решение по делу



Дело № 2-540/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе председательствующего Кокаревой Н.А.

при секретаре Трукац И.А.,

с участием представителя заявителя Пятенко В.М.,

представителей заинтересованных лиц Аракасовой Т.А., Здоровой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор.Осташкове

«21» июля 2011 года

гражданское дело по заявлению Самуйлова А.М. об оспаривании постановления главы МО «Сорожское сельское поселение» об отказе в постановке на жилищный учет, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Самуйлов А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления главы МО «Сорожское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на жилищный учет, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении субсидии на приобретении благоустроенного жилья.

Свои требования мотивировал тем, что является участником Великой Отечественной войны (далее ВОВ). В ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации МО «Сорожское сельское поселение» с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ему выдали уведомление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Он <данные изъяты> проживают в доме общей площадью 28 кв.м., в том числе жилой 18 кв.м. 1923 года постройки дома. Все удобства во дворе, печное отопление. В данных условиях они проживать не имеют возможности по состоянию здоровья. Актом главного специалиста-эксперта Управления Государственной жилищной инспекции их жилой дом , расположенный в <адрес>, признан не пригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с жалобой в администрацию МО «Осташковский район» на неправомерные действия Главы Сорожского сельского поселения, однако жалоба удовлетворена не была.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения Осташковского района Тверской области.

В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, Пятенко В.М. поддержал доводы заявления, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ представителю Самуйлова А.М. Журавлевой О.А. было выдано уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилищных помещениях. Считает отказ в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий необоснованным, так как жилой дом, в котором проживает Самуйлов в ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для проживания.

Представитель заинтересованного лица - Глава администрации МО «Сорожское сельское поселение» Аракасова Т.А. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что Самуйлов А.М. – ветеран ВОВ, в ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО «Сорожское сельское поселение» с заявлением о выделении ему квартиры, на которое администрацией был дан ответ о порядке признания граждан, в том числе участников ВОВ, нуждающимися в улучшении жилищных условий. С заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Самуйлов А.М. обратился ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации МО «Сорожское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ Самуйлову А.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с представлением документов, которые не подтверждают право Самуйлова А.М. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (обеспеченность заявителя жилой площадью в размере, превышающем учетную норму площади жилого помещения) и отказом заявителя от проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв.Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. Уведомление о принятии данного постановления вручено представителю Самуйлова А.М. ДД.ММ.ГГГГ.

По заявлению жены Самуйлова А.М. – Р. – собственника жилого дома , в котором проживает семья Самуйловых, ДД.ММ.ГГГГ комиссионного был обследован жилой дом заявителя, дом был признан пригодным для проживания. При даче заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия учитывала акт главного специалиста-эксперта Управления государственной жилищной инспекции Тверской области К. от ДД.ММ.ГГГГ, но пришла к выводу о пригодности жилого дома Самуйловых для проживания. Считает, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции администрации МО «Сорожское сельское поселение», на основании положений Жилищного кодекса РФ и просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица – начальник Территориального отдела социальной защиты населения Осташковского района Тверской области Здорова И.В. с доводами заявления не согласилась, показав, что Самуйлов А.М. является участником ВОВ, инвалидом от общего заболевания. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В соответствии с действующим законодательством принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилищных помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Основания для постановки на жилищный учет определены в Жилищном Кодексе РФ. Отсутствие удобств не является основанием для постановки на учет, если комиссией в установленном порядке не будет принято решение о признании жилого помещения непригодным для проживания. Полагает, что администрация на момент издания постановления ДД.ММ.ГГГГ не имела оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Самуйлова А.М. Кроме того указала на пропуск заявителем срока обращения в суд.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно подпункту 3 п.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в пункте 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в силу п.3 ст.52 ЖК РФ органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из удостоверения серии Ж , выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) усматривается, что Самуйлов А.М. является участником Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением администрации МО «Сорожское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м.

