решение об обязании совершить юридически значимые действия, направленные на устранение нарушений законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания в изоляторах временного содержания ОВД



Дело № 2-159

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Остров Псковской области ... 2011 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующей судьи Романовой Н.А..,

при секретаре Корныльевой Т.С..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Островского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц

к ОВД по г. Острову и Островскому району, УВД по Псковской области, Министерству внутренних дел России

об обязании совершить юридически значимые действия, направленные на устранение нарушений законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел,

УСТАНОВИЛ:

Островский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Внутренних дел по г. Острову и Островскому району Псковской области, Управлению Внутренних дел по Псковской области и Министерству внутренних дел России об обязании совершить юридически значимые действия, направленные на устранение нарушений законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

В обоснование иска указал, что Островской межрайонной прокуратурой при проведении проверки в ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району выявлены нарушения требований Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон), приказа МВД от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее -Правила), Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ №1115 и Минздрава РФ от 31.12.1999 года №475.

Проверкой установлено, что в ИВС ОВД по г. Острову и району в нарушение приведенных норм (пункта 5 статьи 17 Закона и п. 139 Правил отсутствует специально оборудованное помещение для свидания содержащихся подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами..При таких обстоятельствах предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами невозможно.

В нарушение требований п.11 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 года №103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и пунктов 130, 132 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» администрацией изолятора не создано условий для реализации права содержащихся заключенных под стражу на ежедневную прогулку не менее одного часа. В ИВС отсутствует прогулочный двор, подозреваемые и обвиняемые не выводятся на прогулку.

ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району в нарушение положений ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», камеры изолятора не обеспечены столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа. У администрации изолятора не имеется возможности в полном объеме обеспечить содержащихся лиц тазами для гигиенических целей и стирки одежды в соответствии с лимитом наполнения., отсутствует санпропускник для прохождения вновь прибывшим подозреваемым и обвиняемым санитарной обработки.

В нарушение требований п. 5.5 и 3.1 СанПиН 2.3.6 1079-01, в ИВС отсутствует специальное помещение для раздачи пищи, для этой цели приспособлена часть коридора, ведущего в туалет. Кроме того, в помещении отсутствует санитарная раковина с подводкой сетей водопровода и канализации вода из водопровода заливается в умывальник, а загрязненная в ведре выносится в помещение туалета, нет горячей воды.

В нарушение п. 8 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных от 19.06.1972 №983-72, существующий в ИВС туалет не имеет автономной системы вытяжной вентиляции, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии (требуется косметический ремонт). Туалет имеет выгребную яму, которая на момент проверки переполнена, что является существенными нарушениями вышеназванных Санитарных правил.

В нарушение требований статьи 24 Закона, пунктов Приказа МВД России от 07.03.2006 года №140-дсп и раздела УШ Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза», стены камер ИВС оштукатурены набрызгом раствора (под «шубу»), а окна в камерах ИВС оборудованы металлическими листами с просверленными в них отверстиями, тогда как стены камер не должны иметь выступов и углов и должны быть гладко оштукатурены клеевой краской для удобства мытья и дезинфекции, а на оконных проемах камер с наружной стороны должны быть установлены металлические решетки, обеспечивающие доступ естественного освещения, и форточки для вентиляции.

Помимо того, в нарушение ст. 24 Закона и пунктов 6.19, 5.13, 13.1, 13.3, 13.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, в ИВС отсутствует посуда для дезинфекции ветоши, не имеется отдельного инвентаря с сигнальной маркировкой для уборки туалетов, работник, занимающийся раздачей пищи, не имеет санитарной книжки и санитарной одежды.

Все помещения ИВС имеют искусственное освещение (камеры оснащены только лампами мощностью 100 Вт) и оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. На момент проверки вентиляция работает только на приток в помещение коридора, вытяжная вентиляция из камер неисправна.

Истец считает, что несоблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в помещении ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району, в том числе несовершеннолетних, являющихся подозреваемыми и обвиняемыми.

Островской межрайонной прокуратурой ...2010 на имя начальника ОВД по г. Острову и Островскому району принесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания в изоляторах временного содержания в органах внутренних дел, однако надлежащих мер заинтересованными лицами не предпринято, существенных изменений порядка и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС по г. Острову и Островскому району не произошло, что объясняется отсутствием достаточного финансирования для устранения нарушений.

Истец считает, что данная причина не может явиться основанием для нарушения прав и законных интересов лиц, содержащихся в ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району.

В судебном заседании помощник Островского межрайпрокурора Чугрина Е.Е. на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в заявлении основаниям.

Однако с учетом того, что ряд нарушений на момент рассмотрения дела судом устранен, уточнила исковые требования с исключением устраненных нарушений.

Просила признать незаконным бездействие ОВД по г. Острову и Островскому району

в части ненадлежащего содержания и обеспечения помещений ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району.

