Решение по гражданскому делу



Дело № 2-814/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева

при секретаре Алексеевой А. А.,

с участием помощника прокурора г. Осташкова Волощук Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 18 ноября 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Тверской области к Администрации Муниципального образования «Осташковский район», Комитету по управлению имуществом Муниципального образования «Осташковский район», Васильевой А. Н. о признании недействительнымо признании недействительными постановления Главы Муниципального образования "нтересов неопределенного круга лиц, Тверской обл договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Осташкова обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Тверской области к Администрации МО «Осташковский район», Васильевой А. Н. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Васильевой А. Н. и Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район», и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Требования мотивировал тем, что спорный земельный участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий курорта местного значения «Селигер», созданного постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», и поэтому согласно п.п.2,5 ст.27, ст.ст.52,85, п.2 ст.95, ст.96 ЗК РФ, п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 «Об охране окружающей среды», ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не мог быть предоставлен в собственность частного лица.

Кроме того, предоставление земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемой природной территории, обладающей природными лечебными ресурсами, организованной и созданной органами государственной власти в целях организации отдыха, лечения и профилактики заболеваний граждан, влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает гарантированные статьями 41,42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы Тверской области в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.

В связи с этим просит о признании недействительным заключенного на основании постановления Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав стороны договора возвратить друг другу полученное по сделке имущество.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по данному гражданскому делу в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» как сторона оспариваемого договора купли-продажи.

В судебном заседании помощник прокурора Волощук Е. В. поддержала заявленные требования, прося суд применить последствия недействительности ничтожной сделки и возвратить спорный земельный участок в муниципальную собственность МО «Осташковский район».

Ответчик Васильева А. Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, о чем имеется расписка, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В представленном суду письменном отзыве исковые требования не признала по мотиву того, что постановление Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ей предоставлен спорный земельный участок, вынесено до вступления в силу постановления Администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па, то есть 13.03.2009 года, в связи с чем, законность постановления прокурором не оспаривается. Кроме того, при заключении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не знала об ограничениях и обременениях, установленных в отношении спорного земельного участка, при постановке на кадастровый учет земельного участка какие-либо сведения об ограничениях в кадастр внесены не были, поэтому является добросовестным приобретателем. При этом считает, что в суд с данным исковым заявлением обратилось ненадлежащее лицо.

Представители ответчиков - Комитета по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Администрации МО «Осташковский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем имеются расписки. При этом представитель последней ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, решение по делу оставил на усмотрение суда, о чем представил письменное заявление.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и Администрации МО «Свапущенское сельское заявление» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем имеются расписки, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав помощника прокурора Волощук Е. В., исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Постановлением Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату земельного участка Васильевой А. Н. по адресу: <адрес> Васильевой А. Н. на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о выделении земельных участков и изменению вида пользования при Администрации МО «Осташковский район», результатов фактического обмера земельного участка, в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер , для огородничества (л.д.11,15,19-22).

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Васильевой А. Н. заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер , из земель населенных пунктов, кадастровой стоимостью ****** рублей (п.п.1.1-1.4 договора) за ****** рублей (п.2.1 договора). Согласно п.2.2 договора расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора (л.д.12-13), что подтверждается также копией квитанции (л.д.53).

В передаточном акте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указано, что продавец (Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район») в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передал в собственность покупателя (Васильевой А. Н.), а покупатель принял от продавца вышеуказанный земельный участок (л.д.14).

Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано Васильевой А. Н. в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д.17-18).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК РФ, ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29.04.1998 года №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.9,12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

Постановлением Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11.09.2002 года № 305-па, опубликованным 13.03.2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, принятым в целях реализации Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области с учетом предложения органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области (далее Положение), а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д.24-28).

Решением Тверского областного суда от 19.11.2010 года указанное постановление признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Верховного Суда РФ от 02.02.2011 года решение Тверского областного суда от 19.11.2010 года отменено и постановлено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Из п.1.2 Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 г., содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л.д.24-28).

Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области (л.д.24) усматривается, что заказчиком разработки проекта являлась Администрация МО «Осташков» Тверской области.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым отнесен весь Осташковский район, на территории которого находится спорный земельный участок.

При этом отсутствие в документации информации о принадлежности спорного земельного участка к землям курорта и его принадлежности к землям населенных пунктов, презумпция публичной достоверности данных государственных реестров об отсутствии ограничений в обороте участка, отсутствие государственной регистрации границ округов горно-санитарной охраны курорта, правового значения не имеют.

Границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект», утверждены постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 года № 305-па, вступившим в силу 13.03.2009 года. Сам проект «Округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области», разработанный ЗАО «Курортпроект», является проектно-технической документацией и в силу закона Тверской области от 16.03.2004 года № 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области» не требует официального опубликования. По своему объему проектные документы технически не могут быть опубликованы.

Так как законом прямо предусмотрен запрет на продажу земельных участков, входящих в состав земель особо охраняемых территорий, к которым относится и спорный земельный участок, сделка по его отчуждению на основании ст.168 ГК РФ является ничтожной.

В соответствии с пунктом 1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181.

При удовлетворении иска в мотивировочной части решения суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной. В этом случае последствия недействительности ничтожной сделки применяются судом по требованию любого заинтересованного лица либо по собственной инициативе.

В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.

На основании изложенного, договор купли-продажи земельного участка, расположенного в д. Третники Свапущенского сельского поселения Осташковского района Тверской области, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер , заключенный Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и Васильевой А. Н. ДД.ММ.ГГГГ, является ничтожной сделкой с момента ее совершения, а ответчик Васильева А. Н. не может быть признана добросовестным приобретателем спорного земельного участка.

По указанным выше основаниям требования прокурора г. Осташкова в части признания сделки недействительной подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом вопрос о приведении сторон в первоначальное состояние должен быть разрешен судом одновременно с признанием сделки недействительной, поскольку факт передачи по ничтожной сделке спорного земельного участка в собственность Васильевой А. Н., и перечисления денег последней Комитету по управлению имуществом МО «Осташковский район», подтвержден материалами дела.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 1.4 постановления администрации Тверской области от 11.09.2002 № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» определено, что курорт местного значения «Селигер» находится в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов Тверской области.

В силу абз.1 п.1 ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все земли на территории Осташковского района указанными выше нормами закона отнесены к муниципальной собственности Осташковского района. Следовательно, и спорный земельный участок, находящийся на территории Осташковского района, является муниципальной собственностью МО «Осташковский район» и подлежит возврату в собственность МО «Осташковский район».

Деньги в сумме ****** рублей, полученные Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» по вышеуказанному договору, в свою очередь подлежат возврату Васильевой А. Н. за возвращенный в муниципальную собственность земельный участок.

Иск прокурора заявлен в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, РФ и субъекта РФ - Тверской области обоснованно, в пределах его компетенции в порядке ст.45 ГПК РФ, поскольку передача в частную собственность земельного участка в пределах особо охраняемой территории - курорта местного значения «Селигер» нарушает права неопределенного круга лиц на получение санаторно-курортного лечения, противоречит вышеуказанным нормативным актам и нарушает права и полномочия Тверской области по контролю и надзору за обеспечением санаторной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. При этом для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц, РФ и субъекта РФ - Тверской области прокурором избраны способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст.12 ГК РФ - признание сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки. В связи с этим суд критически относится к доводу ответчика Васильевой А. Н. о том, что в суд с данным исковым заявлением обратилось ненадлежащее лицо, как не основанному на законе.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Васильевой А. Н. надлежит взыскать в бюджет МО «Осташковский район» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1680 рублей, исходя из стоимости оспариваемого имущества – ****** рублей и требований п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, а также с учетом того, что Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район», Администрация МО «Осташковский район» и прокурор освобождены от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Осташкова Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Тверской области к Администрации Муниципального образования «Осташковский район», Комитету по управлению имуществом Муниципального образования «Осташковский район», Васильевой А. Н. о признании недействительнымо признании недействительными постановления Главы Муниципального образования "нтересов неопределенного круга лиц, Тверской обл договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворить.

Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» и Васильевой А. Н..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки и возвратить земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер , в муниципальную собственность Муниципального образования «Осташковский район», а деньги в сумме ****** рублей, полученные Комитетом по управлению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за возвращенный в муниципальную собственность земельный участок, возвратить Васильевой А. Н..

Взыскать с Васильевой А. Н. в бюджет Муниципального образования «Осташковский район» государственную пошлину в сумме 1680 (одна тысяча шестьсот восемьдесят) рублей.

Сохранить действие принятых определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер , а также запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности на данный земельный участок, до исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья А. И. Лебедев