Дело № 2-867/2011 года Решение в окончательной форме принято 16.12.2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Лебедева А. И. при секретаре Алексеевой А. А., с участием ст. помощника прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В., представителя ответчика Администрации МО «Хитинское сельское поселение» Ильиной Н. Л., представителя третьего лица Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области Здорова П. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 15 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Осташкова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Хитинское сельское поселение» об обязании в срок до 1 августа 2011 года обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, в виде организации работ по установлению защитных противопожарных полос, звуковых систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, указателей к противопожарным водоемам. Свои требования мотивировал тем, что согласно письму Осташковского лесничества Тверской области деревни <адрес> Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области граничат с лесными массивами и подвержены угрозе распространения лесных пожаров. Из представленных Главой Администрации МО «Хитинское сельское поселение» паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесного пожара, в деревнях <адрес> в нарушение п.112 Правил пожарной безопасности в РФ не осуществляется своевременная очистка территорий населенных пунктов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, отсутствуют минерализованные защитные полосы на всей протяженности границ населенных пунктов с лесными участками. В деревнях <адрес> в нарушение п.114 Правил пожарной безопасности в РФ отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай чрезвычайных ситуаций, в деревнях <адрес> в нарушение п.90 Правил пожарной безопасности в РФ у водоемов, используемых для наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водного источника). Считает, что в целях устранения нарушений пожарной безопасности следует обязать Администрацию МО «Хитинское сельское поселение» устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками; установить в <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> и по направлению движения к ним, соответствующие указатели. При рассмотрении дела прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования в части обязания ответчика устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками, прося суд обязать Администрацию МО «Хитинское сельское поселение» устроить защитные противопожарные полосы по границам вышеуказанных деревень с лесными участками, а также установил новый срок исполнения заявленных требований до 1 октября 2011 года. Решением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора г. Осташкова Тверской области отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение. В судебном заседании помощник прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В. заявленные требования и изложенные в исковом заявлении обстоятельства поддержал. При этом просил установить срок исполнения ответчиком заявленных требований до 1 июня 2012 года. Представитель ответчика Глава Администрации МО «Хитинское сельское поселение» Ильина Н. Л. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что в настоящее время в <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации установлены в виде рынд. Соответствующие указатели в районе <адрес> у водоемов, используемых для пожаротушения, будут установлены. При этом устроить защитные противопожарные полосы в виде опахивания по границам <адрес> затруднительно из-за отсутствия специальной лесной техники, кроме того, <адрес> практически полностью находится в лиственном лесу. Представитель третьего лица - Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области на основании доверенности Здоров П. В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. При этом пояснил, что перед судебным заседанием им проведена проверка выполнения ответчиком требований прокурора, по итогам которой установлено, что деревни <адрес> оборудованы звуковым оповещением населения на случай пожара, путем установления рынд. Пожарные водоемы в деревнях <адрес> не очищены от грязи, не имеют соответствующих указателей по направлению движения к ним и непосредственно около них. В деревнях <адрес> также отсутствуют указатели направления движения к пожарному водоему и непосредственно около него. В деревнях <адрес> отсутствует защитная противопожарная полоса, исключающая переброс огня на здания и сооружения. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. А.. Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с ч.2 ст.18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов. Как следует из ч.1 ст.37 Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст.20 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (часть 1). Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть 2). Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3). Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (часть 4). В силу ч.5 ст.21 вышеприведенного Федерального закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Как следует из материалов дела, в <адрес> Хитинского сельского поселения минерализованные полосы установленной ширины на всей протяжности участка границы населенного пункта с лесным участком, указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним – отсутствуют, что подтверждается паспортами пожарной безопасности вышеуказанных населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, утв. Главой МО «Хитинское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ, и сообщением Администрации МО «Хитинское сельское поселение» (л.д.8-19,22-23). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанные деревни МО «Хитинское сельское поселение» в полной мере от лесных пожаров не защищены. Согласно акту проверки №, составленному государственным инспектором Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, МО «Хитинское сельское поселение» нарушены обязательные требования пожарной безопасности, а именно наружное освещение территорий населенных пунктов <адрес> не обеспечивает быстрого нахождения мест пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов в ночное время; естественные и наружные водоемы не обеспечены пирсами для установки пожарной техники в населенных пунктах <адрес>; в населенных пунктах <адрес> отсутствуют стандартные указатели местонахождения противопожарных водоисточников; сельские населенные пункты <адрес> не имеют для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу (л.д.37). В связи с этим Глава Администрации МО «Хитинское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ подвергнута административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде предупреждения (л.д.38-41) и МО «Хитинское сельское поселение» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных нарушений противопожарной безопасности (л.