решение по делу



Дело № 2-454/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

с участием представителя истца Железнова С.Г.
представителя ответчика администрации МО «Осташковский район» Архипова А.С.

представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Строгановой С.А.,

при секретаре Богомоловой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

07 октября 2010 года

дело по иску Цыкиной Татьяны Николаевны к администрации муниципального образования «Осташковский район» о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Цыкина Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО «Осташковский район» о признании права собственности на земельный участок площадью 70100 кв.м., расположенный по адресу: адрес обезличен, кадастровый номер Номер обезличен.

Свои требования мотивировала тем, что решением Осташковского городского суда Тверской области от Дата обезличена года за ней признано право собственности на земельную долю с оценкой 128,43 баллогектар общей площадью 7,01 га из земель фонда перераспределения Осташковского района Тверской области. На основании данного решения она обратилась к главе МО «Осташковский район» с заявлением о предоставлении земельной доли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства общей площадью 7,01 га с оценкой 128,43 баллогектар из фонда перераспределения Осташковского района в районе адрес обезличен. Дата обезличена года на заседании комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о выделении земельных участков при администрации МО «Осташковский район» было принято решение предоставить ей в собственность земельную долю из фонда перераспределения в районе адрес обезличен. Для оформления права собственности на данный земельный участок она собрала все необходимые документы, поставив его на кадастровый учет. Дата обезличена года её представитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. Дата обезличена года получила сообщение об отказе в государственной регистрации прав на вышеуказанный земельный участок, поскольку решения органа местного самоуправления о предоставлении указанного земельного участка не представлено, спорный земельный участок ей не предоставлялся и акт главы МО «Осташковский район» не издавался. Полагает, что ею собраны все необходимые документы для возникновения права собственности на земельный участок и просит признать на него право собственности, так как отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков не допускается.

Определением от Дата обезличена г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Представитель истца по доверенности Железнов С.Г. поддержал исковые требования и пояснил, что после признания решением суда за Цыкиной Т.Н. права на земельную долю, последняя выполнила все предусмотренные законом действия связанные с формированием земельного участка, с определением его границ на местности, согласованием со смежниками, поставила его на кадастровый учет в Дата обезличена году. Он от имени Цыкиной Т.Н. неоднократно обращался в администрацию МО «Осташковский район» по вопросу издания постановления о предоставлении Цыкиной Т.Н. земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства, на заявление от Дата обезличена года ответа не получил.

Представитель ответчика администрации МО «Осташковский район» по доверенности Архипов А.С. исковые требования не признал, пояснив, что согласно подп.1 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер», позволяет сделать вывод о границе и статусе данного земельного участка. Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 г. №305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области. Данное постановление опубликовано в газете «Тверская жизнь», а следовательно вступило в законную силу. Спорный земельный участок находится в пределах курорта «Селигер». При таких обстоятельствах данный земельный участок не может быть предоставлен в собственность Цыкиной Т.Н.. Предоставление данного земельного в собственность влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает право граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Также полагает, что истцом не в полном объеме получены заключения о наличии ограничений в использовании земельного участка, в частности такое заключение не дано МУ «Экологический контроль». Спорный участок ранее не использовался Цыкиной Т.Н., поэтому оснований для удовлетворения её требований не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по доверенности Строганова С.А. пояснила, что в Дата обезличена года Цыкина Т.Н. обращалась в Управление за регистрацией права собственности на земельный участок. В регистрации отказано т.к. не было предоставлено решения органа местного самоуправления о предоставлении истцу указанного земельного участка. Отсутствие данного постановления явилось единственным препятствием для возникновения права собственности истца на данный земельный участок.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) предусмотрено, что, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г., 30 октября 2009 г.) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков; 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки; 3) условия предоставления земельных участков в собственность; 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков; 6) предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Решением Осташковского городского суда Тверской области от Дата обезличена г. за Цыкиной Т.Н. признано право собственности на земельную долю с оценкой 128,43 баллогектар общей площадью 7,01 га из земель фонда перераспределения Осташковского района Тверской области. Данное решение вступило в законную силу Дата обезличена года л.д.95-96).

Согласно заявлению на имя главы МО «Осташковский район» от Дата обезличена г. Цыкина Т.Н. на основании данного судебного решения просила предоставить ей земельный участок в размере земельной доли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства общей площадью 7,01 га с оценкой 128,43 баллогектар из фонда перераспределения Осташковского района в районе адрес обезличен л.д.130).

Выпиской из протокола Номер обезличен заседания комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о выделении земельных участков и изменению вида использования при администрации МО «Осташковский район» от Дата обезличена года подтверждено, что заявление Цыкиной Т.Н. удовлетворено, и рекомендовано предоставление в собственность земельной доли из фонда перераспределения в районе адрес обезличен л.д.89).

Из материалов дела усматривается, что Цыкиной Т.Н. Дата обезличена г. был получен перечень заключений о наличии ограничений в использовании земельного участка, выделяемого Цыкиной Т.Н. в счет предоставления средней районной нормы для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения, расположенный по адресу: адрес обезличен с отметками всех инспектирующих служб л.д.46).

