Решение по делу



Дело №2-843/2010 года принято в окончательной форме 19 ноября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Рябисе А.Н.,

с участием прокурора Михайловой О.В.,

представителя заинтересованного лица Мауриной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 15 ноября 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора города Осташкова о признании нормативного правового акта-решения Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» №156 от 14 апреля 2010 года «О внесении дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» №131 от 23.12.2009 года» недействующим, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Осташкова обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта-решения Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» №156 от 14 апреля 2010 года «О внесении дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» №131 от 23.12.2009 года» недействующим со дня принятия.

Свои требования мотивировал тем, что проверкой правомерности установления учетной нормы площади жилого помещения для отдельной категории граждан, проведенной прокурором города Осташкова по обращению территориального отдела социальной защиты населения Осташковского района Тверской области было установлено, что решением Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» (далее Совет депутатов) №156 от 14 апреля 2010 года «О внесении дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» №131 от 23.12.2009 года» внесены дополнения в п.2 указанного решения и установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для категорий граждан, определенных п.п.2,3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах». Указанное решение Совета депутатов считает противоречащим действующему федеральному законодательству. Так, согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные ученые нормы. Таким образом, установление иной учетной нормы для отдельных категорий граждан относится к компетенции субъекта РФ, а не представительного органа местного самоуправления. По указанным основаниям прокурором 3.08.2010 года Совету депутатов был направлен протест, который до настоящего времени не рассмотрен и не удовлетворен. Длительное нерассмотрение протеста прокурора и соответственно продолжаемое применение незаконного нормативного правового акта нарушает интересы граждан на участие в специальной целевой программе по обеспечению жильем. так как данному объекты требуется капитальный ремонт. еменное пользование МО "овского района Тверской области"ого оразования "

В судебном заседании прокурор Михайлова О.В. поддержала доводы заявления.

Представитель заинтересованного лица-Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков»-по доверенности Маурина Т.В. просила в удовлетворении заявления отказать и показала, что ветераны Великой Отечественной войны отнесены действующим законодательством к иной, предусмотренной ч.3 ст.49 ЖК РФ категории граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно ч.6 ст.50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. Совет депутатов г.Осташкова счел необходимым, так как федеральным законом или законом субъекта РФ не установлена иная учетная норма для данной категории граждан, восполнить этот пробел правового регулирования и правомерно установил для данной категории граждан иную учетную норму с целью исполнения ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". На основании принятого решения несколько участников Великой Отечественной войны были поставлены на жилищный учет по данной учетной норме.

Заинтересованное лицо-территориальный отдел социальной защиты населения Осташковского района Тверской области- поддержал заявленные требования, о чем в деле имеется письменное заявление, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в предварительном судебном заседании представитель третьего лица по доверенности-Иванова Т.Н. показала, что в соответствии с ч.6 ст.50 ЖК РФ отдельным категориям граждан могут быть установлены другие учетные нормы только федеральными законами, указами Президента РФ и законами субъектов РФ. Установление для этих категорий граждан учетной нормы органами местного самоуправления действующим законодательством не предусмотрено. На основании принятого решения несколько участников Великой Отечественной войны были поставлены на жилищный учет по данной учетной норме.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, суд считает требования прокурора города Осташкова обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Решением Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» №156 от 14.04.2010 года (л.д.7) пункт 2 решения Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» от 23.12.2009 года №131 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» дополнен абзацем 2 следующего содержания «установить учетную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для категорий граждан, определенных п.п.2,3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах».

Данное решение было опубликовано в газете «Селигер» №17 (11924) от 23.04.2010 года (л.д.20-21), как предусмотрено ст.28 регламента Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков», утвержденного решением Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» №74 от 24.06.2009 года (л.д.87-99).

В соответствии с частью 4 ст. 50 ЖК РФ под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 5 ст.50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Во исполнение ст.50 ЖК РФ решением Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» №131 от 23.12.2009 года установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.6).

В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено, что отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По смыслу приведенных выше норм участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан определенные Федеральным законом от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".

Частью 6 статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Исходя из содержания ч.5 и 6 ст.50 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится установление общей учетной нормы площади жилого помещения. Установление же иной учетной нормы для указанных в ч.3 ст.49 ЖК РФ категорий граждан, в том числе для участников Великой Отечественной войны относится к компетенции органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что Совет депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» установил для участников Великой Отечественной войны, то есть для категории граждан, указанной в ч.3 ст.49 ЖК РФ иную учетную норму площади жилого помещения чем для остальных категорий граждан с нарушением вышеуказанных норм ЖК РФ, с превышением пределов своей компетенции-то есть по вопросу, отнесенному федеральным законом к компетенции органов власти РФ и субъектов РФ.

Довод представителя заинтересованного лица-Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» Мауриной Т.В. о том, что в настоящее время законодателем не установлена иная учетная норма площади жилого помещения для участников Великой Отечественной войны, поэтому такая учетная норма правомерно была установлена Советом депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» не может быть принят судом, так как он противоречит ч.5,6 ст.50 ЖК РФ.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку до вынесения решения суда оспариваемое решение Совета депутатов применялось и на его основании, как пояснили представители Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» Маурина Т.В., территориального отдела социальной защиты населения Осташковского района Иванова Т.Н., были поставлены на жилищный учет несколько участников Великой Отечественной войны, оно должно быть признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а не со дня принятия как об этом просит прокурор.

На основании п.3 ст.253 ГПК РФ и ст.35 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации» сообщение о решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный акт. Так как оспариваемое решение Совета депутатов было опубликовано в газете «Селигер», сообщение о признании его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в этом же средстве массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.251-253 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Иск прокурора города Осташкова удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» №156 от 14 апреля 2010 года «О внесении дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» №131 от 23.12.2009 года» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Селигер» после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме-19 ноября 2010 года.

Федеральный судья : В.Л.Ежелый