных средств для приведения закрепленного жилья в пригодное для проживания состояние у него нет. Он неоднократно как лично, так и через представителей учебных заведений и работников органа опеки и попечительства обращался в Администрацию Островского района с просьбой либо провести капитальный ремонт закрепленного за ним жилья, либо предоставить иное жилое помещение. Однако положительного результата не добился. Полагает, что таким образом нарушены его права, гарантированные государством детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем просит обязать Администрацию Островского района предоставить ему пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании представитель ответчика ***** - Самохин А.В., действующий на основании доверенности от дд.мм 2011 года, исковые требования Небылица М.В. не признал. При этом указал, что Распоряжением Администрации ***** и ***** от дд.мм 1997 года о


направлении истца в детское госучреждение за ним было закреплено жилое помещение по адресу: Псковская область, Островский район, д. ., предоставленное его семье на основании договора социального найма. Данное жилье состояло и состоит на балансе СПК «Алексеевский», на который указанным распоряжением возлагалась обязанность по сохранности данного жилья. В настоящее время по заключению межведомственной комиссии при Администрации Островского района № .-2010 от дд.мм2010 года указанное жилое помещение требует проведения капитального ремонта. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ СПК «Алексеевский» как собственник жилого помещения должен нести обязанность по содержанию жилого помещения и поддержанию его в надлежащем состоянии. В связи с этим Администрацией Островского района в адрес СПК «Алексеевский» было направлено письмо о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, закрепленного за истцом. Поскольку закрепленное жилое помещение не признано непригодным для проживания, квартира не является муниципальной собственностью, то Администрация Островского района не может нести обязанность по проведению капитального ремонта данного жилья. Истец не состоит в Администрации Островского района в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку не представил все необходимые для постановки документы, и поэтому у Администрации отсутствуют основания для предоставления ему жилья из муниципального жилого фонда. Кроме того, обязанность по предоставлению жилого помещения данной категории лиц, как не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию Псковской области, как на орган исполнительной власти субъекта РФ.

Третье лицо - консультант территориального управления Островского района Главного государственного управления социального развития Псковской области Подругина С.В., в судебном заседании исковые требования Небылица М.В. поддержала и пояснила, что Небылица М.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. На период пребывания в государственном учреждении за ним сохранялось право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: Островский район, дер. . В настоящее время указанное жилье является нежилым, пришло в непригодное для проживания состояние, в нем отсутствуют окна, двери, отопление, электропроводка. В соответствии с заключением межведомственной комиссии при Администрации Островского района жилой дом требует проведения капитального ремонта. Указала, что на протяжении нескольких лет пребывания истца в детском доме, орган опеки старался контролировать надлежащее состояние жилого дома семьи Небылица М.В., проводил обследование помещения. Однако после смерти бабушки истца в доме больше никто не проживал и обеспечить сохранность жилья не представилось возможным. Иного жилого помещения истец не имеет, в настоящее время на время учебы проживает в г. Пскове. СПК «Алексеевский» в настоящее время существует только формально, финансовых средств не имеет, в связи с чем возможность произвести ремонт у него отсутствует. При обращении в Администрацию Островского района с просьбой оказать содействие в проведении ремонта указанного жилого помещения или предоставить истцу иное жилье Администрация ответила отказом.

Представитель третьего лица - СПК «Алексеевский» Черноок Д.М. не возражал против удовлетворения заявленных истцом требований. При этом указал, что жилье, закрепленное за истцом, находится на балансе СПК «Алексеевский». Долгие годы данное жилье никем не эксплуатировалось и сейчас находится в запущенном состоянии. Для приведения данной квартиры в пригодное для проживания состояние требуются большие финансовые затраты. С 2007 года СПК «Алексеевский» практически прекратил хозяйственную деятельность, прибыли и каких-либо финансовых средств не имеет, фактически находится в стадии ликвидации, официальному началу которой препятствует наличие на его балансе жилого фонда. Кроме того, ремонт вышеуказанного жилья нецелесообразен как в силу большой степени его разрушения, так и в силу конструкционных особенностей дома, поскольку в данных квартирах ранее было предусмотрено электрическое отопление и условий для оборудования отопления другого типа не имеется, поскольку отсутствуют печи и дымоходы.

.


Свидетель П. пояснила, что Небылица М.В. обращался в Администрацию Островского района для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, но поставлен не был, так как не представил весь объем документов, необходимых для постановки на учет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец Небылица М.В., дд.мм года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Его родители: мать - Н. умерла, отец Н.Н. в 2007 году решением Псковского городского суда Псковской области был лишен родительских прав.

Распоряжением Администрации г. Острова и Островского района № ** от дд.мм1997г. при направлении несовершеннолетнего Небылица М.В. в детский дом за ним была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: Псковская область, Островский район, *****.

Согласно выписке из лицевого счета Администрации сельского поселения «Волковская волость» Островского района истец Небылица М.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Псковская область, Островский район, .. Вместе с ним по данному адресу зарегистрированы: отец - Н.Н. и брат - Н.Н.

Представленные истом документы свидетельствуют о том, что закрепленное за ним жилое помещение в настоящее время требует проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, что следует из заключения межведомственной комиссии при Администрации Островского района № **-2010 от дд.мм2010 года.

Из акта обследования помещения от дд.мм видно, что в двухэтажном, двухквартирном панельном жилом доме, расположенном в д. ***** по указанному выше адресу, отсутствуют приборы отопления, электропроводка. В доме никто не проживает.

Из имеющихся в деле актов обследования жилья семьи Небылица М.В., проведенных ранее в период с 2006 по 2010 г.г. органами опеки и попечительства и администрацией Волковской волости, усматривается, что после направления детей семьи Небылица М.В. в детские государственные учреждения и смерти их бабушки сохранность данного жилого помещения никем не обеспечивалась, что привело к разрушению отопительной системы, а также утрате окон, дверей, электропроводки.