Самуйлов А.М. обратился в администрацию МО «Сорожское сельское поселение» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации МО «Сорожское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ Самуйлову А.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с представлением документов, которые не подтверждают право Самуйлова А.М. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (обеспеченность заявителя жилой площадью в размере, превышающем учетную норму площади жилого помещения) и отказом заявителя от проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв.Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.

Оценивая собранные по делу доказательств в совокупности, суд приходит к выводу, что п.2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ как основание для отказа в удовлетворении заявления Самуйлова А.М. применен администрацией МО «Сорожское сельское поселение» обоснованно.

Согласно материалам дела Самуйлов А.М. постоянно зарегистрирован и проживает с женой - собственником жилого помещения Р. по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> что превышает установленную норму для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель обеспечен жилым помещением сверх предусмотренной законом учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.

Как следует из собственноручного заявления представителя заявителя Журавлевой О.А., на момент проверки жилищных условий Самуйлова А.М. ДД.ММ.ГГГГ, заявитель отказался от обследования жилого дома на предмет его пригодности для проживания, в связи с чем оснований для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий как лица, проживающего в доме непригодном для проживания, на чем настаивает представитель заявителя Пятенко В.М. не имелось. По этим основаниям оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ также следует признать законным.

Собственник жилого дома Р. обратилась в администрацию МО «Сорожское сельское поселение» с заявлением об обследовании жилого помещения лишь ДД.ММ.ГГГГ, поэтому довод представителя заявителя о том, что актом главного специалиста-эксперта Управления Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом , расположенный в д.Лещины Осташковского района, признан не пригодным для проживания (л.д.14), не может повлиять на выводы суда, так как при принятии оспариваемого решения администрацией МО "Сорожское сельское поселение» данного акта, а также акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы МО «Сорожское сельское поселение» о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.16) не принималось.

При таких обстоятельствах основания для признания Самуйлова А.М. нуждающимся в жилом помещении предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса РФ на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали, и отказ администрации МО «Сорожское сельское поселение» заявителю в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ основан на законе.

Оспариваемое постановление принято в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в пределах полномочий органа местного самоуправления, права заявителя не были нарушены, поэтому заявление Самуйлова А.М. удовлетворению не подлежит.

Неверное указание даты оспариваемого решения в его копии, выданной заявителю ДД.ММ.ГГГГ, не может повлиять на выводы суда.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Из материалов дела и доводов заявителя усматривается, что о принятии оспариваемого постановления заявитель узнал ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения с заявлением начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на следующий день после выдачи ему уведомления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Уважительности причин пропуска срока ни заявителем, ни его представителем не представлено.

Принимая во внимание требования действующего гражданского процессуального законодательства, суд приходит к выводу, что заявитель пропустил срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления без уважительной причины, основания для его восстановления отсутствуют и в удовлетворении его заявления надлежит отказать и в связи с пропуском срока обращения в суд.

Одновременно с оспариванием постановления администрации МО «Сорожское сельское поселение», заявителем ставится вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении субсидии на приобретении благоустроенного жилья, то есть Самуйлов А.М. заявляет требования, связанные с правом улучшение жилищных условий, прилагая в том числе доказательства, полученные после принятия оспариваемого решения о техническом состоянии жилого дома (л.д.10-11,14-15,16), о состоянии здоровья (л.д.6), которые не могли быть предметом исследования при принятии администрацией решения в ДД.ММ.ГГГГ. Данные заявленные требования указывают на наличие спора о праве, поэтому в соответствии с частью 3 ст.247 ГПК РФ их надлежит оставить без рассмотрения, разъяснив заявителю право на обращение в суд в порядке искового производства.

Руководствуясь п.4 ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Самуйлову А.М. в удовлетворении заявления об оспаривании постановления главы МО «Сорожское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Заявление Самуйлова А.М. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении субсидии на приобретение благоустроенного жилья оставить без рассмотрения.

Разъяснить заявителю Самуйлову А.М. право на обращение в суд в порядке искового производства.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме – 26 июля 2011 года.

Председательствующий: