Дело № 2-767/2011 года В окончательной форме решение принято 14.11.2011 года Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева при секретаре Алексеевой А. А., с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А. Н., представителя ответчика Суховерховой Р. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 11 ноября 2011 года гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, Муниципального образования «Осташковский район» к Булыгину В.В. о признании права на земельный участок отсутствующим, УСТАНОВИЛ: Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, МО «Осташковский район» обратился в суд с иском к Булыгину В. В. о признании недействительным межевания (образования) земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 2100 кв. м., кадастровый номер №, снятии данного земельного участка с государственного кадастрового учета и признании отсутствующим у ответчика права на спорный земельный участок. Свое требование мотивировал тем, что Булыгину В. В. ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации Мошенского сельского Совета выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 1500 кв. м. Данный земельный участок в указанной площади ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости как ранее учтенный. В ходе землеустроительных работ по межеванию и уточнению границ земельного участка Булыгин В. В. неправомерно увеличил его площадь с 1500 кв. м. до 2100 кв. м., после чего участок ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на государственный кадастровый учет. Между тем, орган кадастрового учета должен был отказать в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, поскольку его площадь в 2100 кв. м. больше на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно спорного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (1500 кв. м.). ДД.ММ.ГГГГ за Булыгиным В. В. зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок в нарушение п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, а также п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При подготовке дела к судебному разбирательству Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ уменьшил исковые требования, прося суд признать недействительным межевание земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 2100 кв. м., кадастровый номер №, что будет являться основанием для ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области для аннулирования сведений в Государственном кадастре недвижимости о координатах, характерных точках и площади земельного участка, и признании отсутствующим права собственности Булыгина В. В. на указанный земельный участок. Определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части иска Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, МО «Осташковский район» к Булыгину В. В. о признании недействительным межевания земельного участка прекращено в связи с частичным отказом истца от иска. В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А. Н. исковые требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержал. Ответчик Булыгин В. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка. Представитель ответчика на основании доверенности Суховерхова Р. Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по мотиву того, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ пользуется спорным земельным участком площадью 2100 кв. м. Увеличение при межевании его площади прав третьих лиц не нарушает, в связи с чем, он был правомерно поставлен на кадастровый учет в указанной площади и в дальнейшем зарегистрирован на праве собственности за Булыгиным В. В. Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем имеются расписки, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные заявления. Исследовав доводы сторон, письменные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Основанием возникновения права собственности на землю граждан согласно статье 8 ГК РФ могут быть: акты органов государственной власти или местного самоуправления, сделки, договоры, свидетельства о праве на наследство, решения суда. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.1 ст.131 ГК РФ). Согласно свидетельству на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ № Булыгину В. В. на основании постановления Главы Администрации Мошенского сельского Совета Осташковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.67) в собственность предоставлен земельный участок площадью 0,15 га, расположенный в <адрес> (л.д.26). В соответствии с постановлением Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> на спорный земельный участок установлен вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство (л.д.25). Кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ о спорном земельном участке подтверждается, что сведения о нем как ранее учтенном объекте внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, его площадь составляет 1500 кв. м., граница земельного участка не установлена (л.д.65). Из кадастрового дела спорного объекта недвижимости усматривается, что по заявлению Булыгина В. В. Осташковским отделением Тверского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» проведено межевание земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 1500 кв. м., кадастровый номер №, установлены его границы и площадь, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен межевой план. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены изменения о координатах характерных точек границ земельного участка и увеличении его площади с 1500 кв. м. до 2100 кв. м., то есть более чем на десять процентов (л.д.43-74). На основании заявления Булыгина В. В. от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, письма кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ выполнен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-24), из которого следует, что последний расположен в <адрес>, имеет площадь 2100 кв. м., кадастровый номер №, относится к землям населенных пунктов, предназначен для индивидуального жилищного строительства, сведения о правах отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ за Булыгиным В. В. зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 2100 кв. м., кадастровый номер №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.21). В соответствии со ст.11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Согласно ч.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков. На основании п.3 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки. При этом утверждение указанных правил, а, следовательно, и предельных размеров земельных участков в составе градостроительных регламентов, отнесено ст.8 Градостроительного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления. Земельный участок, находящийся в собственности ответчика Булыгина В. В., расположен в <адрес> на землях населенных пунктов, предназначен для индивидуального жилищного строительства, увеличение его площади за счет уточнения местоположения границ возможно только на предельный минимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления. Между тем, в Мошенском сельском поселении правила землепользования и застройки в установленном порядке не утверждены (л.д.105). Согласно п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. При таких обстоятельствах решение ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости об увеличении площади земельного участка, принадлежащего Булыгину В. В., с 1500 кв. м. до 2100 кв. м., то есть более чем на десять процентов, принятое на основании представленных в ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области результатов межевания, и дальнейшую регистрацию за Булыгиным В. В. ДД.ММ.ГГГГ права собственности на спорный земельный участок нельзя признать законными. Кроме того, согласно п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ) установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ). К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»). В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Статьей 3 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.9,12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение. В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11.09.2002 года № 305-па, опубликованного 13.03.2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д.28-35). Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает. Пунктами 2.1,2.2,2.4,2.6,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км. (400,0 тыс. га). Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. Представленными в суд доказательствами подтверждено, что спорный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии постановлением Главы Администрации Мошенского сельского Совета Осташковского района Тверской области принадлежал ответчику Булыгину В. В. на праве собственности, расположен в Осташковском районе Тверской области, находится в границах курорта местного значения «Селигер», и относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых федеральным законом установлен запрет на отчуждение. С момента предоставления спорного земельного участка в собственность ответчика его площадь составляла 1500 кв. м. При этом в нарушение вышеприведенных требований законодательства Булыгиным В. В. путем проведения межевания участка увеличена его площадь за счет земель особо охраняемых природных территорий с 1500 кв. м. до 2100 кв. м. Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. Поскольку ответчиком неправомерно была увеличена площадь спорного земельного участка, что явилось нарушением требований п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то в момент регистрации права собственности Булыгина В. В. на земельный участок имелись предусмотренные федеральными законами ограничения. По указанным основаниям требование прокурора о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером № подлежит удовлетворению. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Булыгина В. В. надлежит взыскать в бюджет МО «Осташковский район» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, с учетом того, что прокурор освобожден от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать отсутствующим право собственности Булыгина В.В. на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 2100 кв. м., кадастровый номер №. Взыскать с Булыгина В.В. государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования «Осташковский район» в размере 200 (двести) рублей. Сохранить действие принятых определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 2100 кв. м., кадастровый номер №, до исполнения решения суда. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Федеральный судья А. И. Лебедев