Дело №2-367/2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Осташковский городской суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи Кокаревой Н.А.,
при секретаре Богомоловой Т.М.,
с участием прокурора Чернышова Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове
21 июля 2010 года
гражданское дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Селигерлес» о возложении обязанности разработать программу производственного контроля и обеспечении проведения производственного контроля путем проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха, суд
УСТАНОВИЛ:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к ОАО «Селигерлес» Осташковского района Тверской области о возложении обязанности разработать программу производственного контроля и обеспечении проведения производственного контроля путем проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха.
Свои требования мотивировал тем, что в мае-июне 2010 г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами в Осташковском районе Тверской области. Проверка деятельности ОАО «Селигерлес» показала, что указанным предприятием допускаются нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Было установлено, что основными видами деятельности предприятия являются: заготовка, раскряжевка и распиловка леса на пиломатериалы. Данное предприятие находится по адресу: .... На территории промплощадки размещены: лесопильный цех, котельная, пилозаточное отделение и автотранспортный цех. Предприятие имеет 10 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух из них 5 организованных и 5 неорганизованных. Источники выбрасывают в атмосферу 15 загрязняющих веществ и 4 группы веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия. Согласно проекту ПДВ периодичность контроля нормативов ПДВ на контрольных постах в жилом секторе составляет 4 раза в год аккредитованной лабораторией. Предприятие относится к 4-й категории опасности воздействия на атмосферный воздух по максимальному значению параметров, размер СЗЗ составляет 100 метров (согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 санитарно-защитная зона производство лесопильное, фанерное и деталей деревянных изделий составляет 100 метров). В ходе проверки установлено, что в границах санитарно-защитной зоны предприятия находится частная жилая застройка: к северу на расстоянии 85 метров, к югу 10 метров, к западу 5 метров (жилой дом Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен) по .... Проверка показала, что на протяжении последних двух лет ОАО «Селигерлес» не осуществляет производственный контроль за качеством атмосферного воздуха путем обеспечения проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории, на рабочих местах в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, что является нарушением требования природоохранного и санитарного законодательства.
Предприятием не разработана программа производственного контроля. Производственный контроль, в части обеспечения проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне выбросов объекта, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории, на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье не производится, чем нарушены требования п. 2.12, 3.1, 3.10, 3.11, 4.3, 4.5, 5.1, СанПиН2.21/2.1.1.1200-03, п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01», п. 1.5, 2.1, 2.2, 2.4 СП 1.1.1058-01. Указанные нарушения стали возможными по причине не принятия своевременных мер по разработке программы производственного контроля и обеспечения проведения лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в соответствии с указанной программой. Нарушения ОАО «Селигерлес» прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, т.к. создают угрозу причинения вреда здоровью людей и окружающей среды. На основании вышеизложенного просит возложить обязанности на ОАО «Селигерлес» разработать программу производственного контроля и обеспечении проведения производственного контроля путем проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха.
В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Чернышов Н.Б. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика – ОАО «Селигерлес» Осташковского района Тверской области в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка. Отзыв относительно исковых требований, доказательств наличия уважительных причин неявки не представил. Дело рассмотрено без участия представителя ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обеспечение права на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7 ФЗ от 10.12.2002 г. юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 67 вышеуказанного Закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 25 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии со ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно ст. 32 вышеупомянутого Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
На основании ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 1.5. СП 1.1.1058-01 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В Пунктах 2.1, 2.2 СП 1.1.1058-01 указано, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации (пункт 2.4 СП 1.1.1058-01).
Согласно п. 4.1.1. Гигиенических требований к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.16 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п.2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Из материалов дела усматривается, что данные требования ответчиком ОАО «Селигерлес» не соблюдаются.
Согласно акту проверки соблюдения требований законодательства в сфере окружающей среды л.д.21-22), 29.06.2010 г. у ОАО «Селигерлес» отсутствует проект санитарно-защитной зоны благоустройства СЗЗ, в границах СЗЗ находится жилая постройка. Производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в границах СЗЗ также не производится.
Таким образом, предприятием не разработана программа производственного контроля. Производственный контроль, в части обеспечения проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (промплощадке), на рабочих местах не производится, чем нарушены требования п.2.12, 3.1, 3.10, 3.11, 4.3, 4.5, 5.1, СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03, п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01», п. 1.5, 2.1, 2.2, 2.4 СП 1.1.1058-01.
Ответчиком доказательств, опровергающих приведенные выше выводы не представлено, поэтому исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из объема подлежащей выполнению работы, ответчику следует установить срок до 1 сентября 2010 г. для добровольного исполнения решения суда.
Поскольку прокурор в силу ст.103 ГПК РФ следует взыскать процессуальные издержки в доход федерального бюджета - госпошлину в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:Требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.
Обязать ОАО «Селигерлес» Осташковского района Тверской области в срок до 01 сентября 2010 года разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха путем обеспечения проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния предприятия, на территории, на рабочих местах в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства: санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Н.А.Кокарева