Согласно справке-расчету Осташковского отдела Управления Роснедвижимости по Тверской области от Дата обезличена г. площадь земельного участка Номер обезличен, отводимого Цыкиной Т.Н. в счет доли для ведения крестьянского фермерского хозяйства из земель сельхозяйственного назначения фонда перераспределения Осташковского района, расположенного в районе адрес обезличен, составляет 7,01 га, решение суда от Дата обезличена года является основанием для постановки участка на кадастровый учет л.д.29).

Истцом были проведены землеустроительные работы по формированию спорного земельного участка, составлен акт согласования границ, из которого видно, что администрация МО «Осташковский район» согласовала истцу местоположение и границы испрашиваемого земельного участка л.д.40-44). По заявлению истца участок поставлен на кадастровый учет Дата обезличена года л.д.93-94).

Таким образом, Цыкина Т.Н., имеющая право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства обратилась в администрацию МО «Осташковский район», которая в силу п.10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе землями фонда перераспределения земель Осташковского района, с заявлением о предоставлении земельного участка.

В порядке, установленном ст.12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" администрация выдала истцу проект границ земельного участка с отражением его на материалах фонда перераспределения Осташковского района, после чего Цыкина Т.Н. за свой счет выполнила в отношении этого земельного участка землеустроительные работы, в результате которых ООО «Землеустроитель» подготовлены документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

Заявлением от Дата обезличена года л.д.105) подтверждено обращение Цыкиной Т.Н. в администрацию с просьбой об издании постановления о предоставлении земельного участка в связи с получением всех необходимых документов, однако администрация МО «Осташковский район» от выполнения возложенной на неё п.4 ст.12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" обязанности рассмотреть данное заявление в течение 14 дней со дня предоставления кадастрового паспорта, уклонилась, никакого решения по данному заявлению не приняла, чем нарушила права истца на приобретение земельного участка в собственность.

Согласно ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Гражданские права в силу ст.8 ГК РФ возникают в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Право истца на приобретение в собственность спорного земельного участка нарушено ответчиком, поэтому оно подлежит судебной защите.

Доводы представителя администрации о том, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен истцу в собственность, так как он ограничен в обороте в силу п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ и п.8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» поскольку расположен в пределах особо охраняемой природной территории - курорта местного значения «Селигер» нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.

Постановление Администрации Тверской области от 11.09.2002 г. №305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области опубликовано в газете «Тверская жизнь» 13 марта 2009 года и именно с указанной даты вступило в законную силу.

В силу статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Цыкина Т.Н. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в Дата обезличена года, до Дата обезличена проводила работы по его формированию, постановке на кадастровый учет. Как пояснил представитель истца, он неоднократно обращался в администрацию с просьбой о принятии решения о предоставлении земельного участка, а в Дата обезличена года обратился в администрацию с письменным заявлением, несмотря на то, что такое обращение не предусмотрено законом. В установленный федеральным законом срок ответчик уклонялся от принятия решения по заявлению Цыкиной Т.Н., при этом о наличии каких-либо препятствий для его принятия заявителю не сообщил.

Так как на момент представления истцом администрации кадастрового паспорта на земельный участок никаких ограничений в его обороте не было, принятие впоследствии нормативно-правового акта устанавливающего такое ограничение не может служить основанем для отказа Цыкиной Т.Н. в защите её прав судом и признании за ней права собственности на земельный участок.

Истица не могла в силу отсутствия зарегистрированного в установленном порядке права использовать формируемый земельный участок, поэтому данное обстоятельство, на которое ссылается в своих возражениях ответчик, не препятствует возникновению у Цыкиной Т.Н. прав на его приобретение для ведения КФХ.

Согласно проекту границ земельного участка л.д.34), перечню заключений о наличии ограничений в использовании спорного земельного участка л.д.46), последний в водоохранную зону не входит. Иные доказательства, опровергающие данный вывод, ответчиком не представлены, поэтому утверждение представителя администрации о том, что при предоставлении участка возможно нарушение каких-либо экологических норм, является необоснованным. Постановлением администрации МО «Осташковский район» от 13.10.2008 года муниципальное учреждение «Экологический контроль» ликвидировано, на момент рассмотрения спора производятся организационные мероприятия по ликвидации данного учреждения л.д.122-129).

Поскольку порядок предоставления спорного земельного участка, установленный Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" соблюден, однако ответчик своим бездействием нарушил право Цыкиной Т.Н. на приобретение в собственность земельного участка, исковые требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Цыкиной Татьяны Николаевны удовлетворить.

Признать за Цыкиной Татьяной Николаевной право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером Номер обезличен площадью 70100 кв.м. расположенный по адресу адрес обезличен.

Принятые меры обеспечения по иску в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществлять государственную регистрацию сделок по отчуждению земельных участков с кадастровым номером Номер обезличен площадью 70100 кв.м. расположенный по адресу адрес обезличен отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме – 12 октября 2010 года.

Федеральный судья Кокарева Н.А.