Решение по гражданскому делу



Дело № 2-891/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе председательствующего Кокаревой Н.А.

при секретаре Трукац И.А.,

с участием заявителя Ереминой Э.А. и её представителя Еремина А.В.,

представителя заинтересованного лица администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» Сизовой С.Ю.

представителя заинтересованного лица администрации МО «Осташковский район» Сергеевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор.Осташкове

«22» декабря 2011 года

гражданское дело по заявлению Ереминой Э. А. об оспаривании постановления главы администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на жилищный учет,

УСТАНОВИЛ:

Еремина Э.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления главы администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на жилищный учет.

Свои требования мотивировала тем, что в 2010 г. она обратилась в администрацию МО «Осташковский район» с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Признание её нуждающейся в улучшении необходимо было для участия в районной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на территории МО «Осташковский район» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.. Постановлением администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ её семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на жилищный учет и включена в списки претендентов молодых семей на участие в подпрограмме. В ноябре 2011 г. администрация МО «Осташковский район» известила, что она не обладает полномочиями по учету граждан нуждающихся в жилых помещениях, и было принято решение о повторном рассмотрении нуждаемости молодых семей в администрации МО «Городское поселение – г.Осташков».

Заявление в администрацию МО «Городское поселение - г.Осташков» она подала ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ , на основании ст.ст.53, 54 ЖК РФ ей отказано в постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заседание жилищной комиссии состоялось ДД.ММ.ГГГГ, осмотр жилища ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации принято ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ в постановке на жилищный учет незаконным и просит обязать администрацию МО «Городское поселение-г.Осташков» поставить её на жилищный учет.

В судебном заседании заявитель Еремина Э.А. и её представитель муж Еремин А.В. заявление поддержали. Еремина Э.А. пояснила, что до регистрации брака проживала в квартире со своими родителями по адресу: <адрес>, участвовала в приватизации данного жилого помещения. В 2001 году вступила в брак с Ереминым А.В., с мужем сначала снимали жилье. Её родители уезжая из г.Осташкова, продали квартиру и состоялась договоренность, что она остаётся проживать в жилом доме отца по адресу: <адрес> с условием ухода за престарелой бабушкой – матерью отца Н.. С 2004 года она с семьей мужем и двумя детьми проживают в жилом доме по указанному адресу, сделали в нём ремонт. Мужу на праве собственности принадлежала 1/4 доля в квартире по адресу: <адрес>. В апреле 2009 года он подарил её племяннице Т., а сам зарегистрировался в жилом доме своей матери Ж. по адресу: <адрес>, но с матерью не проживает. Считает, что ей незаконно было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как их семья своего жилья не имеет.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» - по доверенности Сизова С.Ю. просила в удовлетворении заявления отказать и показала, что ДД.ММ.ГГГГ Еремина Э.А. обратилась с заявлением о признании членов её семьи нуждающимися и постановке на жилищный учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г.г.. Из представленных Ереминой Э.А. документов установлено, что Еремина Э.А. состоит в браке, состав семьи – 4 человека. Жилое помещение, в котором зарегистрирована семья Ереминых общей площадью 44,5 кв.м.. Данное жилое помещение принадлежит отцу Ереминой Э.А. - Ш. с 1994 года. Супруг Еремин А.В. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в жилом помещении общей площадью 99,4 кв.м.. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Еремин А.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения 1/4 доля в праве по договору дарения передана Ереминым А.В. безвозмездно Т.. На основании ст.53,54 ЖК РФ жилищной комиссией отказано заявителю в постановке на жилищный учет, так как представлены документы, которые не подтверждают право Ереминых состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также усматриваются признаки совершения Ереминым А.В. действий по намеренному ухудшению жилищных условий. Еремин А.В. был вселен Ж. как член семьи собственника в жилое помещение по <адрес>. Еремина Э.А. и её дети вселены Ш. – отцом Ереминой Э.А. как члены семьи собственника в жилое помещение по <адрес>. Еремины являются членами семьи собственников жилых помещений и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не менее установленной учетной на территории МО «Городское поселение-г.Осташков» нормы 9 кв.м. общей площади жилого помещения.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Осташковский район» по доверенности Сергеева Е.В. не согласилась с заявленными требованиями и показала, что постановлением администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ принята Программа «Обеспечение жильем молодых семей на территории МО «Осташковский район» на 2010-2011 годы». Финансирование этой Программы рассчитано на 2010-2011 годы за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета МО «Осташковский район», собственных или заемных средств участников Программы. Программа на 2011 год завершена. Семья Ереминых не была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2011 году. При принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Осташковский район» не были надлежащим образом проверены представленные Ереминой документы на предмет её нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы».

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы (далее подпрограмма).

Основной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).

Постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» от 30.08.2011 N 383 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании «Городское поселение-г.Осташков» на 2012-2015 годы".

Этим же постановлением утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в МО «Городское поселение-г.Осташков» на 2012-2015 годы» на условиях софинансирования федерального, областного и местного бюджетов и их использования (далее Правила) (л.д.59-93).

Согласно пункту 8 Правил участниками программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) молодая семья постоянно проживает на территории МО «Городское поселение-г.Осташков».

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту постоянного жительства (п.9,10 Правил).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с ч. 2 данной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Совета депутатов МО «Городское поселение – г.Осташков» № 131 от 23 декабря 2009 года установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из представленных документов усматривается, что Еремина Э.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Еремин А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Согласно свидетельствам о рождении Еремина Э.А. и Еремин А.В. являются родителями Ч. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8, 9).

Еремина Э.А. ДД.ММ.ГГГГ в целях включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» обратилась в администрацию МО «Городское поселение-г.Осташков» с заявленияем о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» со всеми необходимыми документами (л.д.24).

Как следует из материалов дела, отказывая в признании заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация МО «Городское поселение-г.Осташков» в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ руководствовалась пунктами 2 частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ и пришла к выводу о том, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно объяснениям заявителя и материалам дела Еремина Э.А. с двумя детьми, мужем занимает жилой дом <адрес> общей площадью 44,5 кв.м. (л.д.40,47). Данный жилой дом принадлежит на праве собственности отцу заявителя Ш. (л.д.20), который после продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, право пользования в которой имела Еремина Э.А., вселил дочь с членами её семьи и престарелой матерью Н. ДД.ММ.ГГГГ в дом по <адрес>. (л.д.20,48-50). В период с ДД.ММ.ГГГГ, то есть еще до вступления в брак с Ереминым А.В., по ДД.ММ.ГГГГ Еремина Э.А. также проживала в указанном жилом доме. Как пояснила заявитель, проживая в доме отца, по договоренности с ним, она ухаживала за его матерью, своей бабушкой до смерти последней в июле 2011 года, с отцом у неё хорошие отношения, требований о выселении он не предъявляет.

Еремин А.В. проживает со своей семьей в доме по <адрес>. Он приобрел право пользования жилым помещением – домом по <адрес>, принадлежащем на праве собственности его матери Ж., которая, признавая Еремина А.В. членом своей семьи, дала согласие на его постоянное проживание в принадлежащем ей жилом доме общей площадью 99,4 кв.м. (л.д.18, 58).

В соответствии с п. «а» части 1 статьи 31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Судом установлено и доказательств обратного заявителем не представлено, что отец Ереминой Э.А. Ш. вселил дочь в принадлежащий ему жилой дом общей площадью 44,5 кв.м. в качестве члена семьи, мать Еремина А.В.Ж. признала за сыном право постоянного пользования как члена своей семьи на жилой дом общей площадью 99,4 кв.м.. Указанные жилые помещения пригодны для проживания (л.д.54-57).

Таким образом, с учетом положений ч.2 ст.51 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что семья заявителя, обеспечена общей площадью жилого помещения более 9 кв.м. каждый, поэтому они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ обоснованно применен администрацией МО «Городское поселение-г.Осташков» в качестве основания для отказа в постановке Ереминой Э.А. на жилищный учет.

Из материалов дела также усматривается, что мужу заявителя Еремину А.В. на праве собственности принадлежала 1/4 доля трехкомнатной благоустроенной квартиры общей площадью 58 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в которой он на момент вступления с Ереминой Э.А. в брак проживал и был зарегистрирован. На его долю в квартире приходилась общая площадь 14 кв.м. (л.д.17). Согласно договору дарения доли в квартире от ДД.ММ.ГГГГ Еремин А.В. передал безвозмездно в собственность принадлежащую ему 1/4 долю указанной квартиры Т., своей племяннице. Как пояснил Еремин А.В., указанные действия он совершил по договоренности со своими родственниками.

В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичное положение закреплено в статье 9 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 г. № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Условием применения последствий, предусмотренных ст.53 ЖК РФ в связи с ухудшением жилищных условий является намеренный характер действий лица, имеющего целью лишь постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что отказываясь от права собственности на 1/4 долю в трехкомнатной благоустроенной квартире, Еремин А.В. совершил действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, поэтому статьи 53 Жилищного кодекса РФ как основание для отказа в удовлетворении заявления Ереминой Э.А. применен администрацией МО «Городское поселение-г.Осташков» обоснованно.

При таких обстоятельствах основания для признания семьи Ереминой Э.А. нуждающейся в жилом помещении предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса РФ отсутствуют. Оспариваемое постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий администрации МО «Городское поселение-г.Осташков», не нарушает прав и интересов заявителя, поэтому в удовлетворении заявления Ереминой Э.А. следует отказать.

То обстоятельство, что постановлением администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ семья Ермеминой Э.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, правового значения для разрешения данного дела не имеет, так как администрация МО «Городское поселение-г.Осташков» не была участником Программы «Обеспечение молодых семей на территории МО «Осташковский район» на 2010-2011 годы», утвержденной постановлением главы МО «Осташковский район» № 1110 от 09 декабря 2010 года, семья Ереминых не была включена в Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2011 году и обстоятельства, установленные в судебном заседании, имели место на момент принятия администрацией района решения от ДД.ММ.ГГГГ, однако не были приняты во внимание.

Руководствуясь ст.258 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Ереминой Э. А. в удовлетворении заявления об оспаривании постановления главы администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на жилищный учет отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме – 27 декабря 2011 года.

Федеральный судья: Н.А.Кокарева