Решение по делу



Дело № 2-292/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего федерального судьи Кокаревой Н.А.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А.Н.,

при секретаре Алексеевой К.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

26 мая 2011 года

гражданское дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании постановления главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка»,

У С Т А Н О В И Л:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области о признании недействительным и не влекущим правовых последствий постановления главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка С. по адресу: <адрес>».

Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения плановой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях Курорта местного значения «Селигер» Тверской области, ДД.ММ.ГГГГ получено постановление главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка С. по адресу: <адрес>». Оспариваемым постановлением С. из земель населенных пунктов (<адрес>), находящихся в государственной собственности и расположенных в границах особо охраняемой природной территории курорт местного значения «Селигер» Тверской области, в собственность за плату предоставлен земельный участок для использования в целях: огородничества, общей площадью 0,1500 га. Указанное постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц и Тверской области, как субъекта РФ, т.к. постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года №305-па территория Осташковского района признанна курортом местного значения «Селигер», т.е. вся территория Осташковского района является в соответствии со ст.95 Земельного кодекса РФ, особо охраняемой природной территорией, ограниченной в обороте.

В соответствии с подп.1 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 данной статьи. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен также ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст.95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В силу ст.96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением Администрации Тверской области от 11.09.2002 г. № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», вступившим в силу после официального опубликования в газете «Тверская жизнь» № 49 от 13.03.2009 г.. Пунктами 2,3 данного постановления утверждено «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области и установлены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г.Москва) 2000 г.

Анализ приведенного федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что нахождение земельного участка с адресным ориентиром: <адрес> в пределах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.

При таких обстоятельствах, данный земельный участок не мог быть предоставлен в собственность С., в связи с чем постановление Главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону.

В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Осташковский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, о чем в деле имеется письменное заявление.

Заинтересованное лицо С. в суд не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом. Согласно уведомлению почтовой связи телеграмма С. не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению в отделение почтовой связи не явился. Из заявления о предоставлении земельного участка следует, что С. в качестве своего постоянного места жительства указал адрес: <адрес>, по которому он извещался судом о рассмотрении дела. Другие сведения о месте жительства заинтересованного лица в материалах дела отсутствуют. Поскольку судом приняты исчерпывающие меры к извещению заинтересованного лица о времени и месте судебного разбирательства, суд считает его на основании ст.117 ГПК РФ извещенным о рассмотрении дела и возможным рассмотрение дела без его участия.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подле­жащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ С. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 0,1500 га, являвшийся собственностью МО «Осташковский район», расположенный по адресу: <адрес>, для огородничества (л.д.11).

По сообщению администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи земельного участка с С. не заключался (л.д.13-15).

Согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 Постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д.16).

Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1,2.2,2.4,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям.

Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Как отмечено выше, постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в проекте ЗАО «Курортпроект» (г.Москва) 2000 г., содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д.18-24).

Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области усматривается, что заказчиком разработки проекта являлась администрация МО «Осташков» Тверской области.

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер», а также совокупность представленных доказательств позволяют сделать вывод о том, что нахождение земельного участка, предоставленного в собственность С. в зоне курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный земельный участок является в силу п.6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» собственностью МО «Осташковский район», относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.

Довод администрации МО «Осташковский район» о том, что предоставленный С. земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, не является основанием для не применения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий, ограниченных в обороте, приватизация которых запрещена действующим законодательством. При этом факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ и ст.35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение. Согласно ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» на проведение мероприятий по зонированию установлен срок до 01 января 2012 года, который на данный момент не истек. Следовательно, утверждение заинтересованного лица о том, что у земельного участка отсутствует статус особо охраняемой территории, является не основанным на законе.

Исследованными доказательствами подтверждено, что на основании постановления главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ С. в собственность за плату предоставлен находящийся в муниципальной собственности земельный участок, относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и под.1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным.

Так как главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, на основании ст.103 ГПК РФ с администрации МО «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» следует взыскать судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка С. по адресу: <адрес>».

Взыскать с администрации муниципального образования «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Кокарева Н.А.