Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ



Дело № 5-1

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Остров дд.мм. 2011 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

Председательствующей: судьи Родаковой И.Р.,

при секретаре Брокане М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении юридического лица Муниципального учреждения культуры «Островская центральная районная библиотека» по факту несоблюдения правил пожарной безопасности, то есть, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

С дд.мм. 2010 года по дд.мм. 2010 года на объектах юридического лица Муниципальное учреждение культуры «Островская центральная районная библиотека» на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) Главного управления МЧС России по Псковской области Управления государственного пожарного надзора о проведении плановой, документарной и выездной проверке от дд.мм. 2010 года № ** проведена проверка обеспечения требований законодательства в области пожарной безопасности.

По результатам проверки дд.мм.2010 г. составлен акт проверки, согласно которому выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) ***** библиотека:

Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Дверь на пути эвакуации первого этажа открывается не по направлению выхода из здания. Не обеспечены установленные нормами расстояния проходов между стеллажами книг (хранение фондов). Не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму.

2)***** сельская библиотека-филиал:

Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В здании библиотеки отсутствует план

эвакуации людей в случае пожара. Дымоход эксплуатируемого отопительного стояка

имеет трещины.

3) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. В здании библиотеки отсутствует план эвакуации людей в случае пожара. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (хранение, коридор). В помещении хранения эксплуатируется предтопочный лист размером менее 0,5*0,7 м. Электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ (по горючему основанию).

4) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. В здании библиотеки отсутствует план эвакуации людей в случае пожара. Электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ (по горючему основанию). Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (хранение, коридор).

5) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. В здании библиотеки отсутствует план эвакуации людей в случае пожара. В помещении котельной эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника. В здании библиотеки электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ (под обоями). В помещении котельной электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ (по горючему основанию).

6) ***** сельская библиотека-филиал:

В здании библиотеки отсутствует план эвакуации людей в случае пожара. Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ (под обоями).

7) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника.

8) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ (по горючему основанию).

9)***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Электророзетка установлена на горючее основание (хранение). Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем). Предусмотренным конструкцией светильника.

10) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ (под обоями).

11) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Дрова для отопительной печи расположены на предтопочном листе.

12) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Дымоход эксплуатируемого отопительного стояка имеет трещины.

13) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Дверь на пути эвакуации открывается не по направлению выхода из помещения библиотеки.

14) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника.

15) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными.

16) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными.

17) ***** сельская библиотека-филиал:

Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными.

18) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными.

19) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. В коридоре, в помещении хранения соединение токоведущих жил выполнено скруткой. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Эвакуационный выход из помещения хранения загроможден посторонними предметами. От топочного отверстия отопительной печи расположен стол на расстоянии менее 1,25 м.

20) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Разработать и вывесить на видном месте план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными.

21) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки.

22) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки.

23) ***** сельская библиотека-филиал:

Здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Стеллажи для хранения книг и фондов библиотеки выполнены деревянными. Отсутствует план эвакуации людей в случае пожара из здания библиотеки.

На основании данного акта вынесено предписание № ** по устранению указанных нарушений и составлен протокол от дд.мм.2010 г. о совершении юридическим лицом «Муниципальное учреждение культуры «Островская центральная районная библиотека» административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель МУК «Центральная районная библиотека» (далее ЦРБ) Андреева Т.П. и ее защитник Колесник В.А. вину юридического лица в совершении указанного административного правонарушения не признали, при этом указали, что органами госпожнадзора проверка проведена формально и с нарушениями административного законодательства и требований ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности, требований п. 1 ч. 2 ст. 20 и ч. 12 ст. 9 указанного закона. Кроме того, дата, указанная при составлении основных документов: акта проверки, предписания и протокола об административном правонарушении - дд.мм.2010 г., не соответствуют действительности, так как на самом деле по просьбе инспектора директор учреждения была ознакомлена с данными документами и подписала их дд.мм.2011 г. При этом в нарушение требований ст.28.2 КоАП РФ законный представитель юридического лица, то есть директор ЦРБ Андреева Т.П., о составлении протокола об административном правонарушении не извещался, права и обязанности, предусмотренные законом, ей не разъяснялись, протокол составлен в ее отсутствие. Объяснения взяты уже после составления протокола, во время ознакомления с ним. Таким образом, были грубо нарушены права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе и право на защиту, в том числе и на получение квалифицированной юридической помощи. В своих объяснениях, данных уже после составления протокола, представитель юридического лица, не отрицая наличия нарушений, указывает на отсутствие необходимого объема финансирования, то есть фактически отрицает свою вину в указанных нарушениях. Однако обстоятельства, на которые ссылается Андреева, органами госпожнадзора проверены не были. Между тем, данное учреждение является бюджетной организацией, не имеющей собственных средств. При этом объем финансирования учреждения не соответствует необходимым расходам. Запланированное финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с имеющейся в Островском районе программой «Пожарная безопасность» в предыдущие годы вообще не выполнялось, финансовые средства библиотеке на эти цели по программе не выделялись. Однако, несмотря на ежегодное недофинансирование, администрацией библиотеки принимаются все возможные меры для выполнения требований пожарной безопасности. В частности, ежегодно направляются заявки на финансирование установки автоматической пожарной сигнализации, закупку металлических стеллажей, переустройство дверей в соответствии с требованиями госпожнадзора и на другие мероприятия в этой сфере. При недостаточности финансирования в 2010 году администрацией библиотеки было произведено перераспределение поступивших средств и на обеспечение пожарной безопасности затрачено больше, чем было утверждено по смете. По мере поступления денежных средств они направляются на устранение имеющихся нарушений пожарной безопасности. Согласно представленным суду приказам на заместителя директора Г. возложена обязанность контролировать и обеспечивать соблюдение мер пожарной безопасности всего учреждения в целом. В каждой библиотеке-филиале также имеется лицо, на которое возложена данная обязанность. При этом согласно объяснениям работников филиала ряд нарушений был допущен по их вине: самовольно снимались плафоны с ламп, планы эвакуации не вывешивались на стену, а лежали в столе, скручивалась электропроводка, не соблюдались правила пожарной безопасности при отоплении помещения. Кроме того, ряд сельских библиотек расположен в зданиях, не находящихся в собственности или оперативном управлении ЦРБ. Однако органами госпожнадзора собственники данных зданий не устанавливались, а ответственность за отсутствие автоматической пожарной сигнализации в них необоснованно возложена на библиотеку.

