Решение по иску о признании отказа в выкупе свободной комнаты незаконным, признании права на выкуп комнаты и обязании заключить договор купли-продажи комнаты



Решениеименем Российской Федерациигород Москва 12 апреля 2011 года

Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Шокуровой Л.В.,

при секретаре Клименко Е.А.,

с участием адвоката истца Провоторовой Т.В., предоставившей удостоверение № и ордер №, выданный ДД.ММ.ГГГГ МКА «Центр Правовой Помощи»,

представителя ответчика Д.К.Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № по иску Илларионова Владимира Вадимовича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Северо-Восточном административном округе города Москвы о признании отказа в выкупе свободной комнаты незаконным, признании права на выкуп комнаты и обязании заключить договор купли-продажи комнаты,

установил:

Илларионов Владимир Вадимович обратился в суд с иском к Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Северо-Восточном административном округе г.Москвы о признании отказа в выкупе свободной комнаты незаконным, к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании права на выкуп комнаты и обязании заключить договор купли-продажи освободившейся комнаты под номером №, размером <данные изъяты> кв.м. в квартире коммунального заселения №, расположенной по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что он является собственником комнаты размером № кв.м. в указанной квартире на основании договора передачи жилья в собственность, вместе с ним в комнате зарегистрированы и проживают его жена И.М.Е. и её совершеннолетний сын – З.И.И.. Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СВАО отказало ему в выкупе свободной комнаты, ссылаясь на Постановление Правительства Москвы № 608, согласно которому дом подлежит сносу. Однако он считает отказ незаконным и противоречащим ст.59 ЖК РФ и ст. 38 Закона города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель истца, по доверенности П.Т.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что истец является собственником одной из комнат спорной коммунальной квартиры, его жена со своим сыном приехали в Москву более 10 лет назад из <адрес>, никакого другого жилья у них в собственности ни в городе Москве, ни в <адрес> нет, Постановлением Правительства города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому истцу было отказано в выкупе свободной комнаты, установлено, что спорный дом подлежит сносу до ДД.ММ.ГГГГ, однако на настоящий момент, дом не снесен и конкретная дата сноса не определена, а потому отказ в выкупе комнаты является незаконным.

Представитель ответчика ДЖП и ЖФ города Москвы, в лице представителя УДЖП и ЖФ города Москвы в СВАО по доверенности Д.К.Н.М., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в отказе Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Северо-Восточном административном округе города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, так как дом по спорному адресу подлежит отселению и сносу, изначально был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время продлен - до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что квартира коммунального заселения №, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. состоит из двух жилых изолированных комнат: № жилой площадью <данные изъяты> кв.м. и № - <данные изъяты> кв.м. Комната под № находится в собственности истца Илларионова Владимира Вадимовича, которую он приобрел по договору передачи жилья в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. В комнате № помимо истца, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают его жена - И.М.Е. и её совершеннолетний сын – З.И.И. /л.д.11-12, 14/.

Истец зарегистрирован по спорному адресу с ДД.ММ.ГГГГ и прибыл на указанную жилую площадь из общежития, расположенного по адресу: <адрес> /л.д.14/.

Согласно договору коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы Илларионову Владимиру Вадимовичу, проживающему по адресу: <адрес> срочное возмездное владение и пользование была сдана № комната в коммунальной квартире площадью <данные изъяты> кв.м. для использования в целях проживания сроком на 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8/.

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью договора коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании распоряжения Префекта СВАО № от ДД.ММ.ГГГГ продлил срок действия договора на 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.7/.

Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Северо-Восточном административном округе города Москвы письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало в удовлетворении заявления истца по вопросу выкупа свободной комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире по вышеуказанному адресу, так как дом подлежит отселению и сносу, а также рекомендовало заключить на свободную комнату договор краткосрочного найма /л.д.6/.

В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

В силу ст. 38 Закона города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении жителей города Москвы на жилые помещения» освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившаяся комната предоставляется в пользование по соответствующему договору найма либо предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет. 6. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.

В данному случае подлежит применению ч. 6 ст. 38 Закона № 29, в соответствии с которой при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат. Как пояснила представитель истца, истец знает рыночную стоимость спорной комнаты и согласен на такие условия.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06 июля 1999 года N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года" первоочередному сносу до 2010 года подлежат жилые дома в том числе и серии К-7 к которой относится и спорный жилой дом, а также установлено, что начиная с 2000 года ежегодное задание по сносу панельного 5-этажного жилищного фонда в объеме не менее 700,0 тыс. кв. м, дифференцированное по административным округам города, с учетом механизмов реализации программы в каждом округе, обеспечив при этом до 2010 года снос в Северо-Восточном административном округе - 0,9 млн. кв. м.

В соответствии с Положением о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.09.2006 г. N 737-ПП, ДЖП и ЖФ г. Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве.

Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им, в том числе поступающими в собственность города Москвы жилыми домами (жилыми помещениями) в результате реализации инвестиционных контрактов по строительству (реконструкции), а также по сделкам, стороной которых является город Москва. Департамент является координатором жилищного строительства в городе Москве, осуществляемого за счет средств бюджета города Москвы и по инвестиционным контрактам.

На основании решений органов исполнительной власти города Москвы, Департамент осуществляет постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятие с учета и предоставление жилых помещений (заключение договоров, их изменение и расторжение), организацию и проведение совместно с префектурами административных округов и управами районов города Москвы переселения граждан в связи с необходимостью нового строительства, развития территории в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализации городских программ, требующих сноса жилых домов.

Между тем, решения органа исполнительной власти о переселении граждан из дома по адресу: <адрес> и сроков освобождения жильцами указанного дома ответчиком суду не представлено.

Указание на представленное истцом в материалы дела письмо со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 06 июля 1999 года N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года" суд не считает возможным принять за основание для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данный довод не состоятелен и не основан на действующем жилищном законодательстве.

Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 (в редакции от 26 января 2011 года) "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы устанавливает условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти города Москвы, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 указанного закона основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в том числе и в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

Согласно ч.1 ст.5 названного закона уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, по основаниям, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - Решение).

Доказательств того, что уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы приняли решение по спорному жилому дому, ответчиком не представлено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд признает требования истца законными и обоснованными, а потому считает возможным признать отказ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Северо-Восточном административном округе города Москвы Илларионову Владимиру Вадимовичу в выкупе свободной комнаты площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире №, расположенной по адресу: <адрес> незаконным, признать право Илларионова Владимира Вадимовича на выкуп изолированной комнаты № площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире №, расположенной по адресу: <адрес> и обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключить с Илларионовым Владимиром Вадимовичем договор купли-продажи комнаты № площадью № кв.м в коммунальной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования.

Признать отказ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Северо-Восточном административном округе города Москвы Илларионову Владимиру Вадимовичу в выкупе свободной комнаты площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире №, расположенной по адресу: <адрес> незаконным.

Признать право Илларионова Владимира Вадимовича на выкуп изолированной комнаты № площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключить с Илларионовым Владимиром Вадимовичем договор купли-продажи комнаты № площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский городской суд через Останкинский районный суд города Москвы в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 апреля 2011 года.

Судья Л.В.Шокурова