Решение по делу



Дело № 2-831/2010 год Решение в окончательной

форме принято 25.11.2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева

при секретаре Алексеевой А. А.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А. Н.,

представителя ответчика МУП «Осташковское АТП» Гарюгина А. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 23 ноября 2010 года гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Осташковское автотранспортное предприятие» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны производственных объектов и обустроить санитарно-защитную зону,

У С Т А Н О В И Л:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Осташковское автотранспортное предприятие» об обязании последнего: разработать проект санитарно-защитной зоны производственных объектов (промышленной площадки №, расположенной <адрес>, промышленной площадки №, расположенной <адрес>, промышленной площадки №, расположенной <адрес>, промышленной площадки №, расположенной <адрес>) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; провести мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01».

Своё требование мотивировал тем, что в ходе проведенной в октябре 2010 года проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что МУП «Осташковское автотранспортное предприятие», основным видом деятельности которого является осуществление пассажирских и грузовых перевозок, организация пассажирских перевозок на автостанциях, допускает нарушения природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха. В состав предприятия входят четыре площадки: промплощадка № – основная база МУП «Осташковское АТП», расположенная <адрес>, на которой размещены открытые стоянки автотранспорта, котельная, ремонтные мастерские, материальный склад, склад ГСМ с автозаправкой, токарный цех, кузница, сварочный пост, шиномонтажный участок, мойка автотранспорта, административный корпус, диспетчерская, граничит со всех сторон с жилой застройкой, ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 6 м. к югу, 20 м. к западу; промплощадка № - Осташковская автостанция, расположенная <адрес>, которая включает в себя гостиницу, билетную кассу, зал ожидания, камеру хранения, посадочную площадку, ближайшие жилые дома от нее расположены на расстоянии 36 м.; промплощадка № - филиал АТП, расположенный <адрес>, ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 66 м.; промплощадка № - Пеновская автостанция, расположенная в <адрес>, ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 58 м. По степени воздействия на окружающую среду предприятие относится к 3-ей категории опасности. Размер СЗЗ, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промплощадки № составляет - 100 м., промплощадки № - 50 м., промплощадки № - 100 м., промплощадки № - 50 м. Предприятие имеет 28 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе 14 организованных источников и 14 неорганизованных. Источники выбросов не оснащены газоочистными установками. Источники выбрасывают в атмосферу 34 загрязняющих вещества следующих наименований: железа оксид, марганец и его соединения, олово оксид, свинец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, серная кислота, сажа, сера диоксид, сероводород, углерод оксид, фториды газообразные, керосин, бензол, толуол, взвешенные вещества. Установлено, что в границах санитарно-защитной зоны предприятия (промплощадки №) находится частная жилая застройка. Проверка показала, что до настоящего времени предприятием не разработан проект санитарно-защитной зоны, несмотря на то, что разработка проекта предусмотрена еще на этапе строительства, ввода и начала эксплуатации производственного объекта. Также, предприятием на протяжении длительного времени не рассматривается вопрос расположения в границах СЗЗ жилой застройки и пути его решения. Не проводились мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны (озеленение и т. п.), производственный контроль качества атмосферного воздуха в зоне жилой застройки осуществляется с нарушением графика контроля. Так, исследования атмосферного воздуха в зоне жилой застройки проводились в 2009 году один раз, при необходимости проведения 4 раза в год. В 2007-2008 г. г. исследования атмосферного воздуха на источниках выбросов и в зоне жилой застройки не проводились, что является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. Проверка показала, что указанные нарушения стали возможными по причине не принятия ответчиком своевременных мер по разработке проекта и обустройству санитарно-защитной зоны предприятия. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан, которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде.

В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А. Н. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика МУП «Осташковское АТП» на основании доверенности Гарюгин А. И. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Из ст.11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из ст.39 данного Федерального закона РФ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Статьей 16 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.

Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться не превышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

В соответствии со ст.30 указанного Федерального закона РФ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно ст.20 данного Федерального закона РФ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Из ст.32 вышеприведенного Федерального закона РФ следует, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

В соответствии с п.п.2.1,2.12,3.1,3.2,3.10,3.11,4.1,4.3,4.5,5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.);

Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В соответствии с п.п.1.5,2.2,2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 года № 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

В соответствии с п.4.1.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 года № 14, юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.

Уставом, свидетельствами о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, внесении записи в ЕГРЮЛ, внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года, подтверждается, что МУП «Осташковское АТП» является юридическим лицом, осуществляющим виды деятельности - пассажирские и грузовые перевозки, организация пассажирских перевозок на автостанциях и автовокзале (л.д.46-53,55-57).