д.39). Согласно письму Администрации МО «Хитинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № последнее обращалось к Главе МО «Осташковский район» по вопросу распределения средств бюджета МО «Хитинское сельское поселение», в том числе направления денежных средств на проведение противопожарных мероприятий, на что получен ответ, согласно которому при определении потребности в бюджетных средствах учтены все минимально необходимые социально значимые расходы, а также предложено внести необходимые изменения и дополнения в бюджет поселения на текущий год с учетом показателей, формирующих доходную часть бюджета, необходимости и целесообразности расходов (л.д.42-43,141-143). ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО «Хитинское сельское поселение» принято решение №, которым внесены изменения в решение «О бюджете МО «Хитинское сельское поселение» Осташковского района Тверской области на 2011 год» (л.д.144-158). Указанные документы подтверждают, что в бюджете МО «Хитинское сельское поселение» на 2011 год денежные средства на меры пожарной безопасности не предусмотрены, что также подтвердила в судебном заседании представитель ответчика. В соответствии с актами Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области деревни <адрес> Хитинского сельского поселения оборудованы звуковым оповещением населения на случай пожара, путем установления рынд. Пожарные водоемы в <адрес> не очищены от грязи, не имеют соответствующих указателей по направлению движения к ним и непосредственно около них. В <адрес> также отсутствуют указатели направления движения к пожарному водоему и непосредственно около него. В <адрес> отсутствует защитная противопожарная полоса, исключающая переброс огня на здания и сооружения (л.д.73-77,166), что подтверждается также актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.113-121). Методическими рекомендациями установлены требования по заполнению паспорта пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (л.д.56-59). Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий во исполнение поручения Первого Заместителя Председателя Правительства РФ принято распоряжение «Об обеспечении пожарной безопасности объектов, подверженных угрозе лесных пожаров» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.54-55). Постановлением Администрации Тверской области от 27.04.2011 года № 177-па утвержден перечень населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров (л.д.52-53). Заместителем Главы Осташковского района утвержден перечень населенных пунктов, имеющих общую границу с лесным фондом по Осташковскому отделу лесного хозяйства (л.д.61-64). Согласно п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила), на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Как установлено в судебном заседании, исследованными доказательствами подтверждается, что в настоящее время в <адрес> Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области оборудована звуковая сигнализация для оповещения населения на случай пожара путем установления рынд. Данное обстоятельство также подтверждено договором поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной, счетом, счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующих о приобретении ответчиком рынд (л.д.137-140). По указанным основаниям в удовлетворении требований прокурора г. Осташкова в указанной части следует отказать в связи с их добровольным выполнением. Пунктом 90 вышеуказанных Правил предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. При этом в <адрес> имеются водоемы (водоисточники), что подтверждается паспортами пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров (л.д.14-19). Между тем, требования п.90 Правил ответчиком не выполнены, в связи с чем, требование прокурора г. Осташкова об обязании ответчика установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> и по направлению движения к ним, соответствующие указатели, является законным и обоснованным. Согласно п.112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В соответствии с постановлением Главы Администрации МО «Хитинское сельское поселение» «О неотложных мерах по подготовке к пожароопасному периоду на территории Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» и охране лесов, торфяных месторождений, объектов экономики и населенных пунктов в 2011 году» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий по предупреждению и смягчению последствий от пожаров (л.д.70-72). Согласно данному Плану Администрацией МО «Хитинское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено провести организационные и технические мероприятия по защите населенных пунктов от пожаров, а именно привести в надлежащее состояние противопожарные барьеры, организовать проверки за содержанием защитных полос вокруг населенных пунктов. Между тем, согласно паспортам пожарной безопасности населенных пунктов, защитные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками отсутствуют. В связи с тем, что положения п.112 Правил ответчиком не выполнены требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению. При этом доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации МО «Хитинское сельское поселение» денежных средств на проведение противопожарных мероприятий не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Обращение прокурора г. Осташкова в суд с данным иском в защиту конституционных прав и свобод граждан является одним из средств прокурорского реагирования, направленного на восстановление прав неопределенного круга лиц. В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Хитинское сельское поселение» устроить защитные противопожарные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> (2 км.), <адрес> (2 км.), <адрес> (2 км.) Хитинского сельского поселения с лесными участками, и установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> и <адрес> Хитинского сельского поселения и по направлению движения к ним соответствующие указатели. В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Руководствуясь требованиями данной статьи, суд, с учетом мнения ст. помощника прокурора, полагает установить срок устранения ответчиком нарушений требований пожарной безопасности до 1 июня 2012 года, с чем в судебном заседании согласились участвующие в деле лица. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, удовлетворить частично. Обязать Администрацию Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» в срок до 1 июня 2012 года устроить защитные противопожарные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов деревни <адрес> (2 км.), деревни <адрес> (2 км.), деревни <адрес> (2 км.) Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области с лесными участками. Обязать Администрацию Муниципального образования «Хитинское сельское поселение» в срок до 1 июня 2012 года установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе населенных пунктов - деревни <адрес> и деревни <адрес> Хитинского сельского поселения Осташковского района Тверской области и по направлению движения к ним, соответствующие указатели. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Осташкова Тверской области отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Федеральный судья А. И. Лебедев