Дело № 2-45/2012 года Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева при секретаре Алексеевой А. А., с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотника А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 18 января 2012 года гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, Муниципального образования «Осташковский район» к Анишевой Н. А. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области, МО «Осташковский район» обратился в суд с иском к Анишевой Н. А. о признании отсутствующим права собственности последней на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 800 кв. м., кадастровый номер №. Свое требование мотивировал тем, что Анишевой Н. А. ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации Сиговского сельского Совета выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 700 кв. м. Данный земельный участок в указанной площади декларативно, без уточнения его границ на местности ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости как ранее учтенный. В ходе землеустроительных работ по межеванию и уточнению границ земельного участка Анишева Н. А. неправомерно увеличила его площадь с 700 кв. м. до 800 кв. м., после чего участок ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на государственный кадастровый учет. Между тем, орган кадастрового учета должен был отказать в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, поскольку его площадь в 800 кв. м. больше площади, сведения о которой относительно спорного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (700 кв. м.). ДД.ММ.ГГГГ за Анишевой Н. А. зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок в нарушение п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, а также ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотник А. С. исковые требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержал. Ответчик Анишева Н. А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, возражений на иск не представила. Представители третьих лиц ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем имеются расписки. При этом ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в представленном суду письменном отзыве с иском не согласилась. Исследовав доводы прокурора, письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Основанием возникновения права собственности на землю граждан согласно статье 8 ГК РФ могут быть: акты органов государственной власти или местного самоуправления, сделки, договоры, свидетельства о праве на наследство, решения суда. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.1 ст.131 ГК РФ). Согласно свидетельству на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ Анишевой Н. А. на основании постановления Главы Администрации Сиговского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.27) в собственность предоставлен земельный участок площадью 0,07 га, расположенный в <адрес> (л.д.26). В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ сведения о спорном земельном участке, как ранее учтенном объекте, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, его площадь составляла 0,07 га, границы земельного участка не установлены (л.д.28). Из кадастрового дела спорного объекта недвижимости усматривается, что по заявлению Анишевой Н. А. ООО "Г." проведено межевание земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 700 кв. м., кадастровый номер №, установлены его границы и площадь, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен межевой план. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области в государственный кадастр недвижимости внесены изменения о координатах характерных точек границ земельного участка и увеличении его площади с 700 кв. м. до 800 кв. м. (л.д.55-92). На основании заявления Анишевой Н. А. от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, выполнен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), из которого следует, что последний расположен в <адрес>, имеет площадь 800 кв. м., кадастровый номер №, относится к землям населенных пунктов, предназначен для личного подсобного хозяйства, правообладателем значится Анишева Н. А. ДД.ММ.ГГГГ за Анишевой Н. А. зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 800 кв. м., кадастровый номер №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.24-25). В соответствии со ст.11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Согласно ч.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков. На основании п.3 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки. При этом утверждение указанных правил, а, следовательно, и предельных размеров земельных участков в составе градостроительных регламентов, отнесено ст.8 Градостроительного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления. Земельный участок, находящийся в собственности ответчика Анишевой Н. А., расположен в <адрес> на землях населенных пунктов, предназначен для личного подсобного хозяйства, увеличение его площади за счет уточнения местоположения границ возможно только на предельный минимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления. Между тем, в Сиговском сельском поселении установлены только предельные (максимальные) размеры земельных (приусадебных) участков – 0,15 га для дачников, 0,30 га для местных жителей. При этом предельные (минимальные) размеры земельных участков не установлены, что усматривается из справки Администрации МО «Сиговское сельское поселение» (л.д.52). Согласно п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. При таких обстоятельствах решение ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости об увеличении площади земельного участка, принадлежащего Анишевой Н. А., с 700 кв. м. до 800 кв. м., то есть более чем на десять процентов, принятое на основании представленных в ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области результатов межевания, и дальнейшую регистрацию за Анишевой Н. А. ДД.ММ.ГГГГ права собственности на спорный земельный участок нельзя признать законными. Кроме того, согласно п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ) установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ). К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»). В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Статьей 3 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.9,12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение. В соответствии с преамбулой и п.п.2,3 постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11.09.2002 года № 305-па, опубликованного 13.03.2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29.04.1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д.29-33). Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает. Пунктами 2.1,2.2,2.4,2.6,3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км. (400,0 тыс. га). Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. Представленными в суд доказательствами подтверждено, что спорный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии постановлением Главы Администрации Сиговского сельского Совета Осташковского района Тверской области принадлежал ответчику Анишевой Н. А. на праве собственности, расположен в Осташковском районе Тверской области, находится в границах курорта местного значения «Селигер», и относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых федеральным законом установлен запрет на отчуждение. С момента предоставления спорного земельного участка в собственность ответчика его площадь составляла 700 кв. м. При этом в нарушение вышеприведенных требований законодательства Анишевой Н. А. путем проведения межевания участка увеличена его площадь за счет земель особо охраняемых природных территорий с 700 кв. м. до 800 кв. м. Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. Поскольку ответчиком неправомерно была увеличена площадь спорного земельного участка, что явилось нарушением требований п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то в момент регистрации права собственности Анишевой Н. А. на земельный участок имелись предусмотренные федеральными законами ограничения. По указанным основаниям требование прокурора о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером № подлежит удовлетворению. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Анишевой Н. А. надлежит взыскать в бюджет МО «Осташковский район» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, с учетом того, что прокурор освобожден от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать отсутствующим право собственности Анишевой Н. А. на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 800 кв. м., кадастровый номер №. Взыскать с Анишевой Н. А. государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования «Осташковский район» в размере 200 (двести) рублей. Сохранить действие принятых определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 800 кв. м., кадастровый номер №, до исполнения решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Федеральный судья А. И. Лебедев