Дело № 2-827/2010 года принято в окончательной форме 8 ноября 2010 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.
при секретаре Рябисе А.Н.,
с участием прокуроров Тихомирова А.А. и Михайловой О.В.,
третьего лица Чесовитиной И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове 3 ноября 2010 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова в интересах Сахаровой Тамары Михайловны к администрации муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением, постановке на учет и включении в список по улучшению жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Осташкова в интересах Сахаровой Т.М. обратился в суд с иском к администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании за нею права на обеспечение благоустроенным жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, принятии ее с ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список по улучшению жилищных условий за №.
Свои требования мотивировал тем, что проверкой исполнения администрацией МО «Городское поселение-г.Осташков» жилищного законодательства и требований ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), проведенной прокурором города Осташкова было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Городское поселение-г.Осташков» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении обратилась Сахарова Т.М., являющаяся участником Великой Отечественной войны и пользующаяся льготами, предусмотренными ст.15 ФЗ «О ветеранах». На момент обращения Сахарова Т.М. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ не числилась. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование жилищных условий Сахаровой Т.М. и дано заключение о непригодности ее квартиры № дома № по <адрес> для проживания. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Сахарова Т.М. была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» №72 от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны за номером №. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного мероприятии по государственному контролю главным специалистом-экспертом Управления государственной жилищной инспекции Тверской области было дано заключение о пригодности квартиры Сахаровой Т.М. для проживания. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия МО «Городское поселение-г.Осташков», руководствуясь письмом территориального отдела соцзащиты населения Осташковского района № от ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о снятии Сахаровой Т.М. с очереди на получение внеочередного жилья на основании ч.1 ст.31 ЖК РФ. Постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ Сахарова Т.М. снята с очереди на получение внеочередного жилья на основании ч.1 ст.31 ЖК РФ, поскольку она проживает в квартире № дома № по <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дочери Н. Названные решение жилищной комиссии и постановление главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» считает незаконными по следующим основаниям. Согласно ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ от 7.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее Указ Президента РФ №714) постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Таким образом, требования ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ №714 направлены на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, независимо от их имущественного положения. Решением жилищной комиссии и постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» о снятии Сахаровой Т.М. с жилищного учета нарушены ее права как участника Великой Отечественной войны, поскольку квартира, в которой проживает Сахарова Т.М., признана непригодной для проживания и поэтому имеются все основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении по п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Ссылка же в постановлении главы администрации на ч.1 ст.31 ЖК РФ является необоснованной, так как жилое помещение по адресу <адрес> кв.№ принадлежит на праве собственности не участнику Великой Отечественной войны Сахаровой Т.М., а ее дочери Н. и по смыслу ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ №714 не может являться основанием для признания Сахаровой Т.М. обеспеченной жильем. Кроме того, при принятии вышеуказанных решения жилищной комиссии и постановления главы администрации нарушены требования ч.2 ст.56 ЖК РФ, согласно которой решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ, чего ответчиком не было сделано.
В судебном заседании прокуроры Тихомиров А.А. и Михайлова О.В. поддержали доводы заявления.
Истец Сахарова Т.М. заявленные требования поддержала, о чем в деле имеется письменное заявление, а также просила о рассмотрении дела без ее участия. Ранее в предварительном судебном заседании показала, что всю жизнь прожила в квартире № дома № по <адрес>. Другого жилья у нее никогда не было. Вместе с ней в квартире зарегистрированы и проживают дочь Н. и внук М. В 2007 году дочь купила квартиру № в д.№ по <адрес>, чтобы улучшить свои жилищные условия. Ни она, ни дочь в этой квартире никогда не жили.
Ответчик-администрация МО «Городское поселение-г.Осташков»-исковые требования признал, о чем представил письменное заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. Ранее в предварительном судебном заседании представители ответчика по доверенности-председатель жилищной комиссии МО «Городское поселение-г.Осташков» Р. и секретарь жилищной комиссии Т. показали, что постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ Сахарова Т.М. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований. Однако этот вопрос был пересмотрен по рекомендации отдела социальной защиты населения, который ссылался на недостаток денежных средств для обеспечения всех ветеранов жильем. Отделом соцзащиты населения в адрес администрации было направлено соответствующее письмо со ссылкой на наличие у дочери Сахаровой Т.М. в собственности благоустроенной двухкомнатной квартиры и соответственно на обеспеченность истицы жильем. Кроме того, к письму был приложен акт Управления государственной жилищной инспекции Тверской области, которым квартира Сахаровой была признана пригодной для проживания. На заседании жилищной комиссии было принято решение о снятии Сахаровой с учета и постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Третье лицо-территориальный отдел социальной защиты населения Осташковского района Тверской области возражает против иска, о чем в деле имеется письменное заявление, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в предварительном судебном заседании представитель третьего лица по доверенности-Иванова Т.Н. показала, что Сахарова Т.М. проживает вместе с дочерью Чесовитиной И.Н., которая является собственником двухкомнатной благоустроенной квартиры № в д.№ по <адрес>. Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. По указанному основанию Сахарова Т.М. не имеет права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Третье лицо Чесовитина И.Н. заявленные требования поддержала, пояснив, что вместе с матерью и взрослым сыном проживают в неблагоустроенной квартире № дома № по <адрес>. Так как перспективы получения жилья не было, она с целью вложения денег и улучшения жилищных условий в 2007 году купила для себя и сына двухкомнатную благоустроенную квартиру № в доме № по <адрес>. В указанной квартире ни одна, ни мать никогда не жили. Она продолжает жить вместе с матерью, так как последняя является инвалидом 2 группы и нуждается в постоянном уходе по состоянию здоровья и возрасту.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора города Осташкова обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Из удостоверения серия ВВ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66) усматривается, что Сахарова Тамара Михайловна является ветераном участником Великой Отечественной войны.
