Решение по делу



Дело № 2- 99/2011г

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Кокаревой Н.А.

с участием помощника прокурора г.Осташкова Волощук Е.В.,

представителей заинтересованных лиц администрации МО «Осташковский район» Архипова А.С.,

Управления Росреестра по Тверской области Строгоновой С.А.,

Собрания депутатов МО «Осташковский район» Коропалова С.А.,

ЗАО "С." Ковалевой С.Ю.,

Администрации МО «Сорожское сельское поселение» Аракасовой Т.А.,

при секретаре Бабичевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор.Осташкове

09 февраля 2011 года

дело по заявлению прокурора г.Осташкова о признании недействительным постановления главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения объекта ЗАО "С.", суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Осташкова обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения объекта ЗАО "С.", согласно которому предварительно согласовано место размещения строительства базы отдыха ЗАО "С." на земельном участке из земель населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес>, а также утвержден акт выбора земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ

Требование мотивировано тем, что администрацией нарушен порядок выбора земельного участка. В нарушение п.3 ст.31 Земельного кодекса РФ администрацией МО «Осташковский район» информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ЗАО "С." для целей связанных со строительством не проводилось.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ акт выбора земельного участка для строительства базы отдыха ЗАО "С." находился в процессе согласования, следовательно, фактически выбор земельного участка не был завершен и решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, не могло быть принято. Однако такое решение было принято постановлением главы МО «Осташковский район № еще ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим оно противоречит требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ и не подлежит применению.

В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Внесенный прокурором г.Осташкова Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ протест на оспариваемое постановление администрацией МО «Осташковский район» удовлетворен не был.

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства территориальным отделом Управления Росреестра по Тверской области в ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что предполагаемый к отводу земельный участок ЗАО "С." имеет неопределенную форму, площадь 5000 кв.м. и располагается между земельными участками С., Г. и землями общего пользования <адрес>. В случае предоставления земельного участка для строительства базы отдыха ЗАО "С." будет затруднен подъезд и подход к местам общего пользования: береговой полосе оз.Селигер и роднику. Специалистами Управления Росреестра по Тверской области установлено, что на территории предполагаемого отвода земельного участка находится сосновый бор с многолетними соснами, в связи с чем полагает, что отводимый участок является участком лесного фонда и находится в силу статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности.

Кроме того, согласно п.1.6 Положения об аренде недвижимого имущества МО «Осташковский район», утвержденного решением Городской Думы МО «Осташков» от 29 декабря 2004 года № 183 (в редакции решения Собрания депутатов МО «Осташковский район» от 27 мая 2010 г. № 243), все действия по распоряжению недвижимым имуществом, предусмотренные настоящим Положением и требующие согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район», без такого согласования являются недействительными. При принятии оспариваемого постановления согласование с Собранием депутатов МО «Осташковский район» не проводилось, чем были нарушены нормы указанного Положения.

В судебном заседании помощник прокурора г.Осташкова Волощук Е.В. доводы заявления поддержала, дополнив, что поданное ЗАО "С." заявление о предоставлении земельного участка не соответствует требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в частности в нем отсутствуют размер земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Нарушение администрацией обязанности об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка лишило возможности граждан высказать свое мнение по данному вопросу, а также права претендовать на получение указанного земельного участка. О нарушении администрацией МО «Осташковский район» прав неопределенного круга лиц стало известно в ходе проводимой прокуратурой проверки по заявлению гражданина, поступившего в прокуратуру г.Осташкова ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Осташковский район» по доверенности Архипов А.С. требования заявления не признал и пояснил, в силу ФЗ №137-ФЗ от 25.10.2003 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» п.10 ст.3 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Администрация МО «Осташковский район» наделена такими полномочиями. Спорный земельный участок находится в границах сельского поселения в <адрес>, т.е. является земельным участком, государственная собственность которого не разграничена. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Осташковский район» с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха обратилось ЗАО "С.". На заседании земельной комиссии заявление о предоставлении земельного участка не рассматривалось, представителю ЗАО "С." был выдан акт выбора земельного участка, который был утвержден оспариваемым постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и произведено предварительное согласование ЗАО "С." места расположения земельного участка. Почему указанное решение было принято без проведения всех необходимых согласований пояснить не смог. Выделяемый земельный участок находится в границах населенного пункта <адрес>, участком лесного фонда не является. Поскольку обязанность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ должны осуществлять органы местного самоуправления городских или сельских поселений, администрация МО «Осташковский район» такое информирование при выдаче акта выбора земельного участка ЗАО "С." не производило. Кроме того, сроки информирования населения о возможном или предстоящем выделении земельных участков статьей 31 ЗК РФ не определены, поэтому считает, что такое информирование допустимо на стадии принятия решения о предоставлении земельного участка, а не на стадии предварительного согласования места расположения объекта. Просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица ЗАО "С." по доверенности Ковалева С.Ю. возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв и пояснила, что процедура выбора земельного участка под строительство базы отдыха администраций МО «Осташковский район» соблюдена. Муниципальное образование Тверской области «Осташковский район» статьей 2 Закона Тверской области от 18.01.2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» и ст.2 Устава МО «Осташковский район» наделено статусом муниципального района. В пункте 3 статьи 31 ЗК РФ идет речь о наделении органов местного самоуправления только городских и сельских поселений обязанностью информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, поэтому администрация МО «Осташковский район» не обязана была информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха в <адрес>. Законодателем не регламентирован порядок, формы и сроки информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, ограничен, по смыслу п.3 статьи 31 ЗК РФ, предельный срок совершения данного действия моментом предоставления земельного участка под строительство. Оспариваемое постановление непосредственно не решает вопроса о предоставлении земельного участка под строительство, а лишь утверждает акт выбора земельного участка и предварительно согласовывает место размещения объекта. Мнение населения в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка под строительство решающую роль не играет. Предлагаемый к выделу земельный участок расположен в пределах населенного пункта <адрес>, к землям лесного фонда не относится. В настоящий момент в полном объеме согласования с заинтересованными лицами, указанными в акте выбора земельного участка не проведены, земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Утвержденная оспариваемым постановлением схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подтверждает сохранение доступа собственников смежных земельных участков и иных лиц к местам общего пользования; в случае же невозможности дальнейшего сохранения беспрепятственного прохода и проезда к озеру и роднику в отношении земельного участка может быть установлен сервитут.

