дело № 2-654/2011 г. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Ракитского Н.В., при секретаре Беляевской И.Н., с участием заместителя прокурора Рыбникова А.Н., 14 сентября 2011 года в г. Осташкове Тверской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации МО «Осташковский район», комитету по управлению имуществом МО «Осташковский район», Косаревой Е.А. о признании недействительными постановления главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности ничтожной сделки, УСТАНОВИЛ: Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации муниципального образования «Осташковский район», комитету по управлению имуществом муниципального образования «Осташковский район», Косаревой Е.А. о признании недействительными постановления главы муниципального образования «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Косаревой Е.А. по адресу: <адрес>, договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район»» и Косаревой Е.А. и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий курорта местного значения «Селигер», созданного постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», и поэтому согласно п. 2,5 ст.27, ст. 52, 85, п.2 ст.95, ст.96 ЗК РФ, п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не мог быть предоставлен в собственность частного лица. Кроме того, предоставление земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемой природной территории, обладающей природными лечебными ресурсами, организованной и созданной органами государственной власти в целях организации отдыха, лечения и профилактики заболеваний граждан, влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает гарантированные статьями 41, 42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы Тверской области в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, в связи с чем заявлен настоящий иск. В судебном заседании на основании доверенности заместитель прокурора Рыбников А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме. Ответчик Косарева Е.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала. Представители ответчиков администрации МО «Осташковский район» и комитета по управлению имуществом МО «Осташковский район» в судебное заседание не явились, иск не признали, о чем представили письменные заявления, а также ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Косаревой Е.А. по адресу: <адрес> Косаревой Е.А. по ее заявлению в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 0,1500 га., для использования в целях огородничества (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Косаревой Е.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, кадастровой стоимостью ****** руб. 00 коп. (п.п.1.1-1.4 договора) за ****** руб. (п.2.1 договора). Согласно п.2.2 договора расчет между сторонам произведен полностью до подписания настоящего договора (л.д. 12), что подтверждается также копией квитанции (л.д. 15). В передаточном акте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указано, что продавец (комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район») в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передал в собственность покупателя (Косаревой Е.А.), а покупатель принял от продавца вышеуказанный земельный участок (л.д. 13). Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано Косаревой Е.А. в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14). В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. Согласно пункту 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»). В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение. Постановлением Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованным 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, принятым в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области с учетом предложения органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области (далее Положение), а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д. 16). Из п.1.2 Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает. Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входит Осташковский район Тверской области. Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту ЗАО «Курортпроект» (г.Москва) 2000 г., содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д. 18-21). Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым отнесен весь Осташковский район, на территории которого находится спорный земельный участок. Иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц и субъекта РФ - Тверской области обоснованно, в пределах его компетенции в порядке ст.45 ГПК РФ, поскольку передача в частную собственность земельного участка в пределах особо охраняемой территории-курорта местного значения «Селигер» нарушает права неопределенного круга лиц на получение санаторно-курортного лечения, противоречит вышеуказанным нормативным актам и нарушает права и полномочия Тверской области по контролю и надзору за обеспечением санаторной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. При этом для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц и субъекта РФ - Тверской области прокурором избраны способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст.12 ГК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В силу ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима. В п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 ГК РФ. Учитывая изложенное, постановление главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Косаревой Е.А. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и подп.1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, следует признать недействительным, а договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Осташковский район» и Косаревой Е.А. недействительной (ничтожной) сделкой с момента ее совершения. Ссылка представителей ответчиков администрации МО «Осташковский район» и комитета по управлению имуществом МО «Осташковский район» об отсутствии в документации информации о принадлежности спорного земельного участка к землям курорта и его принадлежности к землям населенных пунктов, презумпции публичной достоверности данных государственных реестров об отсутствии ограничений в обороте участка, отсутствии государственной регистрации границ округов горно-санитарной охраны курорта, правового значения не имеет. В соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом вопрос о приведении сторон в первоначальное состояние должен быть разрешен судом одновременно с признанием сделки недействительной, поскольку факт передачи по ничтожной сделке спорного земельного участка в собственность Косаревой Е.А., и перечисления денег Косаревой Е.А. комитету по управлению имуществом МО «Осташковский район» подтвержден материалами дела. В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. П.1.4 постановления администрации Тверской области от 11.09.2002 N 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» определено, что курорт местного значения «Селигер» находится в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов Тверской области. В силу абз.1 п.1 ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, все земли на территории Осташковского района указанными выше нормами закона отнесены к муниципальной собственности Осташковского района. Следовательно, и спорный земельный участок, находящийся на территории Осташковского района является муниципальной собственностью МО «Осташковкий район» и подлежит возврату в собственность МО «Осташковский район». Деньги в сумме ****** руб., полученные комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» по вышеуказанному договору в свою очередь подлежат возврату Косаревой Е.А. за возвращенный в муниципальную собственность земельный участок. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Косаревой Е.А. надлежит взыскать в федеральный бюджет судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1680 руб. исходя из требований подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и стоимости оспариваемого имущества ****** руб., а также с учетом того, что иск о признании недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи земельного участка предъявлен к двум ответчикам. Администрация МО «Осташковский район» и комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить. Признать недействительным постановление главы муниципального образования «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Косаревой Е.А. по адресу: <адрес>. Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Осташковский район» и Косаревой Е.А.. Применить последствия недействительности ничтожной сделки и возвратить земельный участок кадастровый номер №, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность муниципального образования «Осташковский район». Деньги в сумме ФИО10 рублей, полученные комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Осташковский район» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за земельный участок возвратить Косаревой Е.А.. Взыскать с Косаревой Е.А. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1680 (одна тысяча шестьсот восемьдесят) рублей. Сохранить действие принятых определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, до исполнения решения суда. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме –19 сентября 2011 года. Федеральный судья Н.В. Ракитский