Из этого следует, что в настоящее время эксплуатационные характеристики закрепленного за истцом жилого помещения утрачены в связи с бездействием лиц и органов, обязанных отвечать за его сохранность.

При обращении дд.мм2009 года должностных лиц органов, действующих в интересах истца, к администрации СПК «Алексеевский», на балансе которого находится указанное жилье, с просьбой произвести ремонт закрепленного за истцом жилого помещения, письмом председателя СПК Черноока Д.М. было отказано в связи с отсутствием финансовых средств.

Администрацией Островского района на обращение Небылица М.В. истца от дд.мм2009 г. о ремонте закрепленного за ним жилья или предоставлении иного также было отказано ссылкой на то, что данное жилое помещение муниципальной собственностью не является, находится на балансе СПК «Алексеевский», куда и предложено обратиться по вопросу ремонта.

На дальнейшие обращения истца в Администрацию Островского района о предоставлении жилья было отказано в связи с тем, что он не состоит на учете в Администрации, как нуждающийся в жилом помещении.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 17.12.2009) (далее Федеральный Закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей...., имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении


социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей...., не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, в котором истец сохраняет постоянную регистрацию по настоящее время, хотя и было закреплено за ним, но требует проведения капитального ремонта и по этой причине не может быть использовано для постоянного проживания.

Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации,

кадастра и картографии по Псковской области усматривается, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Небылица М.В. на объекты недвижимого имущества.

Из справок ГП «БТИ» Псковской области от дд.мм2010 г. и Островского филиала ГП «БТИ» от дд.мм2011 года видно, что в собственности Небылица М.В. жилых домов и квартир по г. Пскову и Псковскому району, а также по г. Острову и Островскому району не зарегистрировано.

Соответственно, в настоящее время истец нуждается в обеспечении жильем, поскольку по независящим от него причинам лишен возможности пользоваться закрепленным за ним жилым помещением в д. ., иной жилплощади не имеет.

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком, однако, возражая против заявленных требований, Администрация Островского района считает, что поскольку закрепленное за истцом жилое помещение не является муниципальной собственностью Островского района, не признано непригодным для проживания, а требует проведения капитального ремонта, что может быть осуществлено балансодержателем жилого помещения -СПК «Алексеевский», то Администрация Островского района не может нести обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.

Суд считает данные доводы ответчика несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно показаниям Черноока Д.М. и представленным им документам СПК «Алексеевский» хозяйственную деятельность не ведет, финансовых средств не имеет, фактически находится в состоянии ликвидации, в связи с чем возможности произвести капитальный ремонт жилья истца он не имеет.

При данных обстоятельствах, которые ответчиком не опровергнуты и не оспариваются, возложение на СПК «Алексеевский» обязанности произвести капитальный ремонт закрепленного за истцом жилья исполнено быть не может, а значит повлечет за собой нарушение гарантированных федеральным законодательством прав Небылица М.В. как лица, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение жильем.

Возложение данной обязанности на Администрацию Островского района также невозможно, поскольку, данное жилье не учитывается в реестре муниципальной собственности Островского района, что следует из представленных в деле сведений ИОМС КУМИ Островского района от дд.мм2011 года.

Соответственно данное жилое помещение следует признать невозможным возврату.

Вместе с тем обязанность по обеспечению жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении в силу Федерального Закона возложена только на органы исполнительной власти.


С учетом правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что

обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих

закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания...., является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Закон Псковской области от 11 января 2005 года № 411-оз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона ПО от 28.11.2008 N 812-оз) наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц соответствующих категорий органы местного самоуправления, что следует из абз.2 пункта 2 ст. 6 Закона.

Согласно данной норме дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после возвращения из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального

образования, если жилые помещения, которые они ранее занимали, не могут быть

возвращены, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим данного пункта, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.

Абзацем 3 пункта 2 ст. 6 названного Закона и Постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2005 г. N 69 «Об утверждении положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета только в случаях, если они не имели закрепленного жилого помещения или имели закрепленное жилое помещение, которое утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, либо признано в установленном порядке непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, в том числе пожара.

Таким образом, в иных случаях обязанность по обеспечению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

Судом установлено, что закрепленное за истцом Небылица М.В. жилое помещение по независящим от него причинам не может быть использовано для постоянного проживания, то есть в настоящее время не может быть возвращено, поэтому обязанность по предоставлению ему жилого помещения должна быть возложена на органы местного самоуправления в соответствии с абз.2 п.2 ст. 6 областного Закона.

Действие данного Закона распространено на детей, имеющих место жительства (место закрепления жилой площади) или место пребывания (учреждение для детей-сирот, общежитие и т.д.) на территории области (ст.1 Закона).

Органом местного самоуправления по месту жительства (место закрепления жилой площади) Небылица М.В. является Администрация Островского района.

Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения


родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях...

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договорам социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

С учетом изложенных положений, а также положений абз.2 пункта 2 ст. 6 Закона Псковской области от 11 января 2005 года № 411-оз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона ПО от 28.11.2008 N 812-оз) истец, являющийся в настоящее время учащимся образовательного учреждения среднего профессионального образования, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по возращении из учебного заведения имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Небылица М.В. к Администрации Островского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма -удовлетворить.

Обязать Администрацию Островского района предоставить вне очереди НебылицаМ.В., дд.мм года рождения, по возращении его из учебного заведения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Острова Псковской области, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Мотивированное решение принято судом и оглашено дд.мм2011 года.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующая: И.Р.Родакова

Решение вступило в законную силу в 2011 году.