Решение 21.06.2011 обжаловано истцом. 28.07.2011 Тверским областным судом оставлено без изменения.



Дело №2-316/2011 года принято в окончательной форме 14 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Рябисе А.Н.,

с участием представителей заявителя Колгановой В.А., Пятенко В.М.,

представителей заинтересованных лиц-территориального отдела социальной защиты населения Осташковского района Ивановой Т.Н., администрации МО «Залучьенское сельское поселение» Абитовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 7 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Колгановой Л.Г. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Залучьенское сельское поселение» в улучшении ее жилищных условий, суд

УСТАНОВИЛ:

Колганова Л.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации МО «Залучьенское сельское поселение» в улучшении ее жилищных условий, обязании администрации МО «Залучьенское сельское поселение» поставить ее на очередь по улучшению жилищных условий как вдову инвалида Великой отечественной войны с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировала тем, что она является вдовой инвалида Великой отечественной войны. В июне 2010 года она обратилась в администрацию МО «Залучьенское сельское поселение» с заявлением об улучшении жилищных условий на основании п.3 ст.49 ЖК РФ, Указа Президента РФ №714 от 7.05.2008 года, п.4, подп.2.2 п.15 ст.21 ФЗ «О ветеранах», однако в его удовлетворении было отказано со ссылкой на ст.53 ЖК РФ. В 2006 году у нее резко ухудшилось состояние здоровья и сын забрал ее к себе в <адрес>. Она решила оформить принадлежащий ей дом в <адрес> на сына. Чтобы после ее смерти сыну не пришлось ходить по разным учреждениям, оформляя свои права на наследство, ДД.ММ.ГГГГ они оформили договор купли-продажи дома. В мае 2008 года вышел Указ Президента №714 и она получила право воспользоваться его положениями как вдова инвалида Великой отечественной войны. Следовательно, ссылка администрации на то, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, не соответствует действительности, так как Указ вышел после продажи ею дома. Она находится в преклонном возрасте, проживать в доме <адрес> она не может из-за состояния здоровья и вынуждена жить в <адрес>, где зарегистрированы 4 человека. Акт обследования ее жилищных условий не соответствует действительности, в нем отражены искаженные сведения. <данные изъяты>, в доме проживают только в теплое время года. При проведении обследования температура в доме была 14 градусов.

В ходе рассмотрения дела заявитель Колганова Л.Г. дополнила ранее заявленные требования и просила суд обязать администрацию МО «Залучьенское сельское поселение» устранить нарушение ее прав путем приобретения для нее однокомнатной благоустроенной квартиры в <адрес>.

Представители заявителя по доверенности Колганова В.А. и Пятенко В.М. требования поддержали, пояснив, что Колгановой Л.Г. <данные изъяты> лет. Из-за преклонного возраста она не может проживать одна в доме без удобств, нуждается в уходе. Так как в собственности у Колгановой нет жилья, она должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель заинтересованного лица-администрации МО «Залучьенское сельское поселение» по доверенности Абитова Г.А. просила в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что отказ в постановке Колгановой Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является законным и не нарушает прав заявителя. Колганова Л.Г. зарегистрирована и постоянно проживает в доме в <адрес>. Дом общей площадью 77,8 кв.м., в том числе жилой 71,4 кв.м. состоит из двух частей, имеет печное отопление, был построен в 1990 году. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией дом Колгановой Л.Г. был обследован и признан пригодным для проживания. Отсутствие водопровода в сельской местности не является основанием для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Других оснований для постановки Колгановой Л.Г. на учет не имеется.

Представитель заинтересованного лица-территориального отдела социальной защиты населения Осташковского района Тверской области по доверенности Иванова Т.Н. оставила решение вопроса на усмотрение суда, пояснив, что в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В соответствии с действующим законодательством принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления. Основания постановки на жилищный учет предусмотрены ЖК РФ. Колганова Л.Г. продала свой дом, что является намеренным ухудшением жилищных условий и поэтому в соответствии со ст.53 ЖК РФ должно пройти пять лет, прежде чем Колганову Л.Г. можно будет поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дом, в котором постоянно проживает заявитель признан пригодным для проживания.

Выслушав представителей заявителя, заинтересованных лиц, свидетелей, проверив материалы дела, суд считает требования Колгановой Л.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из справки территориального отдела социальной защиты населения Осташковского района (л.д.9) Колганова Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в отделе социальной защиты населения Осташковского района как вдова инвалида Великой Отечественной войны.

В справках администрации МО «Залучьенское сельское поселение» (л.д.10,11), паспорте Колгановой Л.Г. (л.д.6-7) указано, что она зарегистрирована и постоянно проживает в д. в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Колганова Л.Г. обратилась в администрацию МО «Залучьенское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида Великой Отечественной войны (л.д.15-16).

Согласно подп.3 п.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено, что отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее Положение).

