Решение по гражданскому делу



Дело № 2-745/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева

при секретаре Алексеевой А. А.,

с участием истца Переваловой Е. П. и ее представителя Фоминой Е. Д.,

представителя ответчика Администрации МО «Ждановское сельское поселение» Королевой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 7 октября 2011 года гражданское дело по иску Переваловой Е.П. к Обществу с ограниченной ответственностью "Ж." и Администрации Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Перевалова Е. П. обратилась в суд с иском к ООО "Ж." и Администрации МО «Ждановское сельское поселение» о признании права собственности на жилой дом , расположенный по <адрес>, общей площадью 65,4 кв. м., в том числе жилой 36 кв. м., инвентарный номер .

Свое требование мотивировала тем, что спорный жилой дом предоставлен ее семье в ДД.ММ.ГГГГ совхозом "Л.", где она была трудоустроена с ДД.ММ.ГГГГ, а ее муж Н. с ДД.ММ.ГГГГ. В данном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени проживает и зарегистрирована вместе с мужем.

Совхоз "Л." преобразован в КДСП "Ж.", а последнее в ООО (СПК) "Ж.". В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ООО с заявлением о приватизации спорного жилого дома, на что получила отказ, мотивированный тем, что у ООО "Ж." отсутствуют полномочия на передачу домов в собственность граждан.

Поскольку ранее свое право на приватизацию не использовала, а Н. отказывается от приватизации данного жилого дома, считает, что за ней должно быть признано право собственности на спорный дом в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Перевалова Е. П. и ее представитель на основании ордера адвокат Фомина Е. Д. исковые требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержали.

Представитель соответчика Глава Администрации МО «Ждановское сельское поселение» Королева Н. В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась.

Представитель соответчика ООО "Ж." в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, возражений на иск не представил.

Третье лицо Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал, о чем представил письменное заявление.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Переваловой Е. П. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регламентирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное.

Статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилья определена, как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии с абз.1 ст.2 упомянутого закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.4 указанного закона, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст.6, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Законом РФ от 23.12.1992 г. № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст.18 названного Закона внесены изменения, в силу которых при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление преемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 38 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В соответствии с абз.1 п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, действующими с 23.12.1992 года и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию данных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Эти объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации совхоза "Л." жилищный фонд, в том числе жилой дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости. Следовательно, его собственником ООО "Ж.", на балансе которого находится спорный жилой дом, являться не может. Доказательств обратного материалы дела не содержат, и со стороны ответчиков в суд не представлено.

Как следует из копий трудовых книжек, Перевалова Е. П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были трудоустроены в СПК "Ж." (совхоз "Л.") (л.д.21-26).

В соответствии со справкой Осташковского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» право на приватизацию жилья Переваловой Е. П. ранее не использовано (л.д.19).

Как следует из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Ж.", занимаемый Переваловой Е. П. жилой дом числится на балансе ООО "Ж." и не входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, в связи с чем, у ООО "Ж." отсутствуют полномочия на дачу разрешения на приватизацию данного жилого помещения (л.д.16).

Согласно справкам Администрации МО «Ждановское сельское поселение» и ООО "Ж." жилой дом , расположенный по <адрес>, предоставлен для проживания Переваловой Е. П. в ДД.ММ.ГГГГ, в данном доме с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживают и зарегистрированы Перевалова Е. П. и Н., задолженность по квартплате отсутствует (л.д.14-15,17-18,20,30).

Из технического паспорта на жилой дом , расположенный по <адрес>, следует, что последний имеет общую площадь 65,4 кв. м., в том числе жилую 36 кв. м., инвентарный номер (л.д.7-13).

Согласно выпискам из реестра Комитета по управлению имуществом Администрации МО «Осташковский район» и Комитета по управлению имуществом Тверской области жилой дом , расположенный по <адрес>, в реестрах муниципальной собственности МО «Осташковский район» и государственного имущества Тверской области не значится (л.д.28-29).

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области следует, что в ЕГРП сведения о правах на спорный объект недвижимости отсутствуют (л.д.27).

В соответствии со справкой колхоз "Л." реорганизовывался в совхоз "Л.", КДСП "Ж.", СПК "Ж.", а ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Ж." (л.д.35).

Нотариально удостоверенным согласием-отказом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Н. отказался от приватизации спорного жилого дома в пользу истца (л.д.34).

В статье 8 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации он вправе обратиться в суд. При этом способы защиты нарушенного права на приватизацию упомянутым законом не ограничены. В ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав указано признание права, т. е. требование, с которым истец и обратился в суд.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Перевалова Е. П., как лицо, проживающее в спорном жилом помещении на момент издания Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и ранее не участвовавшее в приватизации жилья, имеет право, предусмотренное ст.ст.1,2,6 и 11 упомянутого закона приватизировать, то есть приобрести в собственность занимаемое ею жилое помещение.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать за Переваловой Е.П. право собственности на жилой дом , расположенный по <адрес>, общей площадью 65,4 кв. м., в том числе жилой 36 кв. м., инвентарный номер .

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья А. И. Лебедев