дело № 2-787/2011 года РЕШЕНИЕ Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Ракитского Н.В., при секретаре Алексеевой К.А., с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А.Н., ответчика Козловой Н.В., 02 ноября 2011 года в г. Осташкове Тверской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области и муниципального образования «Осташковский район» к Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, УСТАНОВИЛ: Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, муниципального образования «Осташковский район» обратился в суд с иском к Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. о признании недействительным межевание земельных участков площадью 124 кв.м с кадастровым номером № и площадью 376 кв.м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, и признания отсутствующим права долевой собственности Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. на них. Свои требования мотивировал тем, что Козлова Н.В. и Мельникова А.В. вступили в права наследования на спорные земельные участки, оставшиеся после смерти их отца И., которому ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Сорожского сельского совета выдано свидетельство на право собственности на земельный участок площадью 0,04 га, расположенный по адресу: <адрес>. В ходе землеустроительных работ по межеванию и уточнению границ данного земельного участка были образованы два земельных участка и наследодатель И. неправомерно увеличил их общую площадь с 400 кв.м до 500 кв.м ДД.ММ.ГГГГ за И. было зарегистрировано право собственности на данные земельные участки с кадастровыми номерами № и № общей площадью 500 кв.м в нарушение подп.1 п.5 ст.27 и п.2 ст.27 ЗК РФ, а также ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В судебном заседании заместитель прокурора Рыбников А.Н. изложенные в заявлении обстоятельства поддержал и уточнил исковые требования к Козловой Н.В. и Мельниковой А.В., поскольку по одному правоустанавливающему документу земельный участок площадью 124 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее земельного участка площадью 376 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по тому же адресу, который был поставлен на кадастровый учет в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, а право собственности было зарегистрировано по одному правоустанавливающему документу ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем межевание земельного участка площадью 124 кв.м с кадастровым номером № по правоустанавливающему документу на 0,04 га, а также его регистрация права собственности были произведены правомерно, однако межевание земельного участка площадью 376 кв.м с кадастровым номером № по тому же правоустанавливающему документу на 0,04 га проведено с превышением указанной в нем площади с 400 кв.м до 500 кв.м и регистрация на него права собственности проведена неправомерно, на основании чего просил признать недействительным межевание земельного участка, площадью 376 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что будет являться основанием для ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области, для аннулирования сведений в ГКН о координатах характерных точек границ и площади данного земельного участка, и признать отсутствующим право долевой собственности Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. на него. Ответчик Козлова Н.В. в судебном заседании иск признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. В судебное заседание ответчик Мельникова А.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иск признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал, о чем представил письменный отзыв, в котором указал, что земельный участок кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, стоит на государственном кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, поставленного на кадастровый учет в соответствии со свидетельством на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что межевание земельного участка кадастровый номер № и земельного участка кадастровый номер № необходимо признать незаконным и требования прокурора удовлетворить. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А.Н., ответчика Козлову Н.В., исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиками Козловой Н.В. и Мельниковой А.В., поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Основанием возникновения права собственности на землю граждан согласно статье 8 ГК РФ могут быть: акты органов государственной власти или местного самоуправления, сделки, договоры, свидетельства о праве на наследство, решения суда. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней (п.1 ст.131 ГК РФ). Согласно дубликату свидетельства на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ № И. в соответствии с постановлением главы администрации Сорожского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № для ведения личного подсобного хозяйства в собственность предоставлен земельный участок площадью 0,04 га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 25, 24). Из кадастровых дел земельных участков и их кадастровых паспортов (л.д. 106-129, 130-148) следует, что земельный участок кадастровый номер кадастровый номер № площадью 376 кв.м и земельный участок кадастровый номер №, площадью 124 кв.м были образованы в результате раздела земельного участка кадастровый номер № площадь которого составляла 400 кв.м. Земельный участок кадастровый номер №, площадью 124 кв.м был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок кадастровый номер кадастровый номер № площадью 376 кв.м поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ решением ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № в результате чего произошло увеличение общей площади с 400 кв. м. до 500 кв. м., то есть более чем на десять процентов (л.д. 108). ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, было зарегистрировано И., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 20). В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков. На основании п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки. При этом утверждение указанных правил, а следовательно и предельных размеров земельных участков в составе градостроительных регламентов, отнесено ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления. Земельный участок, находящийся в собственности наследодателя ответчиков Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. расположен в <адрес> на землях населенных пунктов, увеличение его площади за счет уточнения местоположения его границ возможно только на предельный минимальный размер установленный правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления. В Сорожском сельском поселении правила землепользования и застройки в установленном порядке не утверждены. При таких обстоятельствах решение ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на кадастровый учет земельного участка кадастровый номер №, принадлежащего И. площадью 376 кв.м, принятое на основании представленных в ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области результатов межевания, выполненного ООО «Землеустроитель» ДД.ММ.ГГГГ, регистрацию за И. ДД.ММ.ГГГГ права собственности на данный земельный участок и свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя Мельниковой А.В. и ФИО6 (л.д. 28) в этой части нельзя признать законными. Кроме того, согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ). К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»). В силу пункта 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение. В соответствии с преамбулой и п. 2, 3 постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 г. Из п. 1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает. Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. Представленными в суд доказательствами подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером №, образованный путем раздела земельного участка кадастровый номер № который с ДД.ММ.ГГГГ принадлежал наследодателю ответчиков Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. (л.д. 25, 28) на праве собственности, расположен в Осташковском районе Тверской области, находится в границах курорта местного значения «Селигер», и относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых федеральным законом установлен запрет на отчуждение. Поскольку запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 2 ст. 27 ЗК РФ, а также ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в момент регистрации права собственности наследодателя на земельный участок имелись предусмотренные федеральными законами ограничения, в связи с чем требование прокурора о признании отсутствующим права долевой собственности ответчиков Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. на земельный участок подлежит удовлетворению. При этом требование Осташковского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействительным межевания земельного участка с кадастровым номером № не является самостоятельным исковым требованием, а может рассматриваться лишь как основание для признания незаконным решения ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на кадастровый учет земельного участка кадастровый номер №, принадлежащего И. площадью 376 кв.м и удовлетворения требования о признании отсутствующим права собственности ответчиков Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. на него. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина на основании подп. 1 п. 3 ст.333.19 НК РФ в сумме - 200 рублей, в равных долях с каждого ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать отсутствующим право долевой собственности Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. на земельный участок площадью 376 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Взыскать с Козловой Н.В. и Мельниковой А.В. государственную пошлину в доход соответствующего местного бюджета в размере 100 (сто) рублей с каждого. Меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельные участки площадью 124 кв.м с кадастровым номером №, и площадью 376 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, отменить. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме- 07 ноября 2011 года. Федеральный судья Н.В. Ракитский