Решение по гражданскому делу



Дело № 2-898/2011 года Решение в окончательной форме

принято 26.12.2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Лебедева А. И.

при секретаре Мохове А. А.,

с участием ст. помощника прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В.,

представителя ответчика Администрации МО «Замошское сельское поселение» Прокофьева В. М.,

представителя третьего лица Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области Здорова П. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 23 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Замошское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения, подверженного угрозе распространения лесных пожаров,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Осташкова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Замошское сельское поселение» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения, подверженного угрозе распространения лесных пожаров, в виде организации работ по установлению минерализованной противопожарной полосы, указателей к противопожарному водоему, подъезда с площадкой для установки пожарных автомобилей и забора воды.

Постановлением Администрации Тверской области № 177-па от 27.04.2011 года <адрес> Замошского сельского поселения включена в перечень населенных пунктов Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. Между тем, в данной деревне в нарушение п.п.90,94,112,114 Правил пожарной безопасности в РФ не осуществляется своевременная очистка территории от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. У водоемов, используемых для наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели. Не оборудованы площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года. Отсутствует минерализованная защитная полоса между указанным населенным пунктом и лесным массивом на всей протяженности участков границ населенного пункта с лесными участками.

Считает, что в целях устранения нарушений пожарной безопасности следует обязать Администрацию МО «Замошское сельское поселение» устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границы населенного пункта <адрес> (500 м.) с лесными участками; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе д. Польки и по направлению движения к ним, соответствующие указатели; устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. к водоисточнику, расположенному в районе д. Польки, для установки пожарных автомобилей и забора воды.

При рассмотрении дела прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования в части обязания ответчика устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенного пункта <адрес> (500 м.) с лесными участками, прося суд обязать Администрацию МО «Замошское сельское поселение» устроить защитные противопожарные полосы по границе вышеуказанной деревни с лесными участками, а также установил новый срок исполнения заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора г. Осташкова Тверской области отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части иска прокурора г. Осташкова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Замошское сельское поселение» об обязании устроить защитные противопожарные полосы по границе <адрес> с лесными участками прекращено в связи с частичным отказом истца от иска.

В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В. заявленные требования и изложенные в исковом заявлении обстоятельства поддержал. При этом просил установить срок исполнения ответчиком заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Глава Администрации МО «Замошское сельское поселение» Прокофьев В. М. в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что соответствующие указатели в районе <адрес> у водоема, используемого для пожаротушения, будут установлены, подъезд к водоему в данной деревне имеется, площадка с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды будет оборудована, хотя сделать это технически сложно.

Представитель третьего лица - Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области на основании доверенности Здоров П. В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. А..

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч.2 ст.18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.

Как следует из ч.1 ст.37 Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст.20 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (часть 1). Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть 2). Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3). Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (часть 4).

В силу ч.5 ст.21 вышеприведенного Федерального закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Как следует из материалов дела, <адрес> Замошского сельского поселения не готова к летнему пожароопасному сезону, что подтверждается паспортом пожарной безопасности вышеуказанного населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, утв. Главой МО «Замошское сельское поселение» 09.06.2011 года (л.д.13-15). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанная деревня МО «Замошское сельское поселение» в полной мере от лесных пожаров не защищена.

Согласно актам проверок, составленным государственным инспектором Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ МО «Замошское сельское поселение» нарушены обязательные требования пожарной безопасности, а именно естественные и наружные водоемы не обеспечены пирсами для установки пожарной техники в населенном пункте д. Польки; в населенном пункте <адрес> отсутствуют стандартные указатели местонахождения противопожарных водоисточников; на территории населенного пункта <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; населенный пункт <адрес> не имеет для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу (л.д.32,103). В связи с этим Глава Администрации МО «Замошское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ подвергнут административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде предупреждения (л.д.31,33-34) и МО «Замошское сельское поселение» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных нарушений противопожарной безопасности (л.д.30).

Платежным поручением, фототаблицей, договором от ДД.ММ.ГГГГ, локальным ресурсным сметным счетом, актом о приемке выполненных работ за август 2011 года, справкой о стоимости выполненных работ (л.д.41-52) подтверждается, что противопожарная опашка населенного пункта <адрес> произведена.

Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий во исполнение поручения Первого Заместителя Председателя Правительства РФ принято распоряжение «Об обеспечении пожарной безопасности объектов, подверженных угрозе лесных пожаров» от 05.03.2011 года № 46 (л.д.53-54).

Методическими рекомендациями установлены требования по заполнению паспорта пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (л.д.55-58).

Постановлением Администрации Тверской области от 27.04.2011 года № 177-па утвержден перечень населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. При этом в данный перечень входит <адрес> Замошского сельского поселения (л.д.8-10).

Пунктом 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 года № 4838 (далее Правила), предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с п.94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Между тем, согласно паспорту пожарной безопасности населенного пункта указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним в <адрес> отсутствуют. Кроме того, в районе указанной деревни не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12 х 12 м. к водоисточнику для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В связи с тем, что положения п.п.90,94 Правил ответчиком не выполнены требования прокурора подлежат удовлетворению.

При этом доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации МО «Замошское сельское поселение» денежных средств на проведение противопожарных мероприятий не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения поселений.

Обращение прокурора г. Осташкова в суд с данным иском в защиту конституционных прав и свобод граждан является одним из средств прокурорского реагирования, направленного на восстановление прав неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Замошское сельское поселение» установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> Замошского сельского поселения и по направлению движения к ним, соответствующие указатели, а также устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размерами не менее 12 х 12 м., к водоисточнику, расположенному в районе д. Польки, для установки пожарных автомобилей и забора воды.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь требованиями данной статьи, суд, с учетом мнения ст. помощника прокурора, полагает установить срок устранения ответчиком нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, с чем в судебном заседании согласились участвующие в деле лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Замошское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения, подверженного угрозе распространения лесных пожаров, удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Замошское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе населенного пункта - <адрес> Муниципального образования «Замошское сельское поселение» Осташковского района Тверской области и по направлению движения к ним, соответствующие указатели.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Замошское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размером не менее 12 х 12 м., к водоисточнику, расположенному в районе <адрес> Муниципального образования «Замошское сельское поселение» Осташковского района Тверской области, для установки пожарных автомобилей и забора воды.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья А. И. Лебедев