Решение по делу



Дело № 2-2/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего федерального судьи Кокаревой Н.А.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А.Н.,

представителя заинтересованного лица - администрации МО «Осташковский район»-Балагаевой Л.А.,

заинтересованного лица Смирнова Е.П. и его представителя адвоката Ежелой О.В.

при секретаре Богомоловой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

21 апреля 2011 года

гражданское дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании постановления главы МО «Осташковский район» от 11.12.2009 года №1759 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка»,

У С Т А Н О В И Л:

Осташковская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области обратилась в суд с заявлением о признании недействительным и не влекущим правовых последствий постановления главы МО «Осташковский район» от 11.12.2009 года № 1759 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Смирнову Е.П.».

Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения плановой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях курорта местного значения «Селигер» Тверской области проведена проверка законности вышеуказанного постановления, которым Смирнову Е.П. из земель, находящихся в государственной собственности, в собственность за плату предоставлено 1/3 доли земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,0359 га, кадастровый номер №.

Согласно письму территориального отдела Управления Роснедвижимости по <адрес> земельный участок с кадастровым номером № находится в границах курорта местного значения «Селигер».

В соответствии с подп.1 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 данной статьи.

Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен также ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер» позволяет сделать вывод о границах и статусе земельного участка с кадастровым номером №, который находится в границах курорта местного значения «Селигер».

Согласно ст.95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Согласно ст.96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением Администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», вступившим в силу после официального опубликования в газете "Т." № от ДД.ММ.ГГГГ Пунктами 2,3 данного постановления утверждено «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области и установлены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО "К." <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Нахождение земельного участка с кадастровым номером № в пределах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При указанных обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером № не мог быть предоставлен в собственность Смирнову Е.П., в связи с чем оспариваемое постановление главы МО «Осташковский район» не соответствует закону.

Кроме того, предоставление земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемой природной территории, обладающей природными лечебными ресурсами, организованной и созданной органами государственной власти в целях организации отдыха, лечения и профилактики заболеваний граждан, влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает гарантированные статьями 41,42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы Тверской области в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.

В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н. заявленные требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Осташковский район» на основании доверенности Балагаева Л.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что предоставленный Смирнову Е.П. земельный участок входит в границы курорта местного значения «Селигер». На основании оспариваемого постановления и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Смирнову Е.П. в собственность за плату предоставлена 1/3 доля спорного участка, 2/3 доли которого уже находились в собственности Смирнова Е.П. На основании п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Считает, что спорный земельный участок мог быть предоставлен в собственность, так как это допускается статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Заинтересованное лицо Смирнов Е.П. в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Представитель заинтересованного лица Смирнова Е.П. Ежелая О.В., просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Смирнов приобрел 2/3 жилого дома по адресу: <адрес>. В договоре было указано, что земельный участок переходит соразмерно долям, площадь земельного участка составляет 350 кв.м.. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ. 2/3 доли земельного участка были переданы Смирнову в ДД.ММ.ГГГГ на праве пожизненного наследуемого владения, а ДД.ММ.ГГГГ за Смирновым Е.П. зарегистрировано право собственности на 2/3 доли земельного участка. На основании решения мирового судьи судебного участка г.Осташкова от ДД.ММ.ГГГГ за Смирновым Е.П. признано право собственности на 1/3 долю жилого дома, право собственности на целый жилой дом зарегистрировано за Смирновым Е.П. ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы МО «Осташковский район» от 11.12.2009 года № 1759 Смирнову Е.П. в собственность за плату предоставлена 1/3 доля расположенного под жилым домом земельного участка. Право собственности на целый земельный участок зарегистрировано за Смирновым Е.П. в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что признание незаконным постановления о предоставлении в собственность Смирнова Е.П. земельного участка нарушит общие принципы гражданского и земельного законодательства закрепленных в п.5,6 ч.1 ст.1 ЗК РФ и приведет к ситуации, когда Смирнов Е.П. будет являться собственником 2/3 долей в праве на земельный участок, а 1/3 доля данного участка будет предоставлена ему же в аренду, несмотря на то, что он является единственным собственником жилого дома.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении данного дела без участия представителя Управления, о чем в деле имеется письменное заявление.

