Дело № 2-300/2011 год ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева при секретаре Мохове А. А., с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотника А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 26 мая 2011 года гражданское дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области об оспаривании постановления Главы Администрации Муниципального образования «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, У С Т А Н О В И Л: Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области о признании недействительным постановления Главы Администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность за плату земельного участка М. по адресу: <адрес>». Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения плановой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях курорта местного значения «Селигер» Тверской области ДД.ММ.ГГГГ получено оспариваемое постановление. Последним М. из земель населенных пунктов <адрес>, находящихся в государственной собственности и расположенных в границах особо охраняемой природной территории - курорт местного значения «Селигер» Тверской области, в собственность за плату предоставлен земельный участок для использования в целях огородничества, общей площадью 0,1500 га. Указанное постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц и Тверской области, как субъекта РФ, поскольку территория Осташковского района признана курортом местного значения «Селигер», то есть вся территория Осташковского района является в соответствии со ст.95 Земельного кодекса РФ особо охраняемой природной территорией, ограниченной в обороте. Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением Администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», вступившим в силу после официального опубликования в газете «Тверская жизнь» № 49 от 13.03.2009 года. Пунктами 2,3 данного постановления утверждено «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области» и установлены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 года. В связи с отмеченным, оспариваемое постановление нарушает требования п.2, подп.1 п.5 ст.27, ст.95, ст.96 Земельного кодекса РФ, ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части режима земель, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Анализ приведенного федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что нахождение земельного участка с адресным ориентиром: <адрес> в пределах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При таких обстоятельствах, данный земельный участок не мог быть предоставлен в собственность М., в связи с чем, постановление Главы Администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует закону. В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотник А. С. заявленные требования поддержал. Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Осташковский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения последнего извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Заинтересованное лицо М. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался судом надлежащим образом. Согласно заявлению М. (л.д.86), последний постоянно зарегистрирован по адресу <адрес>, куда телеграфной связью ему была направлена судебная повестка. Однако за получением телеграммы М. в узел связи не явился, поэтому от последнего вернулось уведомление о невручении телеграммы, которое соответствует требованиям ст.117 ГПК РФ считает его надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела и возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. Согласно п.28 данного постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта). Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, изданным первым заместителем Главы администрации МО «Осташковский район», М. в целях огородничества предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 0,1500 га, являвшийся государственной собственностью РФ, расположенный по адресу <адрес> (л.д.11). В соответствии с п.21 ч.1 ст.9 Устава МО «Осташковский район» к вопросам местного значения Осташковского района относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории Осташковского района, на основании ст.ст.26,35 Устава Глава Администрации Осташковского района вправе принимать постановления и распоряжения. В период временного официального отсутствия Главы Осташковского района (отпуск, командировки, болезнь и т. д.) его полномочия исполняет первый заместитель Главы Администрации Осташковского района (л.д.34-82). Таким образом, оспариваемое постановление в соответствии с положениями Устава МО «Осташковский район» издано первым заместителем Главы Администрации МО «Осташковский район» в пределах его полномочий и во исполнение полномочий Главы Администрации. По сообщению администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № договор купли-продажи земельного участка с М. не заключался (л.д.13-15). Согласно п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с подп.1 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 Земельного кодекса РФ, ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»). В силу п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Статьей 3 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.9,12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение. В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 Постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11.09.2002 года № 305-па, опубликованного 13.03.2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д.19-24). Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает. Пунктами 2.1,2.2,2.4,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км. (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Как отмечено выше, постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением. Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 года, содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д.19-24). Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области (л.д.19) усматривается, что заказчиком разработки проекта являлась администрация МО «Осташков» Тверской области. Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер», а также совокупность представленных доказательств, позволяют сделать вывод о том, что нахождение земельного участка, предоставленного в собственность М. в зоне курорта местного значения «Селигер», свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При этом отнесение земельного участка, выделенного М., к землям населенных пунктов не является основанием для не применения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий, ограниченных в обороте, приватизация которых запрещена действующим законодательством. При этом факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ и ст.35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение. Согласно ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» на проведение мероприятий по зонированию установлен срок до 01.01.2012 года, который на данный момент не истек. Исследованными доказательствами подтверждено, что на основании постановления Главы Администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № М. в собственность за плату предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок из земель населенных пунктов, для использования в целях огородничества, относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого п.2 и подп.1 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным. При этом Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой при обращении в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления соблюден срок обращения с таким заявлением, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, что подтверждается сопроводительным письмом Администрации МО «Осташковский район» о направлении заявителю копий постановлений о предоставлении земельных участков, полученного прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Так как главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, на основании ст.103 ГПК РФ с Администрации МО «Осташковский район» за счет казны Муниципального образования «Осташковский район» следует взыскать судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области об оспаривании постановления Главы Администрации Муниципального образования «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворить. Признать незаконным постановление Главы Администрации Муниципального образования «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность за плату земельного участка М. по адресу: <адрес>». Взыскать с Администрации Муниципального образования «Осташковский район» за счет казны Муниципального образования «Осташковский район» судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Федеральный судья А. И. Лебедев