Дело № 2-878/2011 года Решение в окончательной форме принято 22.12.2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Лебедева А. И. при секретаре Алексеевой А. А., с участием ст. помощника прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В., представителя ответчика - Главы Администрации МО «Ждановское сельское поселение» Королевой Н. В., представителя третьего лица Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области Здорова П. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 21 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Осташкова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Ждановское сельское поселение» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, в виде организации работ по установлению минерализованных противопожарных полос, звуковых систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, указателей к противопожарным водоемам, подъезда с площадкой для установки пожарных автомобилей и забора воды. По информации Администрации МО «Ждановское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ населенные пункты - деревни <адрес> Ждановского сельского поселения имеют общую границу с лесным участком. Из представленных Администрацией МО «Ждановское сельское поселение» паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесного пожара, в деревнях <адрес> в нарушение п.112 Правил пожарной безопасности в РФ не осуществляется своевременная очистка территорий населенных пунктов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, отсутствуют минерализованные защитные полосы на всей протяженности границ населенных пунктов с лесными участками. В деревнях <адрес> в нарушение п.114 Правил пожарной безопасности в РФ отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай чрезвычайных ситуаций. В районе деревень <адрес> в нарушение п.п.90,94 Правил пожарной безопасности в РФ у водоемов, используемых для наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водного источника), а также в указанных населенных пунктах не оборудованы площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года. Считает, что в целях устранения нарушений пожарной безопасности следует обязать Администрацию МО «Ждановское сельское поселение» устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками; установить в <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе <адрес> и по направлению движения к ним, соответствующие указатели; устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. к водоисточникам, расположенным в районе <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды. При рассмотрении дела прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования в части обязания ответчика устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками, прося суд обязать Администрацию МО «Ждановское сельское поселение» устроить защитные противопожарные полосы по границам вышеуказанных деревень с лесными участками, а также установил новый срок исполнения заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора г. Осташкова Тверской области отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение. В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Осташкова Золотаренко Я. В. заявленные требования и изложенные в исковом заявлении обстоятельства поддержал. При этом просил установить срок исполнения ответчиком заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - Глава Администрации МО «Ждановское сельское поселение» Королева Н. В. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что в настоящее время в <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации установлены в виде рынд. Соответствующие указатели в районе <адрес> у водоемов, используемых для пожаротушения, установлены, подъезды к водоемам в данных деревнях имеются, но площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды оборудовать технически не представляется возможным. При этом защитная противопожарная полоса в <адрес> имеется, противопожарные полосы в <адрес> будут устроены. Представитель третьего лица - Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области на основании доверенности Здоров П. В. в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им проведена проверка выполнения ответчиком требований прокурора, по итогам которой установлено, что деревни <адрес> оборудованы звуковым оповещением населения на случай пожара, путем установления рынд. Пожарные водоемы в деревнях <адрес> имеют соответствующие указатели по направлению движения к ним и непосредственно около них, в данных деревнях имеются подъезды к водоемам, однако площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды не оборудованы. В деревне <адрес> имеется защитная противопожарная полоса, исключающая переброс огня на здания и сооружения, деревни <адрес> противопожарными полосами не защищены. При этом ответчику необходимо выполнить в полном объеме требования прокурора, содержащиеся в исковом заявлении. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. А.. Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с ч.2 ст.18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов. Как следует из ч.1 ст.37 Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст.20 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (часть 1). Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть 2). Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3). Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (часть 4). В силу ч.5 ст.21 вышеприведенного Федерального закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Как следует из материалов дела, <адрес> Ждановского сельского поселения не готовы к летнему пожароопасному сезону, что подтверждается паспортами пожарной безопасности вышеуказанных населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, утв. Главой МО «Ждановское сельское поселение» в 2011 году, и сообщением Администрации МО «Ждановское сельское поселение» (л.д.8-18,21-23). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанные деревни МО «Ждановское сельское поселение» в полной мере от лесных пожаров не защищены. Выписками из бюджета МО «Ждановское сельское поселение» на 2011 год подтверждается, что в бюджете МО «Ждановское сельское поселение» на 2011 год денежные средства на меры пожарной безопасности не предусмотрены (л.