Исследовав доводы сторон, письменные доказательства, суд находит требования Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Постановлением № 1759 от 11.12.2009 года Смирнову Е.П. предоставлена в собственность за плату 1/3 доля земельного участка площадью 0,0359 га расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Смирновым Е.П. заключен договор купли-продажи участка (л.д.12-13).

В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 Постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного ДД.ММ.ГГГГ в газете "Т." №, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО "К." <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-21).

Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1,2.2,2.4,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят <адрес>. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям.

Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Как отмечено выше, постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту ЗАО "К." <адрес> ДД.ММ.ГГГГ содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны(л.д.18-21).

Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области (л.д.17) усматривается, что заказчиком разработки проекта являлась администрация МО «Осташков».

По утверждению территориального отдела № Управления Роснедвижимости по Тверской области (л.д.23) земельный участок с кадастровым номером № расположенный в <адрес> находится в границах курорта местного значения «Селигер». Об этом же свидетельствует проект границ и план земельного участка, изготовленный землеустроительной организацией при проведении межевания (л.д.18-21, 22, 38).

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер», а также совокупность представленных доказательств позволяют сделать вывод о том, что нахождение земельного участка, предоставленного в собственность Смирнову Е.П. в границах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.

В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами Ш и 1У Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.

Пунктом 1 ста.16 Земельного кодекса РФ установлено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Исследованными доказательствами подтверждено, что на основании постановления главы МО «Осташковский район» № 1759 от 11 декабря 2009 г. Смирнову Е.П. в собственность за плату предоставлена часть земельного участка с кадастровым номером № находящаяся в государственной собственности, относящегося к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и под.1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным.

Суд не может согласиться с доводами представителя администрации МО «Осташковский район» о том, что передача ограниченных в обороте земельных участков в собственность возможна, так как статья 36 Земельного кодекса РФ разрешает приватизацию земельных участков собственникам зданий, так как они основаны на неправильном толковании закона.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, условием приватизации земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений является отсутствие в федеральных законах запрета на приватизацию таких земельных участков. Поскольку запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п.2 ст.27 ЗК РФ, а также ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предоставление Смирнову Е.П. доли спорного земельного участка в собственность является незаконным.

Ссылка представителя заинтересованного лица Смирнова Е.П. – адвоката Ежелой О.В. о том, что признание незаконным постановления № 1759 от 11 декабря 2009 г. нарушит права Смирнова Е.П., в результате чего единственный собственник жилого дома вынужден будет владеть земельным участком на разных основаниях, правового значения для разрешения данного дела не имеет.

Согласно ст.129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Материалами дела подтверждено, что 2/3 доли земельного участка с кадастровым номером № в ДД.ММ.ГГГГ предоставлены Смирнову Е.П. на праве пожизненного наследуемого владения, о чем выдано соответствующее свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па, которым создан курорт местного значения «Селигер» и установлены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, и с указанного времени земли Осташковского района отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на их отчуждение.

На момент вступления в силу постановления администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па земельный участок при доме Смирнова Е.П. на основании п.1 статьи 16 Земельного кодекса РФ находился в государственной собственности.

Поскольку п.2 ст.27 ЗК РФ, ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещено предоставлять в собственность граждан и юридических лиц земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, регистрацию за Смирновым Е.П. ДД.ММ.ГГГГ права собственности на 2/3 доли земельного участка нельзя признать законной, так как она противоречит п.9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Так как главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, на основании ст.103 ГПК РФ с администрации МО «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» следует взыскать судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы МО «Осташковский район» от 11.12.2009 г. №1759 «О предоставлении в собственность за плату 1/3 доли земельного участка Смирнову Е.П. по адресу: <адрес>

Взыскать с администрации муниципального образования «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме - 26 апреля 2011 года.

Федеральный судья Кокарева Н.А.