Полагает, что постановление о предварительном согласовании места размещения объекта не может считаться действием по распоряжению недвижимым имуществом, каковым является непосредственно сделка по заключению договора аренды, совершение которой лишь планируется в будущем, в связи с чем нарушений п.1.6 Положения об аренде недвижимого имущества МО «Осташковский район» администрацией при принятии оспариваемого постановления не допущено.

Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов МО «Осташковский район» по доверенности Коропалов С.А. поддержал заявление прокурора и пояснил, что решением Собрания депутатов МО «Осташковский район» № 243 от 27 мая 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы муниципального образоания «Осташков» от 29 декабря 2004 г. № 183 «О положении об аренде недвижимого имущества МО «Осташков» предусмотрено согласование Собранием депутатов МО «Осташковский район» передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.8 Положения. Предоставление земельного участка в аренду для строительства базы отдыха возможно при согласии представительного органа МО «Осташковский район». Предварительное согласование места расположения является первым этапом распоряжения муниципальным имуществом, поэтому согласование с Собранием депутатов должно производиться. При принятии оспариваемого решения администрацией нарушены принципы гласности и информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха, предварительное согласование места размещения объекта произведено без согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район».

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Сорожское сельское поселение» - глава муниципального образования Аракасова Т.А. пояснила, что администрацией муниципального образования «Осташковский район» не была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха в <адрес>. На заседание земельной комиссии по вопросу предстоящего предоставления земельного участка она, как заинтересованное лицо, не приглашалась. Ею было отказано представителю ЗАО "С." в согласовании акта выбора земельного участка под строительство базы отдыха, так как технико-экономическое обоснование проекта строительства представлено не было. Предполагаемый к отводу земельный участок расположен в границах населенного пункта и недалеко от береговой полосы озера Селигер, в связи с чем при проведении согласования необходимо убедиться о соблюдении при строительстве санитарных и экологических норм, объеме предполагаемого строительства. Схема расположения границ земельного участка, предъявленная представителем ЗАО "С." не содержала полных сведений о границах предлагаемого к отводу земельного участка, так как по границе отвода проходит дорога вдоль береговой полосы, а также через отводимый участок существуют сложившиеся подходы к роднику. Предлагаемый к отводу земельный участок расположен между существующими огороженными земельными участками, владельцы которых также высказывали пожелания о дополнительном отводе земли к принадлежащим им земельным участкам.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области по доверенности Строгонова С.А. сообщила, что с момента вступления в законную силу Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» Управление Росреестра по Тверской области в комиссии муниципального образования «Осташковский район» по предоставлению земельных участков не участвует и выкопировки на испрашиваемый земельный участок не выдает. Управлением Росреестра по Тверской области по обращению Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры проведен осмотр земельного участка, по результатам которого составлен акт осмотра участка от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Тверской области просил о рассмотрении дела без его участия, в письменном отзыве указал, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не относится к землям лесного фонда.

Исследовав доводы участвующих в деле лиц, письменные доказательства, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст.28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 ст.30 Земельного Кодекса РФ).

