Решение по делу



Дело №2-830/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего федерального судьи Кокаревой Н.А.,

с участием представителя истца Коновалова А.Ю. – Тихомирова Г.Л.,

истца Коноваловой Е.Ю.

представителей ответчика администрации МО «Осташковский район» Архипова А.С., Васильевой Е.В.,

представителя ответчика комитета по делам молодежи Тверской области Карамановой Э.М.

при секретаре Богомоловой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

10 ноября 2010 года

гражданское дело по иску Коновалова Алика Юриевича и Коноваловой Екатерины Юрьевны к администрации МО «Осташковский район» и комитету по делам молодежи Тверской области о признании права на включение в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище»; признании решения комиссии администрации МО «Осташковский район» и постановления главы администрации МО «Осташковский район» о снятии с жилищного учета и исключении из списка участников подпрограммы незаконным; восстановлении в списках нуждающихся в жилье; включении в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты на 2010 год; выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретения жилья, суд

УСТАНОВИЛ:

Коновалов А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ от Коновалова А.Ю. и Коноваловой Е.Ю. поступило исковое заявление к администрации МО «Осташковский район» и комитету по делам молодежи Тверской области о признании права на включение в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище»; признании решения комиссии администрации МО «Осташковский район» и постановления главы администрации МО «Осташковский район» о снятии с жилищного учета и исключении из списка участников подпрограммы незаконным; восстановлении в списках нуждающихся в жилье; включении в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты на 2010 год; выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретения жилья.

Свои требования истцы мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию МО «Осташковский район» о включении его семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», ДД.ММ.ГГГГ предоставили все необходимые справки в администрацию, где им предложили написать второе заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. Одновременно с написанием заявления о включении семьи в состав участников подпрограммы, определения размера субсидии, которая будет предоставлена семье как участнице подпрограммы в размере ***** руб., ДД.ММ.ГГГГ с Осташковским филиалом Сбербанка России был заключен кредитный договор на предоставление кредита на приобретение недвижимости по программе «Молодая семья» в сумме ***** рублей.

ДД.ММ.ГГГГ банк выдал заемную сумму, и был заключен договор купли-продажи двухкомнатной квартиры, право собственности на которую было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

Несмотря на принятие заявлений со всеми документами ДД.ММ.ГГГГ, администрация района в 10-дневный срок не приняла решения о признании либо об отказе в признании их семьи участницей подпрограммы, и письменно не уведомила их о принятом решении. ДД.ММ.ГГГГ письмом их проинформировали, что с ДД.ММ.ГГГГ они признаны семьей имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилого помещения в части, превышающей размер субсидии и поставлены на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ.

При обращении в отдел по делам молодежи с документами о приобретенной квартирой, им сообщили о частичной утрате документов и необходимости их собирания вновь. ДД.ММ.ГГГГ жена родила сына и им некогда было заниматься сбором документов.

ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию с запросом о состоянии дел по включению их в подпрограмму, но в установленные сроки ответа так и не получили.

ДД.ММ.ГГГГ обратились с письмом к главе района и председателю Собрания депутатов по данному вопросу. ДД.ММ.ГГГГ они получили письмо о том, что администрация не может включить их в подпрограмму, т.к. не было подано об этом заявления.

ДД.ММ.ГГГГ из письма главы администрации им стало известно, что их семья снята с жилищного учета и исключена из участников подпрограммы. Данный ответ основывался на том, что ими не были выполнены условия предусмотренные Правилами.

На момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ их семья полностью соответствовала критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, в связи с чем полагают, что решение Комитета совместно с решениями и действиями администрации нарушают нормативные акты и препятствуют в реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о признании решения комиссии администрации МО «Осташковский район» и постановления главы администрации МО «Осташковский район» о снятии с жилищного учета и исключении из списка участников подпрограммы незаконным, восстановлении в списках нуждающихся в жилье, включении в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты на 2010 год, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, прекращено в связи с отказом истцов от иска в этой части.

В судебном заседании истец Коновалова Е.Ю. и представитель истца Коновалова А.Ю. по доверенности Тихомиров Г.Л. иск о признании за семьёй Коноваловых права на включение в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» поддержали. Коновалова Е.Ю. пояснила, что передав все необходимые документы для включения в подпрограмму ДД.ММ.ГГГГ в администрацию, их семья получила деньги по кредитному договору и заключила договор купли-продажи квартиры. При обращении в администрацию и в 2008, и в 2009 году они интересовались, включена ли их семья в состав участников подпрограммы и какие еще необходимы документы. После получения из администрации уведомления о том, что ими не подано заявление, на вопрос, какое заявление необходимо написать, представитель отдела и образования и молодежной политики администрации МО «Осташковский район» заверила, что никакого заявления писать не нужно, по предложению главы администрации ездили на прием в комитет по делам молодежи Тверской области, где получили разъяснение, что их семья не может быть участником подпрограммы, так как кредитный договор был заключен ранее постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Несмотря на неоднократные обращения в администрацию, письменного уведомления в признании либо отказе в признании их семьи участницей подпрограммы не получили. Однако, считая свои права нарушенными, в сентябре 2010 г. вновь обратились в администрацию и получили ответ, что семья постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ снята с жилищного учета и исключена из списка участников подпрограммы. Полагают, что администрация не выполнила возложенные на нее постановлением Правительства обязанности по рассмотрению их заявлений, чем нарушила их право на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий.

