решение по делу



Дело №2-375/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего федерального судьи Кокаревой Н.А.,

с участием помощника прокурора Сотника А.С.,

при секретаре Трукац И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

12 июля 2011 года

гражданское дело по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и интересов неопределенного куга лиц к администрации МО «Ждановское сельское поселение», ООО «Осташковсельхозэнерго» об организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту экологических прав и интересов неопределенного куга лиц обратился в суд с заявлением к администрации МО «Ждановское сельское поселение», ООО «Осташковсельхозэнерго» об организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по информации Осташковского отдела Управления Роспотребнадзора Тверской области о результатах рассмотрения обращения граждан о загрязнении стоками ручья <адрес> неочищенными сточными и фекальными водами от жилого сектора <адрес>. В ходе проверки было установлено, что в канализационной насосной станции <адрес> отсутствуют перекачивающие насосы, в результате чего не осуществляется перекачка сточных вод из канализационной сети на очистные сооружения и происходит истечение сточных вод из смотрового колодца канализационной сети расположенного напротив <адрес> на земли населенных пунктов, что недопустимо и ведет к загрязнению почв <адрес>, водных объектов <адрес> и <адрес>. Данные канализационные сети находятся в собственности МО «Ждановское сельское поселение». Канализационные сети, канализационная насосная станция и очистные сооружения администрацией МО «Ждановское сельское поселение» сданы в аренду ООО «Осташковсельхозэнерго». Указанными организациями не применяется мер по перекачке сточных и фекальных вод от жилого сектора до очистных сооружений, в результате чего происходит изливание сточно-фекальных вод из колодца канализации на почвы населенного пункта и в водные объекты. Таким образом создается реальная угроза загрязнения и заражения земель населенного пункта <адрес>, <адрес> и <адрес>, что является грубым нарушением природоохранного и санитарного законодательства.

В целях устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства и предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, просит возложить на Администрацию МО «Ждановское сельское поселение» и ООО «Осташковсельхозэнерго» исполнить обязанность в натуре в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: организовать водоотведение сточных вод от жилого фонда (3 многоквартирные дома расположенные по адресу <адрес> и 10-ть частных домов расположенных по адресу <адрес>, по <адрес>, школы расположенной по адресу <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», - обеспечить функционирование канализационной сети, очистных сооружений, исключающее попадание сточных вод на территорию населённого пункта и в водные объекты; организовать восстановление канализационной насосной станции, обеспечивающей подачу сточных вод на очистные сооружения; восстановить работу очистных сооружений по очистке поступающих сточных вод.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотник А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил установить срок для добровольного исполнения решения суда 2 недели со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика – администрации МО «Ждановское сельское поселение» глава администрации Королева Н.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что коммунальные сети муниципальному образованию «Ждановское сельское поселение» передано из муниципального образования «Осташковский район» в ДД.ММ.ГГГГ, при этом капитальный ремонт их никогда не проводился. На все объекты жилищного коммунального хозяйства: котельная, тепловые сети, КНС, водонасосные башни, право собственности зарегистрировано за МО «Ждановское сельское поселение». После принятия на баланс всего перечисленного имущества, по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения передала его в аренду ООО «Осташковсельхозэнерго» сроком на 1 год. Денежных средств на содержание данного имущества в бюджете МО «Ждановское сельское поселение» не имеется.

Представитель ответчика ООО «Осташковсельхозэнерго» генеральный директор общества Тузов М.Н. не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения передала в аренду ООО «Осташковсельхозэнерго» объекты коммунального хозяйства. В соответствии с согласованным с администрацией графиком, общество производит откачку сточных вод и промывание канализационной сети КНС <адрес>. Все объекты коммунального хозяйства требуют проведения капитального ремонта на сумму около <данные изъяты>. Денежные средства на содержание данного имущества в бюджете сельского поселения отсутствуют, администрация МО «Осташковский район» также не имеет возможности по оказанию финансовой помощи поселению.

Выслушав заявителя, представителей ответчиков, заключение представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Осташкове, Осташковском, Андреапольском, Пеновском, Селижаровском районах Чеснокова А.Н., проверив материалы дела, суд считает заявление подле­жащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст.3 ФЗ от 10.12.2002 г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.12.2002 г. «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

На основании ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

В соответствии с требованиями 4.1.2 Санитарных правил и нормам 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.06.2010 - в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается: сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; в черте населенных пунктов; в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения; в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.

Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдении нормативов качества воды в пунктах водопользования.

