Решение по гражданскому делу



Дело № 2-867/2011 года Решение в окончательной форме

принято 16.12.2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Лебедева А. И.

при секретаре Алексеевой А. А.,

с участием ст. помощника прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В.,

представителя ответчика Администрации МО «Хитинское сельское поселение» Ильиной Н. Л.,

представителя третьего лица Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области Здорова П. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 15 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Осташкова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Хитинское сельское поселение» об обязании в срок до 1 августа 2011 года обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, в виде организации работ по установлению защитных противопожарных полос, звуковых систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, указателей к противопожарным водоемам.

Свои требования мотивировал тем, что согласно письму Осташковского лесничества Тверской области деревни <адрес> Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области граничат с лесными массивами и подвержены угрозе распространения лесных пожаров.

Из представленных Главой Администрации МО «Хитинское сельское поселение» паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесного пожара, в деревнях <адрес> в нарушение п.112 Правил пожарной безопасности в РФ не осуществляется своевременная очистка территорий населенных пунктов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, отсутствуют минерализованные защитные полосы на всей протяженности границ населенных пунктов с лесными участками. В деревнях <адрес> в нарушение п.114 Правил пожарной безопасности в РФ отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай чрезвычайных ситуаций, в деревнях <адрес> в нарушение п.90 Правил пожарной безопасности в РФ у водоемов, используемых для наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водного источника).

Считает, что в целях устранения нарушений пожарной безопасности следует обязать Администрацию МО «Хитинское сельское поселение» устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками; установить в <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> и по направлению движения к ним, соответствующие указатели.

При рассмотрении дела прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования в части обязания ответчика устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками, прося суд обязать Администрацию МО «Хитинское сельское поселение» устроить защитные противопожарные полосы по границам вышеуказанных деревень с лесными участками, а также установил новый срок исполнения заявленных требований до 1 октября 2011 года.

Решением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора г. Осташкова Тверской области отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В. заявленные требования и изложенные в исковом заявлении обстоятельства поддержал. При этом просил установить срок исполнения ответчиком заявленных требований до 1 июня 2012 года.

Представитель ответчика Глава Администрации МО «Хитинское сельское поселение» Ильина Н. Л. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что в настоящее время в <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации установлены в виде рынд. Соответствующие указатели в районе <адрес> у водоемов, используемых для пожаротушения, будут установлены. При этом устроить защитные противопожарные полосы в виде опахивания по границам <адрес> затруднительно из-за отсутствия специальной лесной техники, кроме того, <адрес> практически полностью находится в лиственном лесу.

Представитель третьего лица - Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области на основании доверенности Здоров П. В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. При этом пояснил, что перед судебным заседанием им проведена проверка выполнения ответчиком требований прокурора, по итогам которой установлено, что деревни <адрес> оборудованы звуковым оповещением населения на случай пожара, путем установления рынд. Пожарные водоемы в деревнях <адрес> не очищены от грязи, не имеют соответствующих указателей по направлению движения к ним и непосредственно около них. В деревнях <адрес> также отсутствуют указатели направления движения к пожарному водоему и непосредственно около него. В деревнях <адрес> отсутствует защитная противопожарная полоса, исключающая переброс огня на здания и сооружения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. А..

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч.2 ст.18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.

Как следует из ч.1 ст.37 Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст.20 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (часть 1). Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть 2). Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3). Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (часть 4).

В силу ч.5 ст.21 вышеприведенного Федерального закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Как следует из материалов дела, в <адрес> Хитинского сельского поселения минерализованные полосы установленной ширины на всей протяжности участка границы населенного пункта с лесным участком, указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним – отсутствуют, что подтверждается паспортами пожарной безопасности вышеуказанных населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, утв. Главой МО «Хитинское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ, и сообщением Администрации МО «Хитинское сельское поселение» (л.д.8-19,22-23). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанные деревни МО «Хитинское сельское поселение» в полной мере от лесных пожаров не защищены.

Согласно акту проверки , составленному государственным инспектором Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, МО «Хитинское сельское поселение» нарушены обязательные требования пожарной безопасности, а именно наружное освещение территорий населенных пунктов <адрес> не обеспечивает быстрого нахождения мест пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов в ночное время; естественные и наружные водоемы не обеспечены пирсами для установки пожарной техники в населенных пунктах <адрес>; в населенных пунктах <адрес> отсутствуют стандартные указатели местонахождения противопожарных водоисточников; сельские населенные пункты <адрес> не имеют для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу (л.д.37). В связи с этим Глава Администрации МО «Хитинское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ подвергнута административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде предупреждения (л.д.38-41) и МО «Хитинское сельское поселение» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных нарушений противопожарной безопасности (л.д.39).

