Дело № 2-227/2011 год Решение в окончательной форме
принято 20.05.2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииОсташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева
при секретаре Алексеевой А. А.,
с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотника А. С.,
представителя третьего лица Осташковского лесничества Тверской области Скворцова В. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 17 мая 2011 года гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации к Государственному унитарному предприятию «Осташковский межрайонный лесхоз» об обязании провести работы по очистке лесосек от порубочных остатков,
УСТАНОВИЛ:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации обратился с иском к ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести лесосеки, расположенные на территории лесного фонда: квартал 75 выдел 3 площадью 2,4 га. Каменского участкового лесничества, квартал 8 выдел 27,28 площадью 9,9 га. Сиговского участкового лесничества, квартал 6 выдел 1,2 площадью 7,4 га. Ольховского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а именно произвести уборку территории указанных лесных участков, произвести укладку порубочных остатков в валы или кучи, шириной не более 3 метров, для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстояние не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, при том, что расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Своё требование мотивировал тем, что в ходе проведенной в марте 2011 года проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования при заготовке древесины установлено, что согласно государственным контрактам № и № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области, ответчику во владение и пользование были переданы вышеуказанные лесные участки.
По условиям контрактов на ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» возложена обязанность по очистке лесосек от порубочных остатков. Между тем, в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлено, что очистка данных лесосек осуществляется ненадлежащим образом, а именно не производится одновременная заготовка древесины и очистка территории лесосеки от порубочных остатков. Последние частично собираются в кучи, однако их сжигание не производится. Данные нарушения лесного законодательства являются недопустимыми, так как несвоевременная очистка впоследствии приведет к захламлению лесных участков и возникновению трудностей при проведении весенней доочистки и проведении всего комплекса лесовосстановительных работ.
Несоблюдение Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности в лесах при проведении работ по заготовке древесины также создает реальную угрозу возникновения лесных пожаров, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, причинение существенного вреда лесному фонду, препятствует естественному возобновлению леса, созданию лесных насаждений методом посадки.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем, действиями ответчика нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда Тверской области.
При рассмотрении дела помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотник А. С. уточнил исковые требования, прося суд обязать ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу привести лесосеки, расположенные на территории лесного фонда: квартал 75 выдел 3 площадью 2,4 га. Каменского участкового лесничества, квартал 8 выдел 27,28 площадью 9,9 га. Сиговского участкового лесничества, квартал 6 выдел 1,2 площадью 7,4 га. Ольховского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а именно – произвести уборку территории указанных лесных участков, произвести укладку порубочных остатков в кучи шириной не более 3 метров для перегнивания.
В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотник А. С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.
Представитель третьего лица Осташковского лесничества Тверской области на основании доверенности Скворцов В. С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.
Как следует из ст.9 данного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из части 3 статьи 16 указанного кодекса следует, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.60-62 Правил заготовки древесины, утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 года № 184, при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается: вырубка подлеска в целях последующего искусственного лесовосстановления; вырубка подроста малоценных древесных пород или пород, не соответствующих лесорастительным условиям, а также неперспективного подроста (старого, нежизнеспособного подроста, не обеспечивающего формирование целевого древостоя, в т. ч. в комплексе с искусственным лесовосстановлением); очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: сбором порубочных остатков в кучи или валы для последующего использования в качестве топлива и на переработку; укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки (без подроста).
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками.
Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород осуществляется способами, обеспечивающими его сохранность. В весенний, летний и осенний периоды в большинстве случаев порубочные остатки целесообразно укладывать на волоках, а оставшиеся окучивать в местах, где нет подроста. В зимний период, кроме того, возможно сжигание порубочных остатков небольшими кучами в местах без подроста.
Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается.
При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках.
При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 2 - 3 метров и плотно прижаты к земле.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Обязательному сжиганию подлежат порубочные остатки при проведении санитарных рубок в очагах вредных организмов, где они могут оказаться источником распространения инфекции или средой для ее сохранения и заселения вторичными вредными организмами.