Из сообщения территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Тверской области в г.Осташкове, Осташковском, Андреапольском, Пеновском, Селижаровском районах усматривается, что Роспотребнадзором по Тверской области было проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что в ручей Сорокинец в <адрес> (водоем 11 категории водопользования) сбрасываются неочищенные стоки, что делает опасным использование поверхностного водоема в целях рекреационного водопользования.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что через <адрес> протекает ручей <данные изъяты>. Данный ручей протекает на расстоянии 60 метров от <адрес>. Напротив <адрес> из под земли происходит проистекание сточных вод. В 100 метрах от <адрес> через участок дороги протекает ручей <данные изъяты>. В вышеуказанных местах были взяты пробы воды и грунта.

Согласно протоколам лабораторных исследований

- от ДД.ММ.ГГГГ отбор пробы производился из ручья <данные изъяты> 500 м. места прорыва, качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00, ручей <данные изъяты> ниже 50 метров до места прорыва – по определяемым показателям Колифаги, общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии результаты неудовлетворительные (л.д.43);

- от ДД.ММ.ГГГГ отбор пробы производился из ручья <данные изъяты> места прорыва, качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00, ручей <данные изъяты> место прорыва – по определяемым показателям Колифаги, общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии результаты неудовлетворительные (л.д.45);

- от ДД.ММ.ГГГГ отбор пробы почвы из ручья <данные изъяты> рядом с КНС, в пробах почвы обнаружены яйца гельминтов, проба почвы не удовлетворяет требованиям НД: СанПиН 2.1.7.1287-03, результат пробы неудовлетворительный (л.д.46);

- от ДД.ММ.ГГГГ отбор пробы производился на <адрес> (выше выпуска канализации), качество почвы соответствует требованиям НД: СанПиН 2.1.7.1287-03; от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.201 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Уставом МО «Ждановское сельское поселение» (подп.4 п.1 ст.9, подп.6 п.2 ст.36) организация в границах сельское поселения водоснабжения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения, которые осуществляет администрация Жданского сельского поселения.

Актом приема-передачи муниципального имущества МО «Осташковский район» в муниципальную собственность МО «Ждановское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ имущество согласно Перечню (приложение 1), а именно: водонапорная башня в <адрес>, артезианская скважина с насосной в <адрес>, артезианская скважина с насосной в <адрес>, очистные сооружения в <адрес>, канализационная насосная станция, водопроводная сеть в <адрес>, здание котельной , тепловые сети переданы в собственность МО «Ждановское сельское поселение » (л.д.14-15).

Согласно договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Ждановское сельское поселение» передала ООО «Осташковсельхозэнерго» в аренду сроком на 1 год канализационную насосную станцию в <адрес> очистные сооружения в <адрес>, канализационную сеть <адрес> протяженностью 1589,5 метров (л.д.16-20). В соответствии с п.2.3.3, 2.3.4 договора арендатор обязан в течение срока договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом и эксплуатационном состоянии, осуществлять за свой счет и за счет арендодателя текущий аварийный (без замены узлов и деталей арендованного имущества), а также нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества. Производить реконструкцию имущества, переоборудование, капитальные ремонтные работы по предварительному согласованию с собственником имущества.

Из приведенных выше доказательств и объяснений представителей ответчиков следует, что администрацией МО «Ждановское сельское поселение» и ООО «Осташковсельхозэнерго» в полном объеме не выполняются требования санитарного и природоохранного законодательства, водоотведение сточных вод организовано неудовлетворительно, канализационная насосная станция не функционирует, очистные сооружения не работают. Меры, принимаемые ООО «Осташковсельхозэнерго» по откачке сточных вод и промывке канализационной сети с использованием автотранспорта, не достаточны. Поэтому исковые требования прокурора, направленные на устранение нарушений природоохранного и санитарного законодательства являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор в силу ст.103 ГПК РФ следует взыскать процессуальные издержки в доход федерального бюджета - госпошлину в размере, установленном п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, - по 2000 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.

Обязать администрацию МО «Ждановское сельское поселение» Осташковского района Тверской области и ООО «Осташковсельхозэнерго» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение сточных вод от жилого фонда (3 многоквартирных дома расположенные по адресу <адрес> и 10-ть частных домов расположенных по адресу: <адрес> школырасположенной по адресу: <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», а именно:

Обеспечить функционирование канализационной сети и очистных сооружений, исключающее попадание сточных вод на территорию населенного пункта и в водные объекты;

- организовать восстановление канализационной насосной станции, обеспечивающей подачу сточных вод на очистные сооружения;
- восстановить работу очистных сооружений по очистке поступающих сточных вод.

Взыскать госпошлину в доход федерального бюджета в размере по <данные изъяты> с каждого - администрации МО «Ждановское сельское поселение» Осташковского района Тверской области за счет казны муниципального образования «Ждановское сельское поселение» и ООО «Осташковсельхозэнерго.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме- 18 июля 2011 года.

Федеральный судья: Н.А.Кокарева