Дело №2-144/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Осташковский городской суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,
при секретаре Рябисе А.Н.,
с участием прокурора Золотаренко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 22 марта 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора города Осташкова о признании нормативного правового акта-решения Совета депутатов муниципального образования «Хитинское сельское поселение» №72 от 9 сентября 2010 года «О тарифах на услуги водоснабжения ООО "Н." недействующим со дня принятия, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Осташкова обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта-решения Совета депутатов муниципального образования «Хитинское сельское поселение» №72 от 9 сентября 2010 года «О тарифах на услуги водоснабжения ООО "Н." недействующим со дня принятия.
Свои требования мотивировал тем, что решением Совета депутатов муниципального образования «Хитинское сельское поселение» №72 от 9 сентября 2010 года (далее решение №72) утверждены тарифы на услуги водоснабжения для потребителей 9 руб. 54 коп. с НДС за 1 куб.м. воды; на услуги системы водоснабжения для населения 9 руб. 54 коп. с НДС за 1 куб.м. Пунктом 3 данного решения тарифы введены в действие с 9.10.2010 года, а п.4 определен период их действия до 9.09.2011 года. Текст решения был обнародован путем размещения в МУ «Хитинский дом культуры». Считает, что решение №72 не соответствует требованиям закона и подлежит отмене по следующим основаниям. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. При этом в соответствии с п.4 ст.7 ФЗ №131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Ч.4 ст.154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, отопление. П.4 ст.4 ФЗ №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее ФЗ №210-ФЗ) установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. П.7 ст.4 ФЗ №210-ФЗ определено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования. Установление органами местного самоуправления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не предусмотрено. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций муниципального комплекса осуществляется в соответствии с ФЗ №210 ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Законом субъекта РФ органы местного самоуправления МО «Хитинское сельское поселение» отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования, в частности полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не наделялись. Поэтому решение №72 принято с превышением полномочий и противоречит требованиям ч.2 ст.157 ЖК РФ, п.2 ст.3 ФЗ №210-ФЗ. Утвержденные данным решением тарифы на услуги, оказываемые ООО "Н." не подлежали введению в действие с 9.10.2010 года. Применение оспариваемого решения повлекло нарушение права неопределенного круга лиц производить оплату коммунальных услуг в порядке, установленном действующим законодательством.
В судебном заседании прокурор Золотаренко Я.В. поддержал доводы заявления.
Заинтересованное лицо-Совет депутатов МО «Хитинское сельское поселение»-с заявленными требованиями согласился, о чем в деле имеется письменное заявление, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в предварительном судебном заседании представитель Совета депутатов МО «Хитинское сельское поселение»-глава администрации Ильина Н.Л.- пояснила, что действительно согласно п.4 ст.4 ФЗ №210-ФЗ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. Просила признать решение №72 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данное решение применялось в отношении потребителей коммунальных услуг оказываемых ООО "Н.".
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд считает требования прокурора города Осташкова обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Решением Совета депутатов МО «Хитинское сельское поселение» №72 от 9 сентября 2010 года «О тарифах на услуги водоснабжения ООО «ЭнергоСистемы» для потребителей» (л.д.7-8) утверждены тарифы на услуги водоснабжения для потребителей 9 руб. 54 коп. с НДС за 1 куб.м. воды; на услуги системы водоснабжения для населения 9 руб. 54 коп. с НДС за 1 куб.м.
Данное решение было обнародовано путем его размещения в МУ «Хитинский дом культуры».
Согласно п.2 ч.1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ №131-ФЗ) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов. При этом в соответствии с ч. 3 указанной статьи представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст.4 ФЗ №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст.157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее ФЗ №210-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
П.4 ст.4 ФЗ №210-ФЗ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
П.7 ст.4 ФЗ №210-ФЗ определено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Статья 5 ФЗ №210-ФЗ определяющая полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса не предусматривает установление ими тарифов на товары и услуги организаций муниципального комплекса.
Из содержания приведенных выше норм следует, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе на услуги водоснабжения не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица-Совета депутатов МО «Хитинское сельское поселение» Ильиной Н.Л. в суде и материалов дела законом субъекта РФ МО «Хитинское сельское поселение» полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не наделялось.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что Советом депутатов МО «Хитинское сельское поселение» тарифы на услуги водоотведения установлены с превышением пределов своей компетенции-то есть по вопросу, отнесенному федеральным законом к компетенции органов власти РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку до вынесения решения суда оспариваемое решение Совета депутатов применялось в отношении потребителей коммунальных услуг, оказываемых ООО "Н.", оно должно быть признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а не со дня принятия как об этом просит прокурор.
На основании п.3 ст.253 ГПК РФ и ст.35 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации» сообщение о решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный акт.
В п.30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в том случае, если в публичном образовании отсутствует периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части.
Так как оспариваемое решение Совета депутатов было обнародовано путем его размещения в МУ «Хитинский дом культуры», сообщение о признании его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу должно быть доведено до сведения населения также путем размещения в МУ «Хитинский дом культуры».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.251-253 ГПК РФ,
РЕШИЛ :Иск прокурора города Осташкова удовлетворить частично.
Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Хитинское сельское поселение» №72 от 9 сентября 2010 года «О тарифах на услуги водоснабжения ООО "Н." недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению в МУ «Хитинский дом культуры» после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья : В.Л.Ежелый