Решение по делу



Дело № 2-1/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего федерального судьи Кокаревой Н.А.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А.Н.,

представителя заинтересованного лица - администрации МО «Осташковский район»-Балагаевой Л.А.,

заинтересованного лица Алексеева Д.А.

при секретаре Богомоловой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

21 апреля 2011 года

гражданское дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании постановления главы МО «Осташковский район» от 11.12.2009 года №1744 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка»,

У С Т А Н О В И Л:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Тверской области о признании недействительным и не влекущим правовых последствий постановления главы администрации МО «Осташковский район» от 11.12.2009 г. №1744 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Алексееву Д.А. по адресу: <адрес>».

Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения плановой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях Курорта местного значения «Селигер» Тверской области, ДД.ММ.ГГГГ получено постановление главы администрации МО «Осташковский район» от 11.12.2009 года №1744 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Алексееву Д.А., по адресу: <адрес>». Оспариваемым постановлением Алексееву Д.А. из земель особо охраняемых территорий, находящихся в государственной собственности, в собственность за плату предоставлен земельный участок с кадастровым номером № для использования в целях: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,1500 га. Указанное постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц и Тверской области, как субъекта РФ, т.к. постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года №305-па территория Осташковского района признанна курортом местного значения «Селигер», т.е. вся территория Осташковского района является в соответствии со ст.95 Земельного кодекса РФ, особо охраняемой природной территорией, ограниченной в обороте.

В соответствии с подп.1 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 данной статьи. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен также ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно письму территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тверской области спорный земельный участок с кадастровым номером № находящийся в <адрес> находится в границах курорта местного значения «Селигер».

Согласно ст.95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Согласно ст.96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением Администрации Тверской области от 11.09.2002 г. № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», вступившим в силу после официального опубликования в газете "Т." № 49 от 13.03.2009 г.. Пунктами 2,3 данного постановления утверждено «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области и установлены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО "К" <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер» позволяет сделать вывод о границах и статусе земельного участка с кадастровым номером №, который находится в пределах курорта местного значения «Селигер».

Нахождение земельного участка с кадастровым номером № в пределах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При указанных обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером № не мог быть предоставлен в собственность Алексееву Д.А., в связи с чем оспариваемое постановление главы МО «Осташковский район» не соответствует закону.

В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица-администрации МО «Осташковский район» - по доверенности Балагаева Л.А. заявленные требования не признала, пояснила, что предоставленный Алексееву Д.А. земельный участок входит в границы курорта местного значения «Селигер». Алексееву Д.А. в ДД.ММ.ГГГГ участок был предоставлен в аренду, а в ДД.ММ.ГГГГ в собственность. На основании п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Считает, что спорный земельный участок мог быть предоставлен в собственность, так как это допускается статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении данного дела без участия представителя Управления, о чем в деле имеется письменное заявление.

Заинтересованное лицо Алексеев Д.А. не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что ему в собственность за плату в ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок площадью 15 соток в <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Выслушав заявителя и заинтересованных лиц, проверив материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подле­жащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Постановлением № 1744 от 11 декабря 2009 года Алексееву Д.А. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м. являвшийся государственной собственности РФ, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Алексеевым Д.А. заключен договор купли-продажи участка, который зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Тверской области (л.д.12-15).

Согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 Постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете "Т." №, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО "К" <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-29).

Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1,2.2,2.4,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят <адрес> Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям.

Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Как отмечено выше, постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в проекте ЗАО "К" <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д.25-30).

Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области (л.д.25) усматривается, что заказчиком разработки проекта являлась администрация МО «Осташков» Тверской области.

В письме территориального отдела № 11 Управления Роснедвижимости по Тверской области (л.д.31) указано, что земельный участок в <адрес> находится в границах Курорта местного значения «Селигер» (л.д.31).

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер», а также совокупность представленных доказательств позволяют сделать вывод о том, что нахождение земельного участка, предоставленного в собственность Алексееву Д.А. в зоне курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.

Исследованными доказательствами подтверждено, что на основании постановления главы МО «Осташковский район» № 1744 от 11 декабря 2009 г. Алексееву Д.А. в собственность за плату предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером № относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и под.1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным.

С доводами представителя администрации МО «Осташковский район» о том, что передача ограниченных в обороте земельных участков в собственность возможна, так как статья 36 Земельного кодекса РФ разрешает приватизацию земельных участков собственникам зданий согласиться нельзя.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, условием приватизации земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений является отсутствие в федеральных законах запрета на приватизацию таких земельных участков. Поскольку запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п.2 ст.27 ЗК РФ, а также ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предоставление Алексееву Д.А. спорного земельного участка в собственность является незаконным.

Так как главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, на основании ст.103 ГПК РФ с администрации МО «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» следует взыскать судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы МО «Осташковский район» от 11.12.2009 г. №1744 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Алексееву Д.А. по адресу: <адрес>».

Взыскать с администрации муниципального образования «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме - 26 апреля 2011 года.

Федеральный судья Кокарева Н.А.