Дело № 2-258/2011 года принято в окончательной форме 27 июня 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Осташковский городской суд Тверской области в составе: председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л., при секретаре Рябисе А.Н., с участием истца Петрова В.В., представителя ответчика Костиковой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове 21 июня 2011 года гражданское дело по иску Петрова В.В. к государственному учреждению-управлению пенсионного фонда РФ в Осташковском районе Тверской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Петров В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению-управлению пенсионного фонда РФ в Осташковском районе Тверской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность. Свои требования мотивировал тем, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в ПФ РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности был получен отказ, с указанием на то, что засчитываемая в педагогический стаж работа должна строго соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (далее Список). Указанный Список расширительному толкованию не подлежит, никакие иные виды деятельности кроме перечисленной в Списке, права на досрочную пенсию не дают. Наименование учреждения <данные изъяты>, <данные изъяты> в указанном списке отсутствует, в связи с чем период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> был исключен из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Считает отказ пенсионного фонда в досрочном назначении пенсии по старости необоснованным и просит обязать пенсионный фонд назначить пенсию по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Петров В.В. поддержал исковые требования, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает <данные изъяты> в <данные изъяты>. Основным направлением деятельности организации является профессиональная подготовка молодежи (преимущественно до 18 лет), в том числе подлежащей призыву на военную службу в рядах вооруженных сил РФ. <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако в назначении пенсии ему было отказано со ссылкой на отсутствие у него требуемого для досрочного назначения пенсии специального стажа. При этом период работы в <данные изъяты> с 1985 года по 2011 год из специального стажа был исключен с указанием, что Списком не предусмотрено наименование учреждения <данные изъяты>. Считает отказ в назначении пенсии необоснованным и нарушающим его права. В Списке указано, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости дано лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях начального профессионального образования: училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат, лицей. Считает, что <данные изъяты>, в которой он работает в течение 25 лет соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом «Об образовании» к учреждениям начального профессионального образования, поэтому суд согласно разъяснению, содержащемуся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25-В "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" должен установить тождество наименования учреждения <данные изъяты>, <данные изъяты> наименованию учреждения, предусмотренному Списком, а именно «учреждение начального профессионального образования». Ранее в судебном заседании представитель истца по доверенности Л. поддержал доводы искового заявления по аналогичным основаниям. Представитель ответчика-ГУ-управления ПФ РФ в Осташковском районе по доверенности Костикова С.П. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от из возраста. Для реализации права на досрочную пенсию по указанному основанию необходимо наличие не менее 25 лет стажа в должностях и учреждениях, предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. При этом засчитываемая в стаж работа должна строго соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Петров В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты>. Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрено наименование должности «Заместитель директора (начальника)», а подпунктом 1.9 раздела «Наименование учреждений» предусмотрено наименование учреждений «Учреждения начального профессионального образования: училища всех видов и наименований». Наименование учреждений <данные изъяты> и <данные изъяты> в Списке отсутствует. В разделе 2 Списка такие учреждения также не указаны. Поэтому пенсионным фондом период работы Петрова В.В. в <данные изъяты> правомерно не был включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Третье лицо-"Д." исковые требования Петрова В.В. поддержала, о чем представила письменное заявление, а также ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица по доверенности Ч. пояснила, что Петров В.В. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ, так как согласно уставу основной деятельностью <данные изъяты> является профессиональная подготовка молодежи, преимущественно до 18 лет. Подготовка осуществляется по программам начального профессионального образования, дополнительного образования и профессиональной подготовки, по окончании <данные изъяты> лицам прошедшим итоговую аттестацию выдаются документы, на основании которых они получают удостоверения установленного образца. Выслушав истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Петрова В.В. не подлежащими удовлетворению. В трудовой книжке Петрова В.В. (том 1 л.д.11-13) имеется запись о его работе в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. обратился в ГУ-УПФ РФ в Осташковском районе Тверской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ (том 1 л.д.40-43). Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в Осташковском районе Тверской области было принято решение об исключении из специального стажа Петрова В.В. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, поскольку в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отсутствует наименование учреждения <данные изъяты> и рекомендовано отказать Петрову В.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.14-16). Решением ГУ-УПФ РФ в Осташковском районе Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ Петрову В.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа (том 1 л.д.17). Иск Петрова В.В. основан на том, что "Д." соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом РФ «Об образовании» к учреждениям начального профессионального образования, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, поэтому суд должен установить тождество наименования учреждения <данные изъяты> наименованию учреждения, предусмотренному Списком «учреждение начального профессионального образования» и обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Осташковском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по подп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ. Аналогичное толкование норм пенсионного законодательства высказано в судебном заседании также представителем третьего лица-"Д."-поддержавшим исковые требования Петрова В.В. Представитель ответчика-ГУ-УПФ в Осташковском районе по доверенности Костикова С.