В соответствии с рапортом, объяснениями представителя ответчика Гарюгина А. И., актом от ДД.ММ.ГГГГ проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства МУП «Осташковское автотранспортное предприятие» в состав последнего входят: промплощадка № – основная база, расположенная <адрес>, на которой размещены открытые стоянки автотранспорта, котельная, ремонтные мастерские, материальный склад, склад ГСМ с автозаправкой, токарный цех, кузница, сварочный пост, шиномонтажный участок, мойка автотранспорта, административный корпус, диспетчерская, промплощадка граничит со всех сторон с жилой застройкой, ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 6 м. к югу, 20 м. к западу; промплощадка №, расположенная <адрес>, которая включает в себя гостиницу, билетную кассу, зал ожидания, камеру хранения, посадочную площадку, ближайшие жилые дома от промплощадки расположены на расстоянии 36 м.; промплощадка №, расположенная <адрес>, ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 66 м.; промплощадка №, расположенная в <адрес>, ближайшие жилые дома находятся на расстоянии 58 м. По степени воздействия на окружающую среду предприятие относится к 3-ей категории опасности. Размер СЗЗ, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промплощадки № составляет - 100 м., промплощадки № - 50 м., промплощадки № - 100 м., промплощадки № - 50 м. Предприятие имеет 28 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе 14 организованных источников и 14 неорганизованных. Источники выбросов не оснащены газоочистными установками. Источники выбрасывают в атмосферу 34 загрязняющих вещества следующих наименований: железа оксид, марганец и его соединения, олово оксид, свинец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, серная кислота, сажа, сера диоксид, сероводород, углерод оксид, фториды газообразные, керосин, бензол, толуол, взвешенные вещества. Установлено, что в границах санитарно-защитной зоны предприятия (промплощадки №) находится частная жилая застройка. Также установлено, что до настоящего времени предприятием не разработан проект санитарно-защитной зоны, несмотря на то, что разработка проекта предусмотрена еще на этапе строительства, ввода и начала эксплуатации производственного объекта. Кроме того, предприятием на протяжении длительного времени не рассматривается вопрос расположения в границах СЗЗ жилой застройки и пути его решения. Не проводились мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны (озеленение и т. п.), производственный контроль качества атмосферного воздуха в зоне жилой застройки осуществляется с нарушением графика контроля (л.д.13-20,58-59).

При этом ответчиком в 2005 году разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, выполненный ООО "Ю.", из которого следует, что размер СЗЗ, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промплощадки № составляет - 100 м., промплощадки № - 50 м., промплощадки № - 100 м., промплощадки № - 50 м. (л.д.21-29).

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ требования, установленные в проекте нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для МУП «Осташковское АТП», соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.30).

Из санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для МУП «Осташковское АТП» и сообщения об установлении нормативов ПДВ в атмосферу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нормативная СЗЗ для промплощадки № – 100 м., ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 6 м. к югу, 20 м. к западу; для промплощадки № - 50 м., ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 36 м.; для промплощадки № - 50 м., ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 55 м.; для промплощадки № - 100 м., ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 66 м.; для промплощадки № - 50 м., ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 58 м. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для МУП «Осташковское АТП» соответствует СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (л.д.31-38).

Как следует из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП «Осташковское АТП» является одним из предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух в г. Осташкове Тверской области (л.д.39-45).

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что МУП «Осташковское АТП» является юридическим лицом, осуществляющим грузовые и пассажирские перевозки, услуги автопредприятиям и пассажирам по организации пассажирских перевозок на автостанции и автовокзале. При этом МУП «Осташковское АТП» будучи предприятием, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, не выполняет обязанности, возложенные на него природоохранным законодательством, а именно ответчиком не разработан проект санитарно-защитной зоны производственных объектов (промышленных площадок №) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; не проводятся мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; не осуществляется производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01». Данными действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, суд считает необходимым на основании вышеприведенных нормативно-правовых актов исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Осташковское автотранспортное предприятие» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны производственных объектов и обустроить санитарно-защитную зону удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Осташковское автотранспортное предприятие»:

разработать проект санитарно-защитной зоны производственных объектов (промышленной площадки №, расположенной <адрес>; промышленной площадки №, расположенной <адрес>; промышленной площадки №, расположенной <адрес>; промышленной площадки №, расположенной <адрес>) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;

провести мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;

осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья А. И. Лебедев