д.37-50), что также подтвердила в судебном заседании представитель ответчика. В соответствии с актами Отделения государственного пожарного надзора по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области деревни <адрес> оборудованы звуковым оповещением населения на случай пожара, путем установления рынд. Пожарные водоемы в деревнях <адрес> имеют соответствующие указатели по направлению движения к ним и непосредственно около них, в данных деревнях подъезды к водоемам имеются, однако площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды не обустроены. В деревне <адрес> имеется защитная противопожарная полоса, исключающая переброс огня на здания и сооружения, деревни <адрес> противопожарными полосами не защищены (л.д.66-70,156), что подтверждается также актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.131-139). Методическими рекомендациями установлены требования по заполнению паспорта пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (л.д.60-63). Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий во исполнение поручения Первого Заместителя Председателя Правительства РФ принято распоряжение «Об обеспечении пожарной безопасности объектов, подверженных угрозе лесных пожаров» от 05.03.2011 года № 46 (л.д.58-59). Постановлением Администрации Тверской области от 27.04.2011 года № 177-па утвержден перечень населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров (л.д.64-65). Постановлением Главы МО «Ждановское сельское поселение» от 23.01.2009 года № 5 утвержден перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов (л.д.35). Согласно п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 (далее Правила), на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Пунктом 90 вышеуказанных Правил предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п.112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Как установлено в судебном заседании, исследованными доказательствами подтверждается, что в настоящее время в <адрес> Ждановского сельского поселения Осташковского района Тверской области оборудована звуковая сигнализация для оповещения населения на случай пожара путем установления рынд. Также у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе населенных пунктов – <адрес> Ждановского сельского поселения Осташковского района Тверской области и по направлению движения к ним установлены соответствующие указатели. Кроме того, в <адрес> указанного сельского поселения имеется защитная противопожарная полоса, исключающая переброс огня на здания и сооружения. По указанным основаниям в удовлетворении требований прокурора г. Осташкова в данной части следует отказать в связи с их добровольным выполнением. В соответствии с п.94 Правил пожарной безопасности при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с постановлением Главы Администрации МО «Ждановское сельское поселение» «О неотложных мерах по подготовке к пожароопасному периоду на территории Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» и охране лесов, торфяных месторождений, объектов экономики и населенных пунктов в 2011 году» № 9 от 03.03.2011 года утвержден План мероприятий по предупреждению и смягчению последствий от пожаров (л.д.77-81). Согласно данному Плану Администрацией МО «Ждановское сельское поселение» в апреле, июне 2011 года предусмотрено провести организационные и технические мероприятия по защите населенных пунктов от пожаров, а именно привести в надлежащее состояние противопожарные барьеры, организовать проверки за содержанием защитных полос вокруг населенных пунктов. Между тем, согласно паспортам пожарной безопасности населенных пунктов, защитные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками отсутствуют. Кроме того, в районах <адрес> не оборудованы подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 м. к водоисточнику для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В связи с тем, что положения п.п.94,112 Правил ответчиком не выполнены требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению. При этом доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации МО «Ждановское сельское поселение» денежных средств на проведение противопожарных мероприятий не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения поселений. Обращение прокурора г. Осташкова в суд с данным иском в защиту конституционных прав и свобод граждан является одним из средств прокурорского реагирования, направленного на восстановление прав неопределенного круга лиц. В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Ждановское сельское поселение» устроить защитные противопожарные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> Ждановского сельского поселения с лесными участками, а также устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размерами не менее 12 х 12 м., к водоисточникам, расположенным в районах <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды. В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Руководствуясь требованиями данной статьи, суд, с учетом мнения ст. помощника прокурора, полагает установить срок устранения ответчиком нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, с чем в судебном заседании согласились участвующие в деле лица. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» об обязании обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, удовлетворить частично. Обязать Администрацию Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устроить защитные противопожарные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» Осташковского района Тверской области с лесными участками. Обязать Администрацию Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размерами не менее 12 х 12 м., к водоисточникам, расположенным в районах <адрес> Муниципального образования «Ждановское сельское поселение» Осташковского района Тверской области, для установки пожарных автомобилей и забора воды. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Осташкова Тверской области отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Федеральный судья А. И. Лебедев