Согласно п.п.16-17 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В силу подп.«б» п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Уставом, свидетельствами о государственной регистрации юридического лица, постановке на учет в налоговом органе подтверждается, что ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» является юридическим лицом, имеющим предмет деятельности осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, рубка лесных насаждений, включая выборочные и сплошные рубки, переработка древесины и иных лесных ресурсов. Задачами предприятия являются обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Тверской области (л.д.14-21).
Положением об Осташковском лесничестве Тверской области предусмотрено, что целью деятельности лесничества является обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на подведомственной территории, реализация в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений, обеспечение доступности и качества предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере, государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды Тверской области (л.д.73-81).
В соответствии с государственными контрактами № и № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области, заключенными между Департаментом лесного комплекса Тверской области и ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз», последнее обязалось выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Ольховского, Сиговского, Каменского участковых лесничеств Осташковского лесничества Тверской области, территории которых переданы ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» по актам передачи лесных насаждений. Пунктом 2.7 данных государственных контрактов предусмотрено, что очистка лесосек от порубочных остатков должна производиться в зависимости от лесорастительных условий в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины (л.д.22-41).
Рапортом и актами осмотра лесосек подтверждается, что ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» при осуществлении деятельности по заготовке древесины в квартале 75 выдел 3 площадью 2,4 га. Каменского участкового лесничества, квартале 8 выдел 27,28 площадью 9,9 га. Сиговского участкового лесничества, квартале 6 выдел 1,2 площадью 7,4 га. Ольховского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области нарушаются требования лесного законодательства, а именно не осуществляется одновременная заготовка древесины и уборка лесосеки от порубочных остатков, уборка лесосек производится выборочно, собранные порубочные остатки не сжигаются. В ходе проверки, проведенной Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой, получены объяснения с руководителя ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» С., начальника Островного производственного участка ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» Н., начальника Городского производственного участка ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» Ш., начальника Дружногорского производственного участка ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» К. (л.д.10-13,42-54,55-58).
В соответствии с приказом Осташковского лесничества Тверской области от 31.03.2011 года № 39-П «О задачах по охране лесов от пожаров на 2011 год» Осташковскому, Пеновскому и Селижаровскому отделу лесного хозяйства Осташковского лесничества Тверской области приказано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать контроль и обеспечить выполнение профилактических противопожарных мероприятий лесопользователями (л.д.82-83).
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что ГУП «Осташковский межрайонный лесхоз» является юридическим лицом, предметом деятельности и задачами которого являются осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, рубка лесных насаждений, включая выборочные и сплошные рубки, переработка древесины и иных лесных ресурсов на территории Тверской области.
При этом ответчик не выполняет обязанности, возложенные на него природоохранным и лесным законодательством, а именно по окончании заготовки древесины не очистил захламленные участки на территории квартала 75 выдел 3 площадью 2,4 га. Каменского участкового лесничества, квартала 8 выдел 27,28 площадью 9,9 га. Сиговского участкового лесничества, квартала 6 выдел 1,2 площадью 7,4 га. Ольховского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области от порубочных остатков, то есть не привел их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Данные действия ответчика создают реальную угрозу возникновения лесных пожаров, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, причинение существенного вреда лесному фонду, препятствует естественному возобновлению леса, созданию лесных насаждений методом посадки, а также нарушают законные права и интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда Тверской области, в связи с чем, суд считает необходимым на основании вышеприведенных нормативно-правовых актов исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и законных интересов Российской Федерации к Государственному унитарному предприятию «Осташковский межрайонный лесхоз» об обязании провести работы по очистке лесосек от порубочных остатков удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие «Осташковский межрайонный лесхоз» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу привести лесосеки, расположенные на территории лесного фонда: квартал 75 выдел 3 площадью 2,4 га. Каменского участкового лесничества, квартал 8 выдел 27,28 площадью 9,9 га. Сиговского участкового лесничества, квартал 6 выдел 1,2 площадью 7,4 га. Ольховского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а именно – произвести уборку территории указанных лесных участков, произвести укладку порубочных остатков в кучи шириной не более 3 метров для перегнивания.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья А. И. Лебедев