Решение по гражданскому делу



Дело № 2-846/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего федерального судьи Кокаревой Н.А.,

при секретаре Трукац И.А.,

с участием прокуроров Ляпкина А.А., Сотника А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

01 декабря 2011 года

дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, муниципального образования «Осташковский район» к Васильевой Н. Н. о признании права муниципальной собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, муниципального образования «Осташковский район» обратился в суд с иском к Васильевой Н.Н. о признании права муниципальной собственности на 1/2 долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; признании права пожизненного наследуемого владения Васильевой Н.Н. на 1/2 долю указанного земельного участка.

Свое требование мотивировал тем, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ у Васильевой Н.Н. возникло право пожизненного наследуемого владения на 1/2 долю земельного участка площадью 1755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ за Васильевой Н.Н. было зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения на 1/2 долю в праве на указанный земельный участок, и согласно указанной выписке из ЕГРП данное право Васильевой Н.Н. прекращено ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на данный земельный участок. Указанная регистрация осуществлена без принятия решения уполномоченным органом. В связи с чем земельный участок из пожизненного наследуемого владения перешел в собственность ответчика.

В соответствии с подп.1 п.5 ст.27 ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 данной статьи. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен также ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Курорт местного значения «Селигер» создан постановлением Администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области», вступившим в силу после официального опубликования в газете «Тверская жизнь» № 49 от 13 марта 2009 г. Пунктами 2,3 данного постановления утверждено «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области и установлены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г.Москва) 2000 г.

Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения «Селигер» позволяет сделать вывод о границах и статусе земельного участка с кадастровым номером , который находится в границах курорта местного значения «Селигер».

Нахождение земельного участка с кадастровым номером в пределах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует о том, что названный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При указанных обстоятельствах основания возникновения права собственности у Васильевой Н.Н. на спорный участок, юридически недействительны.

Кроме того, предоставление земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемой природной территории, обладающей природными лечебными ресурсами, организованной и созданной органами государственной власти в целях организации отдыха, лечения и профилактики заболеваний граждан, влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает гарантированные статьями 41,42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы Тверской области в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.

В ходе судебного разбирательства помощники прокурора Ляпкин А.А. и Сотник А.С. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить

Ответчик Васильева Н.Н. иск признала в полном объеме.

Третье лицо Кабалюк (Карамова) Л.Р. и её представитель Кабалюк П.Н. не возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.

Исследовав доводы сторон, письменные доказательства, суд находит требования Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Основанием возникновения права собственности на землю граждан согласно статье 8 ГК РФ могут быть: акты органов государственной власти или местного самоуправления, сделки, договоры, свидетельства о праве на наследство, решения суда.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней (п.1 ст.131 ГК РФ).

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Васильевой Н.Н. на праве пожизненного наследуемого владения принадлежала 1/2 доля в праве на земельный участок мерою 1768 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.19). Указанное право было зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.15) ДД.ММ.ГГГГ право пожизненного наследуемого владения Васильевой Н.Н. прекращено и зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/2 долю в праве на земельный участок находящийся по адресу: <адрес>.

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год.

Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1,2.2,2.4,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям.

Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

Материалами дела подтверждено, спорный земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> находится в границах курорта местного значения «Селигер», относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых федеральным законом установлен запрет на отчуждение.

Поскольку запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п.2 ст.27 ЗК РФ, а также ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», имелись предусмотренные федеральными законами ограничения для регистрации права собственности ответчика на земельный участок.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах регистрацию ДД.ММ.ГГГГ за Васильевой Н.Н. права общей долевой собственности (1/2 доля в праве) на земельный участок нельзя признать законной, так как это противоречит п.9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с чем требование прокурора о признании права муниципальной собственности и о признании за Васильевой Н.Н. права пожизненного наследуемого владения на 1/2 долю спорного земельного участка подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Васильевой Н.Н. надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в сумме 400 рублей, поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право муниципальной собственности на 1/2 долю земельного участка с кадастровым номером площадью 1755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Васильевой Н. Н. право пожизненного наследуемого владения на 1/2 долю земельного участка с кадастровым номером площадью 1755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Васильевой Н. Н. в доход бюджета МО «Осташковский район» госпошлину в размере 400 рублей.

Принятые определением Осташковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ меры обеспечения иска в виде запрета Управлению Росреестра по Тверской области осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 1755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сохранить до исполнения решения суда, а обеспечительные меры принятые определением Осташковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в виде ареста на данный земельный участок отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме 02 декабря 2011 года.

Федеральный судья Кокарева Н.А.