Дело № 2- 336/ 2011 года Осташковский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Кокаревой Н.А. при секретаре Трукац И.А., с участием прокурора Рыбникова А.Н., ответчика Зубарева Ю.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 04 июля 2011 года дело по иску Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к Зубареву Ю.Б. о признании права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области обратился в суд с иском к Зубареву Ю.Б. о признании права государственной собственности на ? долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; признании права пожизненного наследуемого владения Зубарева Ю.Б. на ? долю земельного участка. Свое требование мотивировал тем, что на основании постановления главы администрации г.Осташкова и Осташковского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об инвентаризации земель в границах городской черты», ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Осташков Зубареву Ю.Б. выдано свидетельство № на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 885 кв.м. 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения. ДД.ММ.ГГГГ Зубарев Ю.Б. обратился с заявлением в Осташковский отдел Управления Росреестра за государственной регистрацией права долевой собственности (1/2 доли) на указанный земельный участок. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Зубаревым Ю.Б. зарегистрировано право общей долевой собственности (доли в праве 1/2) на земельный участок площадью 885 кв.м.праве) право общей долеворй и и (1/2 доли) на указанный земельный участок., по вышеуказанному адресу. Данная регистрация осуществлена без принятия решения уполномоченным органом. В связи с чем земельный участок из пожизненного наследуемого владения перешел в собственность ответчика. В соответствии с подп.1 п.5 ст.27 ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 данной статьи. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен также ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением Администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», вступившим в силу после официального опубликования в газете «Тверская жизнь» № 49 от 13 марта 2009 г. Пунктами 2,3 данного постановления утверждено «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области и установлены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г.Москва) 2000 г. Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер» позволяет сделать вывод о границах и статусе земельного участка с кадастровым номером №, который находится в границах курорта местного значения «Селигер». Нахождение земельного участка с кадастровым номером № в пределах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При указанных обстоятельствах основания возникновения права собственности у Зубарева Ю.Б. на спорный участок, юридически недействительны. Кроме того, предоставление земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемой природной территории, обладающей природными лечебными ресурсами, организованной и созданной органами государственной власти в целях организации отдыха, лечения и профилактики заболеваний граждан, влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает гарантированные статьями 41,42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы Тверской области в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов. В ходе судебного разбирательства прокурор Рыбников А.Н. исковые требования о признании права собственности на долю земельного участка уточнил, просил со ссылкой на п.6 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» права муниципальной собственности на спорный участок. Ответчик Зубарев Ю.Б. иск не признал и пояснил, что ему на праве пожизненного наследуемого владения принадлежала ? доля земельного участка при жилом доме № по <адрес>. В 2009 г. он обратился с заявлением в Осташковский отдел УФРС по Тверской области с заявлением о регистрации в упрощенном порядке права собственности на земельный участок. Орган государственной регистрации прав произвел регистрацию права собственности, о чем выдал свидетельство соответствующего образца, поэтому полагает, что право собственности на участок возникло в соответствии с законом. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия. Исследовав доводы сторон, письменные доказательства, суд находит требования Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению. Основанием возникновения права собственности на землю граждан согласно статье 8 ГК РФ могут быть: акты органов государственной власти или местного самоуправления, сделки, договоры, свидетельства о праве на наследство, решения суда. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней (п.1 ст.131 ГК РФ). Согласно свидетельству на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ Зубареву Ю.Б. на праве пожизненного наследуемого владения принадлежала ? доля земельного участка площадью 417 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> (л.д.19). ДД.ММ.ГГГГ за Зубаревым Ю.Б. зарегистрировано право общей долевой собственности (1/2 доли в праве) на земельный участок площадью 855 кв.м. по адресу: <адрес>. Правовым основанием для регистрации права собственности послужило указанное выше свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21). При этом согласно записи на обороте свидетельства право собственности на земельный участок за иными участниками общей долевой собственности не зарегистрировано. Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ). Согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»). В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение. В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год. Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает. Пунктами 2.1,2.2,2.4,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. Материалами дела подтверждено, спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> находится в границах курорта местного значения «Селигер», относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых федеральным законом установлен запрет на отчуждение. Поскольку запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п.2 ст.27 ЗК РФ, а также ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», имелись предусмотренные федеральными законами ограничения для регистрации права собственности ответчика на земельный участок. В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах регистрацию за Зубаревым Ю.Б. ДД.ММ.ГГГГ права общей долевой собственности (1/2 долю) земельного участка нельзя признать законной, так как это противоречит п.9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с чем требование прокурора о признании права муниципальной собственности и о признании права пожизненного наследуемого владения Зубарева Ю.Б. на ? долю земельного участка подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать право муниципальной собственности на ? долю земельного участка с кадастровым номером № площадью 885 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Признать за Зубаревым Ю.Б. право пожизненного наследуемого владения на ? долю земельного участка с кадастровым номером № площадью 885 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Взыскать с Зубарева Ю.Б. госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Принятые определением Осташковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ меры обеспечения иска в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером №, запрета Управлению Росреестра по Тверской области осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером № сохранить до исполнения решения суда. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский горсуд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме 11 июля 2011 года. Судья: Подпись Кокарева Н.А.