Согласно подп.3 п.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено, что отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее Положение).
В силу п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Органом местного самоуправления-главой администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда была создана межведомственная комиссия и утвержден ее состав постановлением № 139 от 5.12.2008 года, с изменениями постановлением № 121 от 5.06.2009 года.
Межведомственной комиссией в порядке, предусмотренном п.44 Положения по заявлению Сахаровой Т.М. был произведен осмотр жилого помещения-квартиры № дома № по <адрес>, составлен акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9) и в соответствии с п.33 Положения дано заключение о признании данного жилого помещения непригодным для проживания (л.д.10-11), на основании которых жилищной комиссией МО «Городское поселение-г.Осташков» было принято решение о признании Сахаровой Т.М. нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и постановке ее на жилищный учет (л.д.12). Постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ Сахарова Т.М. была поставлена на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны за № в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ (л.д.13-15).
Постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) Сахарова Т.М. была снята с очереди на получение внеочередного жилья на основании п.1 ст.31 ЖК РФ, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченным общей площадью жилого помещения в пределах учетной нормы жилого помещения.
Постановление принято, как указано в его тексте, на основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24) и письма территориального отдела социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22), в которых содержатся сведения о наличии в собственности проживающей вместе с Сахаровой Т.М. дочери Чесовитиной И.Н. двухкомнатной благоустроенной квартиры общей площадью 52 кв.м., которая не была ранее учтена для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения Сахаровой Т.М. при постановке ее на жилищный учет как участника Великой Отечественной войны, как предписано ч.2 ст.52 ЖК РФ.
Из этих документов следует, что Сахарова Т.М была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении как не отвечающая требованиям п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ согласно которому гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Однако Сахарова Т.М. по указанному основанию на жилищный учет не ставилась и те основания, по которым она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а именно-проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ) до настоящего времени не отпали.
Жилое помещение, в котором проживает истица, заключением межведомственной комиссии в установленном законом порядке было признано непригодным для проживания и остается таковым до настоящего времени.
Акт государственной жилищной инспекции Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19), на который ссылался представитель территориального отдела социальной защиты населения Осташковского района в своих возражениях против иска, не может служить доказательством того, что квартира Сахаровой Т.М. соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, поскольку он принят с нарушением порядка, предусмотренного Положением, составлен лицом, не являющимся членом утвержденной постановлением главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» межведомственной комиссии и содержит данные не соответствующие действительности, о чем показали в судебном заседании свидетели Л., Ш., К.-члены межведомственной комиссии.
Так, свидетель Л. показал, что в составе межведомственной комиссии проводил обследование квартиры истицы, по результатам которого был оставлен акт и дано заключение о несоответствии данного жилого помещения требованиям раздела 2 Положения. На заседании жилищной комиссии администрации МО «Городское поселение-г.Осташков», членом которой он является, было принято решение о постановке Сахаровой Т.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Главный специалист-эксперт государственной жилищной инспекции Тверской области И. членом межведомственной комиссии не является, при осмотре квартиры истицы не присутствовал, поставил свою подпись в акте и сделал запись об особом мнении спустя некоторое время после составления документа. Второе обследование квартиры Сахаровой Т.М. работник жилинспекции И. проводил один, члены межведомственной комиссии при этом не присутствовали, им дали подписать уже готовый акт, в котором была допущена ошибка, а именно указано, что квартира находится в кирпичном доме.
Аналогичные показания дали свидетели Ш. и А.
Действительно, согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д.90) в собственности дочери Сахаровой Т.М.-Чесовитиной И.Н. находится двухкомнатная благоустроенная квартира № дома № по <адрес> общей площадью 49,9 кв.м., в том числе жилой 28,7 кв.м., которую как пояснила последняя она приобрела для улучшения жилищных условий своих и сына. Однако в данной квартире никто не зарегистрирован и никогда не проживал.
Из справки ООО УК «Служба заказчика» (л.д.26) усматривается, что Сахарова Т.М. вместе с дочерью Чесовитиной И.Н. и внуком М. зарегистрирована и проживает в квартире № дома № по <адрес>.
По смыслу приведенных выше норм ФЗ "О ветеранах" и указа Президента РФ N 714 участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению жильем независимо от их имущественного положения.
По делу установлено и не оспаривается сторонами, что Сахарова Т.М. постоянно проживала и проживает в настоящее время по указанному в справке адресу-квартире № дома № по <адрес>-жилом помещении заключением межведомственной комиссии признанном непригодным для проживания.
Основания, по которым Сахарова Т.М. была поставлена на жилищный учет (ФЗ "О ветеранах", указ Президента РФ N 714, п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ), не связаны с размером занимаемой ею в настоящее время жилой площади и не связаны с учетной нормой (п.2 ч.1 и ч.2 ст.51 ЖК РФ), поэтому наличие у ее взрослой дочери в собственности жилого помещения не может в данном случае рассматриваться как основание для снятия ее с учета.
Поскольку решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановление главы администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с жилищного учета Сахаровой Т.М. приняты с нарушением указанных выше норм федерального законодательства, иск прокурора о восстановлении жилищных прав истицы как участника Великой Отечественной войны подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Осташкова удовлетворить полностью.
Признать Сахарову Тамару Михайловну нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» восстановить Сахарову Тамару Михайловну в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за номером № с признанием за нею права на обеспечение благоустроенным жилым помещением как участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме-8 ноября 2010 года.
Федеральный судья : В.Л. Ежелый