Решение по делу



Дело № 2- 305/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Н.В. Ракитского,

при секретаре Смирновой И.Н.,

с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотника А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в г. Осташкове Тверской области

27 мая 2011 года

гражданское дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области об оспаривании постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район»,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области о признании недействительным постановления главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка С. по адресу: <адрес>».

Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки ненормативного правового акта ДД.ММ.ГГГГ установлено, что постановлением главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка С. по адресу: <адрес>» С. из земель населенных пунктов <адрес>, находящихся в государственной собственности и расположенных в границах особо охраняемой природной территории курорт местного значения «Селигер» Тверской области, в собственность за плату предоставлен земельный участок для использования в целях огородничества, общей площадью 0,1500 га.

Обжалуемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц и Тверской области, как субъекта РФ, поскольку территория Осташковского района признана курортом местного значения «Селигер», и в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ является особо охраняемой природной территорией, ограниченной в обороте.

Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», вступившим в силу после официального опубликования в газете «Тверская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктами 2, 3 данного постановления утверждено «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области» и установлены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 года.

Оспариваемое постановление нарушает требования п. 2, подп. 1 п. 5 ст. 27, ст. 95, 96 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части режима земель, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Учитывая, что земельный участок, предоставленный С., расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение, в связи с чем он не мог быть предоставлен в собственность и поэтому постановление главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотник А.С. заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Осташковский район» и заинтересованное лицо С. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, С. не возражал против удовлетворения заявления, о чем представили письменные заявления.

Выслушав помощника прокурора, проверив материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подле­жащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц (п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, изданным первым заместителем главы администрации МО «Осташковский район», С. в целях огородничества предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 0,1500 га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 12).

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Осташковский район» к вопросам местного значения Осташковского района относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории Осташковского района, на основании ст. 26, 35 Устава глава администрации Осташковского района вправе принимать постановления и распоряжения. В период временного официального отсутствия главы Осташковского района (отпуск, командировки, болезнь и т. д.) его полномочия исполняет первый заместитель главы администрации Осташковского района.

Таким образом, оспариваемое постановление в соответствии с положениями Устава МО «Осташковский район» издано первым заместителем главы администрации МО «Осташковский район» в пределах его полномочий и во исполнение полномочий главы администрации.

По сообщению администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи земельного участка с С. не заключался (л.д. 14-16).

Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9, 12 Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

В соответствии с преамбулой и п. 2, 3 постановления администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», опубликованного ДД.ММ.ГГГГ в газете «Тверская жизнь» , в целях реализации Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д. 17-18).

Из п. 1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5, Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км. (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 года, содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д. 20-27).

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер», а также совокупность представленных доказательств, позволяют сделать вывод о том, что нахождение земельного участка, предоставленного в собственность С. в зоне курорта местного значения «Селигер», свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.

При этом факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ и ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение. Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» на проведение мероприятий по зонированию установлен срок до 01.01.2012 года, который на данный момент не истек.

Таким образом, представленными в суд доказательствами подтверждено, что на основании постановления главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ С. в собственность за плату предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок из земель населенных пунктов, для использования в целях огородничества, относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого п. 2 и подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным.

При этом Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой при обращении в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления соблюден срок обращения с таким заявлением, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, что подтверждается сопроводительным письмом администрации МО «Осташковский район» о направлении заявителю копий постановлений о предоставлении земельных участков, полученного прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район» удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка С. по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 01 июня 2011 года.

Федеральный судья Н.В. Ракитский

-32300: transport error - HTTP status code was not 200