Представители ответчика - администрации МО «Осташковский район» - по доверенности Архипов А.С. и Васильева Е.В. просили в удовлетворении заявления отказать и показали, что ДД.ММ.ГГГГ Коновалов А.Ю. обратился в администрацию МО «Осташковский район» с заявлениями о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и о признании молодой семьи, имеющую достаточные доходы, для включения в состав участников подпрограммы «Обеспечением жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Постановлением главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ семья Коновалова А.Ю. признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчётной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер субсидии, а постановлением главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ семья Коновалова А.Ю. поставлена на жилищный учёт в составе 2-х человек. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Осташковский район» сообщила Коновалову А.Ю. о принятых решениях и уведомила, что для участия в программе необходимо обратиться в отдел по делам молодёжи, но Коновалов А.Ю. в отдел по делам молодёжи не явился, в администрацию МО «Осташковский район» с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечением жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (форма заявления Приложение № к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы) не обратился, что исключило возможность включения данной семьи в состав участников подпрограммы. Пунктом «г» ст.15 вышеуказанных правил установлено, что для участия в подпрограмме молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретённое (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Кредитный договор № между ОАО «Сберегательный банк РФ» и Коноваловыми А.Ю. и Е.Ю. был заключён ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до момента принятия семьи Коновалова А.Ю. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (постановление главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ семьях Коновалова А.Ю. поставлена на жилищный учёт с ДД.ММ.ГГГГ). Полагают, что Коноваловыми не были представлены в полном объеме документы, указанные в п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, поэтому их иск не подлежит удовлетворению.

Представитель ответчика - комитета по делам молодежи Тверской области по доверенности Караманова Э.М. иск не признала, пояснив, что на территории Тверской области реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.. Согласно п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья с 1 января по 1 июля для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, перечисленные в п.15 Правил. Только при полном сборе документов, могут принять документы и зарегистрировать заявление. Коноваловыми ДД.ММ.ГГГГ была оформлена ипотека в Сбербанке Тверской области г.Осташкова, а признали молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий только ДД.ММ.ГГГГ, то есть молодая семья еще не признанная в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий заключила кредитный договор, что противоречит правилам. Списки молодых семей – участников подпрограммы составляет орган местного самоуправления, направляет их для утверждения в комитет по делам молодежи Тверской области, который формирует сводный список. Список участников подпрограммы на 2010 год сформирован. С учетом ранее представленных органом местного самоуправления предварительных списков, средств, заложенных в бюджетах разных уровней, произведены расчеты социальных выплат, подлежащих уплате в 2010 году. В случае удовлетворения судом исковых требований семья Коноваловых может быть включена в число участников подпрограммы на 2011 и последующие годы, поскольку областная целевая программа действует до 2011 года, а федеральная проходит согласование о продлении её действия до 2015 года.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программ «Жилище» на 2002 – 2010 годы».

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 года (утратило силу с 01 января 2006 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 865) утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (далее подпрограмма), направленная на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации подпрограммы рекомендовано принять участие в её финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.

Законом Тверской области от 6 мая 2003 года № 29-ЗО (утратил силу с 01 января 2009 г.) была утверждена областная целевая программа «Жилище» на 2003-2010 г.

Постановлением администрации Тверской области от 01.09.2008 N 281-па утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан".

Постановлением администрации Тверской области от 2 декабря 2008 года № 445-па, принятым в целях реализации указанной долгосрочной целевой программы Тверской области утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья, в котором определены критерии отнесения молодой семьи к участникам программы и порядок формирования списков молодых семей – участников программы, которые согласуются с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 (далее Правила).

Согласно пунктам 5,6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению № 2 в 2 экземплярах;

б)документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке;

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома – кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

е) выписка из домовой книги и копия финансового счета.

Орган местного самоуправления согласно п.17 Правил организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что Коновалов А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Коновалова Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.

Коноваловы А.Ю. и Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в целях включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» обратились в администрацию МО «Осташковский район» с заявлениями о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и о признании молодой семьей, имеющей достаточные доходы, для включения в состав участников подпрограммы со всеми необходимыми документами (л.д.8,9).