П. в возражениях против иска указала, что наименование должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии должно соответствовать Списку, который расширительному толкованию не подлежит. Указанным Списком наименование учреждения <данные изъяты> не предусмотрено, в связи с чем период работы Петрова в автошколе не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее Правила). Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Согласно п.1 раздела «Наименование должностей» и п.1.9 раздела «Наименование учреждений» Списка право на досрочное пенсионное обеспечение имеет заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом учреждений начального профессионального образования: училищ всех видов и наименований, в том числе училищ-интернатов; лицеев. Согласно п.2 раздела «Наименование должностей» и п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка право на досрочное назначение пенсии по старости имеет заместитель директора (начальника, заведующего) учреждений дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Приведенный перечень должностей и учреждений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В указанном Списке, а также в ранее действовавших Списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, и Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, наименование учреждения <данные изъяты> отсутствует. В силу ст.54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Осуществление педагогической деятельности с лицами старше 18 лет не является осуществлением педагогической деятельности с детьми и не может в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ и Постановлением Правительства от 29.10.2002 года №781 быть основанием для назначения досрочной трудовой пенсии. Согласно уставу "Д." (том 1 л.д.20-21, том 2 л.д.6-32) "Д." является образовательным учреждением дополнительного профессионального образования и осуществляет виды деятельности: профессиональная подготовка граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по программам Министерства обороны Российской Федерации; подготовка специалистов массовых технических профессий согласно перечню в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки; переподготовка и повышение квалификации специалистов, в том числе для экономического сектора региона, оказание иных платных образовательных услуг; патриотическая (военно-патриотическая) работа по воспитанию у молодежи любви к Отечеству, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, ответственного отношения к семье и окружающей среде; подготовка спортсменов по техническим и военно-прикладным видам спорта, привлечение юношей и девушек к специальным занятиям физической культуры и спорта с учетом профиля подготовки специалистов в Учреждении; спортивная работа по привлечению детей, юношей и девушек к занятиям физической культурой, а также техническими и военно-прикладными видами спорта; организация и проведение мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития допризывной молодежи, готовности к военной службе; организация выполнения мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с требованиями законодательства РФ; приобретение, учет, сохранность, использование и реализация гражданского оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством РФ; предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водительского состава и курсантов <данные изъяты> при условии получения лицензии на право заниматься данным видом деятельности; иные не запрещенные законодательством РФ виды деятельности, соответствующие целям создания Учреждения. Количество обучающихся в нем лиц моложе 18 лет, как пояснили в судебном заседании Петров В.В. и представитель "Д." Ч., составляет значительно менее 50%. Так за 2010 год из 600 человек по госконтракту до 18 лет было только 90 человек Эти объяснения подтверждены представленными истцом письменными доказательствами: руководством по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях <данные изъяты> (том 1 л.д.63-123), государственным контрактом (том 1 л.д.124-131), заданиями и выписками из планов подготовки (том 1 л.д.132-150), требованием военного комиссариата Тверской области (том 1 л.д.151-152), приказами (том 1 л.д.154-157), программами подготовки (том 1 л.д.158-229), госстандартами (том 1 л.д.230-245). Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что "Д.", в которой осуществляет трудовую деятельность истец, образовательным учреждением для детей либо учреждением дополнительного образования детей не является. Довод истца и его представителя о тождественности наименования учреждения <данные изъяты> наименованию учреждения «учреждению начального профессионального образования» основан на неправильном толковании норм права, регулирующих данные отношения. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. На момент рассмотрения указанным органом дела тождество организаций <данные изъяты> и «учреждению начального профессионального образования» для детей не установлено. В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Ссылки истца на то, что фактически выполнявшаяся им в спорный период работа соответствовала должности <данные изъяты>, нельзя признать состоятельной, поскольку действующее законодательство и п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию аналогичной должности в другом учреждении, в котором гражданин не работал. В судебном порядке может быть установлено, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором работал гражданин, лишь тождество учреждения, имеющего иное или неправильное наименование, не предусмотренное списком или перечнем наименованию учреждения, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии. Таких обстоятельств по делу не установлено. В данном случае истцом фактически ставится вопрос не об установлении тождества наименования учреждений, а о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы в учреждении, не предусмотренном Списком, то есть о расширении Списка путем включения в него такого наименования учреждения как <данные изъяты>. Также заслуживает внимания довод представителя ответчика Костиковой С.П. о том, что согласно подп.«в» п.8 и п.12 Правил работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка включается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Между тем, специальный стаж Петрова В.В. на указанную дату, с учетом исключенных периодов составляет менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, отсутствуют правовые основания для включения вышеназванных периодов в специальный трудовой стаж и назначения пенсии. Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "Д." обоснованно не был включен ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по основания, предусмотренным подп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ. Следовательно, на момент обращения в УПФ в Осташковском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости у Петрова В.В. отсутствовал необходимый 25-летний педагогический стаж работы с детьми, что является основанием для отказа в удовлетворении иска об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В связи с тем, что в удовлетворении иска отказано полностью, понесенные истцом Петровым В.В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины возмещению с ответчика не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Петрова В.В. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме-27 июня 2011 года. Федеральный судья В.Л. Ежелый