Обязать руководство ОВД по г. Острову и Островскому району в срок до ....2012 года:

- оборудовать прогулочный дворик;

- оборудовать специально оснащенное помещение для свидания содержащихся подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами;

- оборудовать специальное помещение для раздачи пищи с санитарной раковиной и подводкой сетей водопровода и канализации;

- оборудовать туалет ИВС автономной системой вентиляции;

- оборудовать камеры ИВС столом и скамейками по лимиту мест в камере; краном с

водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; отделать стены в камерах задержанных в соответствии с требованиями санитарных правил и правил пожарной безопасности;

- организовать санпропускник для прохождения вновь прибывшими подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки;

- отремонтировать вентиляцию в камерах ИВС.

Представитель ответчика -УВД по Псковской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя.

Представитель Министерства Внутренних Дел России в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Представитель ответчика - ОВД по г. Острову и Островскому району Коев В.И. (доверенность от ...2011 № сроком до ...2011 года) в судебном заседании исковые требования признал.

Уточнил, что на момент рассмотрения дела судом ряд нарушений устранен: камеры ИВС оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, полкой для туалетных принадлежностей; ИВС обеспечен посудой для дезинфекции ветоши, отдельным инвентарем с сигнальной маркировкой для уборки туалетов, что и просит исключить из исковых требований.

Пояснил, что финансирование милиции осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ из выделяемых на эти цели ассигнований в пределах доступных финансовых средств. Дополнительные денежные средства сверх предусмотренных федеральной целевой программой о реконструкции и строительства ИВС, на ремонт ИВС не выделялись.

Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 и ст. 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15.07.1995 года (в редакции 01.07.2010 года), изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимися под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Согласно подпунктам 5, 9 статьи 17 вышеуказанного федерального закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона; получать бесплатно питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

В соответствии со ст. 15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-Процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на Администрацию, а также сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение ими или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

ОВД по г. Острову и Островскому району Псковской области входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению внутренних дел по Псковской области.

В соответствии со ст. 16 вышеназванного Закона, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка и местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии со ст. 24 вышеназванного Закона - лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации №950 от 22.11.2005 года, установлено, что в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза- незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере (п.14), подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности (п.15.). Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование (п.43). Камеры ИВС оборудуются, в том числе столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа (п.45). Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. (п.47).

На основании акта Островского межрайпрокурора о совместной проверке соблюдения федерального законодательства о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району судом установлено и не оспаривается сторонами, что техническое состояние ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району не соответствует требованиям Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации №950 от 22.11.2005 года.

Доводы представителя ОВД по г. Острову и Островскому району Псковской области о недостаточности финансирования на указанные цели из федерального бюджета не могут быть приняты во внимание, поскольку с момента вступления в законную силу Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», конкретных действий на приведение ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства не предпринималось. В настоящее время ОВД по г. Острову и Островскому району и УВД по Псковской области действенных и исчерпывающих мер по приведению помещения ИВС и содержанию в нем лиц в соответствии с требованиями законодательства не произведено.

Доводы представителя ответчика о мероприятиях реформирования органов внутренних дел и строительстве в рамках программы нового ИВС не имеют правового значения для рассмотрения дела по существу, так как ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району Псковской области на день рассмотрения дела функционирует.

Таким образом, судом установлено, что техническое состояние и материальное обеспечение ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району не соответствует требованиям действующего законодательства, необходимые условия для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья лиц, контактирующих с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в ИВС, не обеспечены.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как несоблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в сфере пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в указанных помещениях.

С учетом исследованных в судебном заседании обстоятельств исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом мнения сторон, а также объема мероприятий и времени необходимого для устранения выявленных нарушений, устанавливает срок, не позднее которого должно быть исполнено решение суда - в срок до ...2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 254 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие УВД Псковской области и ОВД по г. Острову и Островскому району в части ненадлежащего содержания и обеспечения помещений ИВС ОВД по г. Острову и Островскому району.

Обязать УВД Псковской области и ОВД по г. Острову и Островскому району

в срок до ...2012 года:

-оборудовать прогулочный дворик;

-оборудовать специально оснащенное помещение для свидания содержащихся подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами;

-оборудовать специально оснащенное помещение для раздачи пищи с санитарной раковиной и подводкой сетей водопровода и канализации;

-оборудовать туалет ИВС автономной системой вентиляции;

-оборудовать камеры ИВС

столом и скамейками по лимиту мест в камере;

краном с водопроводной водой;

вешалкой для верхней одежды;

светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;

санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;

отделать стены в камерах задержанных в соответствии с требованиями санитарных

правил и правил безопасности;

-организовать санпропускник для прохождения вновь прибывшим подозреваемым санитарную обработку;

-отремонтировать вентиляцию в камерах ИВС;

Мотивированное решение оглашено ... 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Романова Н.А.

Решение суда вступило в законную силу