Решение по гражданскому делу



дело № 2-647/2011 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Беляевской И.Н.,

с участием помощника прокурора Ляпкина А.А.,

14 сентября 2011 года

в г. Осташкове Тверской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации МО «Осташковский район о признании недействительными постановления главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации муниципального образования «Осташковский район», комитету по управлению имуществом муниципального образования «Осташковский район», Котлову А.А. о признании недействительными постановления главы муниципального образования «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Котлову А.А. по адресу: <адрес>, договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район»» и Котловым А.А. и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий курорта местного значения «Селигер», созданного постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», и поэтому согласно п. 2,5 ст.27, ст. 52, 85, п.2 ст.95, ст.96 ЗК РФ, п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не мог быть предоставлен в собственность частного лица.

Кроме того, предоставление земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемой природной территории, обладающей природными лечебными ресурсами, организованной и созданной органами государственной власти в целях организации отдыха, лечения и профилактики заболеваний граждан, влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает гарантированные статьями 41, 42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы Тверской области в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, в связи с чем заявлен настоящий иск.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 14.09.2011 года прекращено производство по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к комитету по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Котлову А.А. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район»» и Котловым А.А. и применении последствий недействительности ничтожной сделки, в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании на основании доверенности помощник прокурора Ляпкин А.А. исковые требования к администрации МО «Осташковский район о признании недействительными постановления главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «Осташковский район» иск не признал, о чем представил письменное заявление, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Котлову А.А. по адресу: <адрес>» Котлову А.А. по его заявлению в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>., для использования в целях огородничества (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Котловым А.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, кадастровой стоимостью <данные изъяты> (п.п.1.1-1.4 договора) за <данные изъяты> (п.2.1 договора). Согласно п.2.2 договора расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора (л.д. 12), что подтверждается также копией квитанции (л.д. 15).

В передаточном акте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указано, что продавец (комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район») в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передал в собственность покупателя (Котлова А.А.), а покупатель принял от продавца вышеуказанный земельный участок (л.д. 13).

Право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано Котловым А.А. в установленном законом порядке (л.д. 14), прекращено по решению Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-57, 58-59).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

Постановлением Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ в газете «Т.» , принятым в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области с учетом предложения органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области (далее Положение), а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «К.» (г.М.) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Из п.1.2 Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входит Осташковский район Тверской области. Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области».

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту ЗАО «К.» (ФИО9) ДД.ММ.ГГГГ содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д. 18-21).

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым отнесен весь Осташковский район, на территории которого находится спорный земельный участок.

Иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц и субъекта РФ - Тверской области обоснованно, в пределах его компетенции в порядке ст.45 ГПК РФ, поскольку передача в частную собственность земельного участка в пределах особо охраняемой территории-курорта местного значения «Селигер» нарушает права неопределенного круга лиц на получение санаторно-курортного лечения, противоречит вышеуказанным нормативным актам и нарушает права и полномочия Тверской области по контролю и надзору за обеспечением санаторной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. При этом для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц и субъекта РФ - Тверской области прокурором избраны способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст.12 ГК РФ.

Учитывая изложенное, постановление главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Котлову А.А. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», относящегося к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и подп.1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, следует признать недействительным.

Ссылка представителя ответчика администрации МО «Осташковский район» об отсутствии в документации информации о принадлежности спорного земельного участка к землям курорта и его принадлежности к землям населенных пунктов, презумпции публичной достоверности данных государственных реестров об отсутствии ограничений в обороте участка, отсутствии государственной регистрации границ округов горно-санитарной охраны курорта, правового значения не имеет.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействительным постановление главы муниципального образования «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Котлову А.А. по адресу: <адрес>».

Меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, отменить.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме –19 сентября 2011 года.

Федеральный судья Н.В. Ракитский