По результатам рассмотрения документов на заседании комиссии по формированию списков молодых семей претендентов на участие в программе от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями администрации № и 1049 от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Коноваловых А.Ю. и Е.Ю. признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер субсидии и поставлена на жилищный учет с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23,24), а также семья Коноваловых включена в списки молодых семей претендентов на участие в районной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на территории МО «Осташковский район» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Выписки из постановлений администрации направлены Коноваловым и им рекомендовано для дальнейшего оформления документов обратиться в отдел по делам молодежи администрации МО «Осташковский район».

Копией кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ между Осташковским отделением № Сбербанка РФ и Коноваловыми А.Ю. и Е.Ю. подтверждено, что Сбербанк обязуется предоставить истцам кредит на приобретение недвижимости по программе «Молодая семья» в сумме ***** рублей под 13, 75 процентов годовых на покупку квартиры по адресу: <адрес> на срок по ДД.ММ.ГГГГ, а созаемщики обязуются на условиях солидарной ответственности возвратить кредит и уплатить проценты (л.д.13-15). Кредит предоставлен ДД.ММ.ГГГГ по расходному кассовому ордеру №.

ДД.ММ.ГГГГ Коноваловыми заключен договор купли-продажи указанной выше квартиры, который зарегистрирован в УФРС по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21).

Из имеющегося в деле заявления (л.д.25) следует, что истец Коновалова Е.Ю. обращалась в отдел по делам молодежи МО «Осташковский район» ДД.ММ.ГГГГ, представила дополнительно свидетельства о праве собственности на квартиру. Как пояснила истица, сотрудники администрации не просили её оформить какие-либо дополнительные заявления, поэтому она считала, что все необходимые документы поданы. Неоднократно обращалась в администрацию по вопросу включения либо отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, а получив письмо администрации в 2009 году о необходимости подачи дополнительного заявления, вновь общалась с представителями отдела по делам молодежи, главой администрации МО «Осташковский район», которые в устной форме после консультации с представителями комитета по делам молодежи Тверской области пояснили, что их семья не имеет права на участие в подпрограмме, так как заключила кредитный договор ранее постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исследованными в судебном заседании книгами: регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Молодая семья» ФЦП «Жилище» (л.д.93-98); учета молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав областной целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы (л.д.111-142); учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в собственность по программе «Жилище» ФЦП «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.155-171) подтверждено, что семья Коноваловых органом местного самоуправления была включена в число семей - претендентов на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей», однако никакого письменного уведомления истцам по данному вопросу в нарушение п.17 Правил направлено не было. Более того, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком органом местного самоуправления фактически было сообщено, что истцы не имеют права быть участниками подпрограммы в виду несоблюдения условия, предусмотренного подп. «г» п.15 Правил, а именно заключения кредитного договора до момента постановки на жилищный учет.

Между тем, данный вывод администрации нельзя признать правильным.

В соответствии с п.1 статьи 807 Гражданского кодекса РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег (суммы займа).

Поскольку денежные средства по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ были переданы Коноваловым А.Ю. и Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, в силу приведенной выше нормы ГК РФ кредитный договор следует признать заключенным именно ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, события, с которыми подп.«г» п.15 Правил связывает возникновение права участия молодой семьи в подпрограмме (признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и заключение соответствующего кредитного договора), возникли в один день, что не противоречит условиям участия молодой семьи в подпрограмме, её целям и задачам.

С первого обращения в администрацию МО «Осташковский район» по вопросу участия в подпрограмме семья Коноваловых явно выразила свое желание на участие в программе, о наличии такого волеизъявления свидетельствуют как неоднократные обращения Коноваловой Е.Ю. в администрацию на протяжении 2008-2010 годов, так и в комитет по делам молодежи Тверской области, являющийся заказчиком подпрограммы. Непредставление истцами самого заявления о включении семьи в состав участников подпрограммы по форме согласно приложению № 2 Правил было допущено не по их вине, так как специалисты администрации, отвечавшие за прием документов, не потребовали такого заявления от Коноваловых, несмотря на очевидность их волеизъявления. Более того, отсутствие данного заявления не препятствовало включению Коноваловых в списки претендентов на получение социальных выплат на момент их обращения в администрацию МО «Осташковский район» в 2008 году вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, когда семье было сообщено об исключении из списка участников подпрограммы (л.д.43).

Семья Коноваловых полностью соответствовала на момент обращения в орган местного самоуправления определенным в пункте 5 Правил критериям, для участия в подпрограмме» Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, перечисленные в п.18 Правил отсутствуют, поэтому исковые требования Коноваловых являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Коновалова Алика Юриевича, Коноваловой Екатерины Юрьевны удовлетворить.

Признать за семьёй Коноваловых Алика Юриевича, Екатерины Юрьевны право на включение в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище».

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме 15 ноября 2010 г.

Федеральный судья: Н.А.Кокарева