В настоящее время в связи с выделением некоторого объема финансирования ЦРБ устранен ряд нарушений, указанных в акте проверки, приняты меры к устранению других нарушений. Выполнение в короткие сроки всех требований госпожнадзора практически невозможно, поскольку требует больших материальных вложений, которых у бюджетного учреждения не имеется. С учетом указанных обстоятельств полагают, что поскольку юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, то в соответствии со ст. 2.1. ч. 1 и 2 КоАП РФ, то оно не может быть признано виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, в связи с чем просят дело об административном правонарушении в отношении данного юридического лица прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Свидетели Г., заместитель директора ЦРБ, В., заведующая ***** библиотеки, В., заведующая ***** библиотеки, А., заведующая ***** библиотеки, Ф., заведующая ***** библиотеки факты, изложенные Андреевой Т.П., подтвердили.

Государственный инспектор Островского и Пыталовского районов по пожарному надзору Цыпышева О.И. пояснила суду, что ею в связи с истечением трехлетнего срока с момента последней проверки в соответствии с исполнением плана мероприятий по надзору на основании распоряжения № ** от дд.мм.2010 г. в период с ** по дд.мм. 2010 г. была проведена проверка обеспечения требований законодательства в области пожарной безопасности МУК «Центральная районная библиотека». По результатам проверки, осуществляемой с выездом в филиалы библиотеки, расположенные в сельской местности, дд.мм.2010г. был составлен соответствующий акт проверки, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, не исследовались.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, ознакомившись с материалами дела и представленными представителем юридического лица документами, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.1. ч. 1 и 2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из смысла данной нормы, ответственность юридического лица при выявлении нарушений, влекущих административную ответственность, наступает лишь в случаях, если будет установлено, что данным лицом не были предприняты все возможные меры к их недопущению. Данное условие ответственности подразумевает, что при решении вопроса о виновности юридического лица в административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять соответствующий протокол, данные обстоятельства должны быть исследованы.

Однако при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.4 ч.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица «Муниципальное учреждение культуры «Островская центральная районная библиотека» (далее ЦРБ) должностным лицом Госпожнадзора обстоятельства, на которые указывала директор ЦРБ Андреева Т.П. в своих объяснениях, проверены не были.

Между тем «Муниципальное учреждение культуры «Островская центральная районная библиотека» является бюджетным учреждением. Согласно представленным суду документам администрацией ЦРБ в Администрацию района на протяжении ряда лет направляются заявки и ходатайства о финансировании мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности (в том числе и на приобретение металлических стеллажей и установление автоматической пожарной сигнализации, требующее больших материальных затрат), которые согласно имеющимся в деле сметам расходов удовлетворяются частично. Также из представленных документов следует, что администрацией учреждения по мере финансирования принимаются меры по соблюдению правил пожарной безопасности. При этом в 2010 году в связи с недостаточностью выделенных средств администрацией были перераспределены расходы и на эти цели затрачены дополнительные средства.

Ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности согласно приказу директора ЦРБ № ** от дд.мм.2010 года возложена на заместителя директора Г., а также на служащих соответствующих отделов и филиалов ЦРБ.

При этом, как следует из объяснений указанных лиц, часть нарушений (снятие рассеивателей с ламп, нарушения пожарной безопасности при отоплении помещений, нерасположение имеющихся планов эвакуации в установленных местах, скрутка электропроводки и др.) были допущены по их вине.

Как установлено в ходе судебного разбирательства дела, ряд зданий, в которых расположены сельские библиотеки - филиалы (*****), не принадлежат ЦРБ и не находятся в ее оперативном управлении. При этом кроме библиотек в данных зданиях расположены и другие организации и учреждения: ФАПы, клубы, почта и т.д. Однако должностным лицом Госпожнадзора при выявлении факта отсутствия в данных зданиях автоматической пожарной сигнализации без установления их собственника (балансодержателя), ответственность за данное нарушение возложена на ЦРБ.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что представленными материалами виновность юридического лица в указанных выше нарушениях не установлена, поскольку его администрацией своевременно были предприняты зависящие от нее меры к соблюдению требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах с учетом требований ст. 1.5.ч.1 КоАП РФ о том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица «Муниципальное учреждение культуры «Островская центральная районная библиотека» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушении требований ст. 28. 2 КоАП РФ законный представитель юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не извещался, его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, не разъяснялись, протокол составлен в его отсутствие и подписан позже даты, указанной в протоколе. Данные нарушения суд оценивает, как существенные, поскольку таким образом были нарушены права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в том числе и право на защиту.

С учетом вышеизложенного, суд в соответствии с требованиями ст. 26.2 ч. 3 КоАП РФ не принимает указанный протокол как доказательство и полагает необходимым прекратить дело в отношении юридического лица «Муниципальное учреждение культуры «Островская центральная районная библиотека» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1, 2.9, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения культуры «Островская центральная районная библиотека» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд.

Судья: И.Р.Родакова

Постановление вступило в законную силу в 2011 году.