Согласно п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

На основании ст.32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно заявлению (л.д.28) ЗАО "С." ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию МО «Осташковский район» о выделении земельного участка в <адрес> для строительства базы отдыха. В названном заявлении в нарушение пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ отсутствуют обоснование примерного размера земельного участка, а также испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению не было приложено технико-экономическое обоснование проекта строительства.

Постановлением главы МО «Осташковский район» № 143 от 28 февраля 2007 года утверждено Положение о комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о выделении земельных участков и изменению вида пользования, согласно которому указанная комиссия создана для учета мнения специалистов по вопросам земельных отношений при рассмотрении документов, поступающих в администрацию муниципального образования «Осташковский район» по выделению земельных участков. Решения комиссии в силу пункта 4 указанного Положения служат основанием для получения заявителем актов выбора участка, выкопировки из плана землепользования и формирования земельного участка. Обязательным условием является присутствие на заседании комиссии представителей поселений, на территории которых выделяются земельные участки.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось заинтересованными лицами, заявление ЗАО "С." о выделении земельного участка под строительство базы отдыха на заседании комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о выделении земельных участков не рассматривалось, представители муниципального образования «Сорожское сельское поселение» не были уведомлены о выборе администрацией МО «Осташковский район» для ЗАО "С." в <адрес> земельного участка под строительство базы отдыха, о размере, местоположении земельного участка, о наличии обоснования проекта строительства. То есть лицом, обеспечивающим выбор земельного участка, в компетенцию которого входят полномочия по распоряжению им, не было проведено необходимых процедур по обеспечению информирования сельского поселения о предстоящем выборе и о возможных вариантах выдела земельного участка.

Выдачу ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "С." акта выбора земельного участка без предварительного рассмотрения заявления на заседании земельной комиссии, без уведомления представителей муниципального образования «Сорожское сельское поселение» нельзя признать правомерным, так как данное действие администрацией МО «Осташковский район» совершено в нарушение постановления главы муниципального образования «Осташковский район» от 28 февраля 2007 года № 143.

Положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

Требование пункта 3 ст.31 Земельного кодекса РФ об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства базы отдыха ЗАО "С." органом местного самоуправления выполнено не было.

Вопросы возможного предоставления земельного участка под строительство базы отдыха не обсуждались жителями <адрес>. Указанные обстоятельства подтвердили как представитель администрации МО «Осташковский район» Архипов А.С., так и представитель МО «Сорожское сельское поселение» Аракасова Т.А.

Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

Доводы представителей заинтересованных лиц администрации МО «Осташковский район» и ЗАО "С." о возможном информировании населения о предстоящем предоставлении участка после принятия оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения объекта ЗАО "С." вплоть до принятия решения о предоставлении земельного участка, являются необоснованными, поскольку такое толкование положений статьи 31 Земельного кодекса РФ приведет и привело к нарушению прав потенциальных претендентов на земельный участок, о наличии которых сообщила в судебном заседании глава муниципального образования «Сорожское сельское поселение» Аракасова Т.А.

С утверждением представителей администрации МО «Осташковский район» и ЗАО "С." о том, что у администрации муниципального образования «Осташковский район» отсутствует обязанность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства также нельзя согласиться, так как распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (пункт 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»), в связи с чем именно администрация МО «Осташковский район» должна была информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка. Самостоятельно проинформировать население о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха ЗАО "С." администрация муниципального образования «Сорожское сельское поселение» была лишена возможности, так как участия в заседании земельной комиссии, на которой предварительно должно было рассматриваться заявление ЗАО "С.", не принимала.

Согласно выкопировке из материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Сорожского сельского Совета, выполненных Тверским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием НИИ Земпроект в ДД.ММ.ГГГГ, схеме расположения земельного участка (л.д.24), а также акту осмотра земельного участка, выполненного специалистами Осташковского территориального отдела Управления Росреестра по Тверской области (л.д.14), часть границ отводимого ЗАО "С." земельного участка проходит по границе населенного пункта <адрес>, предлагаемый к отводу земельный участок имеет неопределенную форму, площадью 5000 кв.м. и располагается между земельными участками С., Г., З., ООО "Г." и землями общего пользования <адрес>. В случае предоставления земельного участка для строительства базы отдыха ЗАО "С." С. и Г. будет перекрыт подъезд на свои земельные участки, к которым они подъезжали по существующей дороге вдоль береговой полосы. Также будет затруднен подъезд и подход к местам общего пользования: береговой полосе озера Селигер и роднику.

Глава муниципального образования «Сорожское сельское поселение» Аракасова Т.А. подтвердила обстоятельства изложенные в акте осмотра земельного участка.

По смыслу статьи 31 Земельного кодекса РФ, стадий и условий выбора земельного участка для строительства, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, может быть принято лишь при условии его полного согласования всеми заинтересованными лицами.

