Решение по делу



Дело № 2-3/2011года принято в окончательной форме 26 апреля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Рябисе А.Н.,

с участием прокурора Рыбникова А.Н.,

представителя заинтересованного лица-администрации МО «Осташковский район» Балагаевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 21 апреля 2011 года дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Тверской области об оспаривании постановления главы муниципального образования «Осташковский район» от 17.12.2009 года №1792 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Бобковой С.В. по адресу <адрес>»,

У С Т А Н О В И Л :

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Тверской области обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления главы муниципального образования «Осташковский район» от 17.12.2009 года №1792 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Бобковой С.В. по адресу <адрес>», ссылаясь на то, что земельный участок кадастровый номер № площадью 0,15 га в <адрес> переданный в собственность Бобковой С.В., входит в состав земель особо охраняемых природных территорий и поэтому согласно п.п.2,5 ст.27, ст.ст.52, ч.2 ст.95, ст.96 ЗК РФ, п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не может быть выделен в собственность частного лица.

В судебном заседании прокурор Рыбников А.Н. поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица-администрации МО «Осташковский район» по доверенности Балагаева Л.А. возражала против заявленных требований. Ссылаясь на то, что обжалуемое постановление было принято в соответствии со ст.34 ЗК РФ. Бобкова С.В. обратилась в администрацию МО «Осташковский район» с заявлением о предоставлении за плату спорного земельного участка, которое было рассмотрено на заседании комиссии по выделению земельных участков и принято решение о его предоставлении. В кадастровом паспорте указано, что спорный земельный участок относится к землям поселений, какие-либо обременения, ограничения в нем не указаны, как не указано и то, что земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий, ограниченных в обороте, поэтому считает, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий администрации МО «Осташковский район» с соблюдением требований законодательства к форме правового акта и порядку его принятия.

Заинтересованное лицо-Бобкова С.В. в судебное заседание не явилась, против рассмотрения дела в ее отсутствие не возражала, возражений против заявленных требований не представила.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подле­жащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением главы МО «Осташковский район» №1792 от 17.12.2009 года Бобковой С.В. в собственность за плату был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу <адрес> площадью 0,15 га для огородничества.

Договор купли-продажи данного земельного участка (л.д.9-10) был заключен между комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Бобковой С.В. ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по Тверской области (л.д.89).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

Как указано в преамбуле и п.п.2,3 Постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного ДД.ММ.ГГГГ в газете "Т." №, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления <данные изъяты> Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО "К." <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-19).

Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения "Селигер" предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1,2.2,2.4,2.6,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят <адрес>. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту ЗАО "К." <адрес> ДД.ММ.ГГГГ содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д.13-15).

Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области (л.д.13) усматривается, что заказчиком разработки проекта являлась администрация МО «Осташков» Тверской области.

В письме территориального отдела № Управления Роснедвижимости по Тверской области (л.д.16) указано, что земельный участок кадастровый номер № в <адрес> находится в границах курорта местного значения «Селигер».

Из межевого плана (л.д.42-67), выкопировки из материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведении Залучьенского сельского Совета (л.д.63) усматривается, что земельный участок кадастровый номер № площадью 1500 кв.м., расположенный в <адрес>, предоставленный в собственность Бобковой С.В. находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер».

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер», а также совокупность представленных доказательств позволяют сделать вывод о том, что нахождение земельного участка, предоставленного в собственность Бобковой С.В. во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.

Исследованными доказательствами подтверждено, что на основании постановления главы МО «Осташковский район» №1792 от 17 декабря 2009 г. Бобковой С.В. в собственность за плату предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером № в <адрес> относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и под.1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным.

Доводы представителя заинтересованного лица администрации МО «Осташковский район» Балагаевой Л.А. о том, что в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок с кадастровым номером № отнесен к землям поселений, не является основанием для не применения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий, ограниченных в обороте, приватизация которых запрещена действующим законодательством. При этом факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ и ст.35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.

Так как главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, на основании ст.103 ГПК РФ с администрации МО «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» следует взыскать судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы МО «Осташковский район» от 17.12.2009 г. №1792 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Бобковой С.В. по адресу <адрес>».

Взыскать с администрации муниципального образования «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме –26.04.2011 г.

Федеральный судья: В.Л.Ежелый