Согласно письму Администрации МО «Хитинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ последнее обращалось к Главе МО «Осташковский район» по вопросу распределения средств бюджета МО «Хитинское сельское поселение», в том числе направления денежных средств на проведение противопожарных мероприятий, на что получен ответ, согласно которому при определении потребности в бюджетных средствах учтены все минимально необходимые социально значимые расходы, а также предложено внести необходимые изменения и дополнения в бюджет поселения на текущий год с учетом показателей, формирующих доходную часть бюджета, необходимости и целесообразности расходов (л.д.42-43,141-143). ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО «Хитинское сельское поселение» принято решение , которым внесены изменения в решение «О бюджете МО «Хитинское сельское поселение» Осташковского района Тверской области на 2011 год» (л.д.144-158). Указанные документы подтверждают, что в бюджете МО «Хитинское сельское поселение» на 2011 год денежные средства на меры пожарной безопасности не предусмотрены, что также подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.

В соответствии с актами Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области деревни <адрес> Хитинского сельского поселения оборудованы звуковым оповещением населения на случай пожара, путем установления рынд. Пожарные водоемы в <адрес> не очищены от грязи, не имеют соответствующих указателей по направлению движения к ним и непосредственно около них. В <адрес> также отсутствуют указатели направления движения к пожарному водоему и непосредственно около него. В <адрес> отсутствует защитная противопожарная полоса, исключающая переброс огня на здания и сооружения (л.д.73-77,166), что подтверждается также актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.113-121).

Методическими рекомендациями установлены требования по заполнению паспорта пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (л.д.56-59).

Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий во исполнение поручения Первого Заместителя Председателя Правительства РФ принято распоряжение «Об обеспечении пожарной безопасности объектов, подверженных угрозе лесных пожаров» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-55).

Постановлением Администрации Тверской области от 27.04.2011 года № 177-па утвержден перечень населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров (л.д.52-53).

Заместителем Главы Осташковского района утвержден перечень населенных пунктов, имеющих общую границу с лесным фондом по Осташковскому отделу лесного хозяйства (л.д.61-64).

Согласно п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила), на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Как установлено в судебном заседании, исследованными доказательствами подтверждается, что в настоящее время в <адрес> Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области оборудована звуковая сигнализация для оповещения населения на случай пожара путем установления рынд. Данное обстоятельство также подтверждено договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной, счетом, счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующих о приобретении ответчиком рынд (л.д.137-140). По указанным основаниям в удовлетворении требований прокурора г. Осташкова в указанной части следует отказать в связи с их добровольным выполнением.

Пунктом 90 вышеуказанных Правил предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

При этом в <адрес> имеются водоемы (водоисточники), что подтверждается паспортами пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров (л.д.14-19). Между тем, требования п.90 Правил ответчиком не выполнены, в связи с чем, требование прокурора г. Осташкова об обязании ответчика установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> и по направлению движения к ним, соответствующие указатели, является законным и обоснованным.

Согласно п.112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с постановлением Главы Администрации МО «Хитинское сельское поселение» «О неотложных мерах по подготовке к пожароопасному периоду на территории Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» и охране лесов, торфяных месторождений, объектов экономики и населенных пунктов в 2011 году» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий по предупреждению и смягчению последствий от пожаров (л.д.70-72). Согласно данному Плану Администрацией МО «Хитинское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено провести организационные и технические мероприятия по защите населенных пунктов от пожаров, а именно привести в надлежащее состояние противопожарные барьеры, организовать проверки за содержанием защитных полос вокруг населенных пунктов. Между тем, согласно паспортам пожарной безопасности населенных пунктов, защитные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками отсутствуют. В связи с тем, что положения п.112 Правил ответчиком не выполнены требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

При этом доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации МО «Хитинское сельское поселение» денежных средств на проведение противопожарных мероприятий не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Обращение прокурора г. Осташкова в суд с данным иском в защиту конституционных прав и свобод граждан является одним из средств прокурорского реагирования, направленного на восстановление прав неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Хитинское сельское поселение» устроить защитные противопожарные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> (2 км.), <адрес> (2 км.), <адрес> (2 км.) Хитинского сельского поселения с лесными участками, и установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> и <адрес> Хитинского сельского поселения и по направлению движения к ним соответствующие указатели.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь требованиями данной статьи, суд, с учетом мнения ст. помощника прокурора, полагает установить срок устранения ответчиком нарушений требований пожарной безопасности до 1 июня 2012 года, с чем в судебном заседании согласились участвующие в деле лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» в срок до 1 июня 2012 года устроить защитные противопожарные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов деревни <адрес> (2 км.), деревни <адрес> (2 км.), деревни <адрес> (2 км.) Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области с лесными участками.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» в срок до 1 июня 2012 года установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе населенных пунктов - деревни <адрес> и деревни <адрес> Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области и по направлению движения к ним, соответствующие указатели.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Осташкова Тверской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья А. И. Лебедев