Согласно акту выбора земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26), оригинал которого находится у ЗАО "С." и в судебном заседании представителем ЗАО "С." не представлен, на момент проведения прокурорской проверки и судебного разбирательства данный акт в полном объеме заинтересованными лицами не согласован, следовательно, фактически выбор земельного участка не завершен, в связи с чем постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "С." места размещения объекта для строительства базы отдыха и утверждении акта выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и схемы его расположения нельзя признать законным.

На основании пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Решением Городской Думы муниципального образования «Осташков» от 29 декабря 2004 года № 183, с изменениями и дополнениями внесенными решением Собрания депутатов муниципального образования «Осташковский район» от 27 мая 2010 года № 243 (опубликовано в приложении к газете "Е." № (11931) от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение об аренде недвижимого имущества муниципального образования «Осташковский район» (далее Положение об аренде), которым определен порядок передачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Осташковский район» (л.д.92-100).

Согласно пунктам 1.3, 1.6, 1.7 Положения об аренде решение о передаче в аренду недвижимого имущества осуществляется только при наличии письменного экономического обоснования каждого конкретного объекта. Все действия по распоряжению недвижимым имуществом, предусмотренные настоящим Положением и требующие согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район», без такого согласования являются недействительными. Согласование по передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район», осуществляется Собранием депутатов МО «Осташковский район» в соответствии с п.1.6 Положения принятием соответствующего решения на заседаниях Собрания депутатов МО «Осташковский район» в протокольной форме по каждому объекту недвижимости.

В перечень передаваемого в аренду имущества, не подлежащего согласованию Собранием депутатов МО «Осташковский район», указанного в п.1.8 Положения об аренде, испрашиваемый земельный участок площадью 5 000 кв.м. под строительство базы отдыха не входит, поэтому при принятии решения о предварительном согласовании ЗАО "С." места размещения объекта для строительства базы отдыха требовалось согласование Собрания депутатов МО «Осташковский район», которое в нарушение действующего муниципального нормативно-правового акта выполнено не было, равно как не было истребовано у ЗАО "С." письменного экономического обоснования строительства базы отдыха.

Доводы представителей администрации МО «Осташковский район» и ЗАО "С." о том, что согласование с Собранием депутатов МО «Осташковский район» на стадии предварительного согласования места размещения объекта не требовалось, так как вопрос о предоставлении земельного участка администрацией МО «Осташковский район» не решался и правоустанавливающий документ – постановление о предоставлении земельного участка не принималось, являются необоснованными.

Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Таким образом, оспариваемое прокурором постановление о предварительном согласовании ЗАО "С." места размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ № является одним из начальных этапов предоставления земельного участка, служит основанием установления в соответствии с заявкой заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства лица, и за его счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета (пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ). Поэтому при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта должно проходить предусмотренное Положением об аренде недвижимого имущества МО «Осташковский район» согласование по передаче в аренду недвижимого имущества именно на стадии выбора земельного участка, процедура которого предусмотрена пунктом 2.3 Положения об аренде.

Иное толкование может привести к увеличению расходов лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, и понесенных им в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которые подлежат возмещению в случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса РФ (пункт 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта проведены администрацией МО «Осташковский район» с существенным нарушением порядка предусмотренного ст.31 Земельного кодекса РФ, постановления главы МО «Осташковский район» № 143 от 28 февраля 2007 года, Положения об аренде недвижимого имущества муниципального образования «Осташковский район», утвержденного решением Городской Думы муниципального образования «Осташков» от 29 декабря 2004 года № 183, с изменениями и дополнениями внесенными решением Собрания депутатов муниципального образования «Осташковский район» от 27 мая 2010 года № 243, и нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в связи с чем заявление прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Отнесение испрашиваемого земельного участка к землям населенных пунктов, а не к землям лесного фонда, как указано в заявлении прокурора, на принятие решения по делу не влияет.

Срок обращения с заявлением в суд, предусмотренный ч.1 статьи 256 ГПК РФ, прокурором не нарушен.

С целью обеспечения возможности своевременно осуществить защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, интересы которого затрагиваются принятым судебным решением, на администрацию МО «Осташковский район» следует возложить обязанность опубликовать информацию о принятом по делу судебном решении в газете Осташковского района "Е.".

Так как главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 200 рублей, от уплаты которых прокурор освобожден в силу ч.2 статьи 45 ГПК РФ, подлежат возмещению администрацией муниципального образования «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» на основании статьи 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г.Осташкова удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения объекта ЗАО "С.".

Обязать администрацию МО «Осташковский район» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме нарушенные права неопределенного круга лиц.

Обязать администрацию МО «Осташковский район» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить информацию о принятом судебном решении в газете Осташковского района "Е.".

Взыскать с администрации МО «Осташковский район» за счет казны муниципального образования «Осташковский район» судебные расходы в размере 200 рублей в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме – 14 февраля 2011 года.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200