В силу п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Органом местного самоуправления-главой администрации МО «Залучьенское сельское поселение» для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда была создана межведомственная комиссия и утвержден ее состав (л.д.105-107).

П.44 Положения определено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

П.47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Межведомственной комиссией на основании заявления Колгановой Л.Г. было проведено обследование жилого дома в <адрес>, составлен акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21) и дано заключение о признании данного жилого помещения пригодным для проживания (л.д.19), на основании которых жилищной комиссией было принято решение не ставить Колганову Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.18).

Акт составлен компетентной комиссией и в установленном законом порядке. Решение о признании жилого дома пригодным для проживания принято большинством голосов членов комиссии и оформлено в виде заключения.

Указанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели М.-глава МО «Залучьенское сельское поселение», председатель межведомственной комиссии, Н.-секретарь межведомственной комиссии, Л.-член межведомственной комиссии, Ф.-член межведомственной комиссии.

Так, свидетель М. показал, что в июне 2010 года в администрацию МО «Залучьенкое сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась вдова инвалида Великой Отечественной войны Колганова Л.Г. В ноябре 2010 года межведомственной комиссией в присутствии Колгановой Л.Г. было проведено обследование жилого помещения-дома в <адрес>, по результатам которого дано заключение о пригодности дома для проживания.

Свидетель Н. показала, что она является главным специалистом администрации МО «Залучьенское сельское поселение», а также секретарем межведомственной комиссии. В июне 2010 года в администрацию МО «Залучьенкое сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ №714 обратилась Колганова Л.Г. В ноябре 2010 года межведомственной комиссией было проведено обследование дома Колгановой и дано заключение о его пригодности для проживания. Она дом этот знает хорошо и заключение комиссии подтверждает.

Свидетель Л. показал, что в ноябре 2010 года в составе межведомственной комиссии проводил обследование жилого дома в <адрес>, который был признан пригодным для проживания.

Свидетель Ф. показал, что ноябре 2010 года в составе межведомственной комиссии проводил обследование жилого дома в <адрес>. Комиссией, в том числе на основании технических документов было установлено, что износ дома составляет 15%, дом находится в нормальном техническом состоянии, поэтому дом был признан пригодным для проживания.

Кроме того, в материалах дела имеется акт государственной жилищной инспекции Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-37), в котором также указано, что дом в <адрес> является пригодным для проживания.

Изложенное свидетельствует о том, что при признании жилого помещения-дома в <адрес>-пригодным для проживания нарушений допущено не было.

Поскольку для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по указанным в заявлении Колгановой Л.Г. основаниям необходимо признание ее жилого помещения в установленном законом порядке не пригодным для проживания, администрацией МО «Залучьенское сельское поселение» на основании заключения межведомственной жилищной комиссии было принято правильное решение об отсутствии оснований для признания Колгановой Л.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Довод заявителя о том, что ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условия со ссылкой на ст.53 ЖК РФ как намеренно ухудшившей свои жилищные условия (л.д.17) не соответствует действительности, так как причиной отказа, как было указано выше, явилось проживание заявителя в доме пригодном для проживания, в то время как законом в данном случае предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Отсутствие в доме заявителя Колгановой Л.Г. водоснабжения и канализации, на что ссылались в суде ее представители, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания (п.41 Положения).

Требование Колгановой Л.Г. об устранении нарушений ее прав путем обязания администрации МО «Залучьенское сельское поселение» приобрести для нее благоустроенную квартиру в <адрес> противоречит нормам главы 25 ГПК РФ, ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и ничем не мотивировано. В судебном заседании представителями заявителя также не было приведено ни одного аргумента, почему администрация МО «Залучьенское сельское поселение» обязана приобретать жилье Колгановой Л.Г. в <адрес>, на который юрисдикция сельского поселения не распространяется и каким нормативным актом это предусмотрено.

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таких нарушений со стороны администрации МО «Залучьенское сельское поселение» при отказе в постановке Колгановой Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий допущено не было.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, поэтому заявление Колгановой Л.Г. о признании незаконным отказа администрации МО «Залучьенское сельское поселение» в улучшении ее жилищных условий, обязании администрации МО «Залучьенское сельское поселение» поставить ее на очередь по улучшению жилищных условий как вдову инвалида Великой отечественной войны с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и устранить нарушения ее прав путем приобретения благоустроенной квартиры в <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Отказать в удовлетворении заявления Колгановой Л.Г. о признании незаконным отказа администрации МО «Залучьенское сельское поселение» в улучшении ее жилищных условий, обязании администрации МО «Залучьенское сельское поселение», поставить ее на очередь по улучшению жилищных условий как вдову инвалида Великой отечественной войны с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и устранить нарушение ее прав приобретением для нее однокомнатной благоустроенной квартиры в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме-14 июня 2011 года.

Федеральный судья : В.Л.Ежелый