Решение по делу



Дело № 2-60/2011 года принято в окончательной форме 21 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.

при секретаре Рябисе А.Н.,

с участием истца Атабаевой В.К.,

представителя ответчика Березина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 16 февраля 2011 года гражданское дело по иску Атабаевой Валентины Константиновны к государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в Осташковском районе Тверской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и досрочном назначении пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Атабаева В.К. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению ПФ РФ в Осташковском районе о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <адрес> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ в Осташковском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее ФЗ №173-ФЗ). Однако несмотря на наличие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности УПФ в Осташковском районе отказал ей в назначении пенсии, не включив в ее специальный стаж период работы <данные изъяты> ООО "М." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ пенсионного фонда в досрочном назначении пенсии необоснованным и просит обязать пенсионный фонд назначить пенсию с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Атабаева В.К. поддержала доводы заявления, пояснив, что на педагогических должностях работает с 1977 года. Общий стаж ее педагогической деятельности на момент обращения в пенсионный фонд составлял более 25 лет, что является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику. Однако при обращении ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный фонд по вопросу о досрочном назначении пенсии она получила отказ, с указанием на то, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не может быть включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ООО "М.", так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года не предусмотрено наименование учреждений детский комбинат. Также пенсионным фондом не была принята во внимание предоставленная ею справка ООО "М." с правильным наименованием детского дошкольного учреждения. Считает, что в приказе о ее приеме на работу наименование детского учреждения-детский комбинат указано ошибочно, так как в книге приказов ООО "М." за этот период времени имеются записи о приеме на работу, отпусках работавших вместе с нею лиц с указанием наименования детского учреждения-детский сад.

Представитель ГУ-Управления ПФ РФ в Осташковском районе по доверенности Березин В.В. исковые требования не признал, пояснив, что отказ в назначении Атабаевой В.К. досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа является обоснованным. В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Исходя из правовой нормы для реализации права на досрочную пенсию по старости необходимо одновременно наличие не менее 25 лет стажа педагогической деятельности в определенных должностях и учреждениях. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяется на основании Списка производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В специальный стаж Атабаевой В.К не был зачтен период работы в должности <данные изъяты> детского комбината ООО "М." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года не предусмотрено такое наименование учреждения-детский комбинат. Учреждение с таким названием отсутствует и в утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 действовавшем до 1.10.1993 года Списке должностей и учреждений. Не может быть принята во внимание представленная истицей справка ООО "М." о работе Атабаевой В.К. воспитателем детского сада, так как основание ее выдачи не подтверждено первичными документами, а именно в приказе о приеме на работу указано наименование детского учреждения-детский комбинат. Представленные истицей копии приказов по ООО "М." в отношении других работников также не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о назначении пенсии лицу решается индивидуально и может быть подтвержден документами, связанными конкретно с этим лицом.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление Атабаевой В.К. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует Конституция РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции и высшей юридической силе ее принципов и норм.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (далее ФЗ №173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

П.2 ст.27 упомянутого закона устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В указанном Списке (п.1 раздела «Наименование должностей» и п.1.8 «Наименование учреждений», а также в ранее действовавших Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 (п.1 «Наименование должностей» и п.8 «Наименование учреждений»), и Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (п.1«Наименование должностей» и абз.5 «Наименование учреждений») право на досрочное пенсионное обеспечение имеет воспитатель детских дошкольных учреждений, в том числе детского сада.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее в период работы истца Атабаевой В.К., также предусматривало включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности воспитателя детского сада (п.1 «Наименование должностей» и абз.4 п.1 раздела I «Наименование учреждений»).

На основании п.1 ст.10 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору в силу п.6 раздела 2 Постановления Правительства РФ №555 от 24.07.2002 года «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В трудовой книжке Атабаевой В.К. (л.д.7-16) имеются записи о ее работе на педагогических должностях с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> детского комбината ООО "М." (записи 9-10).

С заявлением о назначении пенсии Атабаева В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Осташковском районе ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-49).

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22) усматривается, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не был включен период работы Атабаевой В.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> детского комбината ООО "М.", так как списком от ДД.ММ.ГГГГ наименование учреждения детский комбинат не предусмотрено, а уточняющая справка ООО "М." не подтверждена первичными документами, поэтому принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, которое оспорено истицей.

В судебном заседании установлено, что оценка пенсионных прав Атабаевой В.К. по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ произведена УПФ РФ в Осташковском районе с нарушениями действующего законодательства.

Так, Атабаевой В.К. своевременно ответчику была представлена уточняющая справка работодателя-ООО "М." о том, что она была принята в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и уволена по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которая не была принята УПФ РФ в Осташковском районе во внимание при оценке ее пенсионных прав.

В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В справке архивного отдела администрации МО «Осташковкий район» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-47) указано, что по годовым отчетам ООО "М." Осташковского района Калининской области за 1984-1985 годы имеются сведения о наличии в ООО "М." 1 постоянного (работающего не менее 10 месяцев в году) детского сада, ясли, площадки: с количеством мест для детей на конец года 25, в том числе для детей в возрасте до 3 лет-10. Документы дел постоянного хранения (годовые отчеты) ООО "М." за 1986-1987 годы на хранение в архив не поступали, поэтому предоставить сведения о наличии детского дошкольного учреждения в ООО "М." за указанный период не представляется возможным.

Из справки отдела образования и молодежной политики МО «Осташковский район» о сети дошкольных учреждений Осташковского района (л.д.38-39) следует, что в ООО "М." с 1986 года имеется детский сад «Ромашка» с количеством мест по нормативу 25.

Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными приказом Министра Просвещения СССР №103 от 31.12.1971 года (л.д.40-45) такое название детского дошкольного учреждения как детский комбинат также не предусмотрено.

Исходя из указанных разъяснений Пленума ВС РФ и предписаний п.6 раздела 2 Постановления Правительства РФ №555 от 24.07.2002 года «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» справки государственных и муниципальных органов-архивного отдела администрации МО «Осташковский район», а также отдела образования и молодежной политики администрации МО «Осташковский район», в компетенцию которых входили руководство и контроль за детскими дошкольными учреждениями, должны быть приняты в подтверждение специального стажа истицы для назначения досрочной трудовой пенсии, как содержащие сведения о фактическом наименовании учреждения в котором работала истица в спорный период времени.

Анализ исследованных в судебном заседании документов и приведенных нормативных актов свидетельствует, что запись о наименовании детского дошкольного учреждения «детский комбинат» в трудовой книжке истицы сделана ошибочно и правильное наименование детского дошкольного учреждения, в котором работала истица в спорный период «детский сад» указано в справках ООО "М.", отдела образования и молодежной политики МО «Осташковский район».

Из показаний работавших вместе с Атабаевой В.К. в спорный период свидетелей З. и Ш. следует, что Атабаева В.К. с июня 1984 года по август 1987 год вместе с ними работала <данные изъяты> ООО "М.". В детском саду было около 25 детей. Детское учреждение, в котором они работали, всегда называлось детским садом. Других дошкольных учреждений в ООО "М." не было.

Эти показания свидетелей согласуются с записями о работе истца в трудовой книжке (л.д.10), копиями приказов ООО "М." (л.д.17-19), справкой ООО "М." (л.д.20), архивной справкой архивного отдела администрации МО «Осташковкий район» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-47), справкой отдела образования и молодежной политики МО «Осташковский район» о сети дошкольных учреждений Осташковского района (л.д.39), типовыми штатами дошкольных учреждений (л.д.40-45), поэтому суд признает их достоверными.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что Атабаева В.К. работала в должности <данные изъяты> ООО "М." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поэтому данный период работы (2 года 2 месяца) подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, который с учетом зачтенных протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Осташковском районе от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж периодов работы (24 года 1 месяц 23 дня) при ее обращении за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ составлял 26 лет 3 месяца 23 дня.

Отказ УПФ РФ в Осташковском районе во включении спорных периодов в специальный стаж по существу ставит истца, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную трудовую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

Согласно пунктам 1 и 2 ст.19 ФЗ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Пунктом 3 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также пунктом 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда и социального развития РФ и ПФ РФ №17/19 п.б от 27.02.2002 года определено, что в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В соответствии с пунктом 7 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Согласно п.11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда РФ истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии.

Положением «О Пенсионном фонде в РФ», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2122-1, на органы Пенсионного фонда также возлагается обязанность разъяснений гражданам и юридическим лицам вопросов, относящихся к компетенции органов Пенсионного фонда.

Из объяснений Атабаевой В.К., ее письменного заявления следует, что она обращалась в отдел пенсионного фонда по вопросу определения права на досрочную пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ и представила документы, подтверждающие специальный стаж для назначения пенсии.

Однако УПФ в Осташковском районе был дан письменный ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24) о том, что у нее отсутствует требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Изложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении сотрудниками ГУ-управления Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе возложенных на них действующим законодательством обязанностей, исполнение которых должно быть направлено на оказание гражданам содействия в реализации их права на социальное обеспечение по возрасту, относящееся к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.39).

П.23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона №173-ФЗ).

На ДД.ММ.ГГГГ Атабаева В.К. более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в установленном законом порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ей было необоснованно отказано, поэтому исковые требования о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика-ГУ-управления пенсионного фонда РФ в Осташковском районе подлежат взысканию в пользу Атабаевой В.К. понесенные последней судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде, а именно расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д.3-4).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Атабаевой Валентины Константиновны удовлетворить полностью.

Включить Атабаевой Валентине Константиновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности <данные изъяты> ООО "М." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Осташковском районе Тверской области назначить Атабаевой Валентине Константиновне трудовую пенсию досрочно на основании подпункта 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 25 октября 2010 года.

Взыскать с государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Осташковском районе Тверской области в пользу Атабаевой Валентины Константиновны судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме-21 февраля 2011 года.

Федеральный судья : В.Л. Ежелый