РЕШЕНИЕ 09 февраля 2012 г. г.Москва Останкинский районный суд г.Москвы в составе судьи Дорохиной Е.М., с участием прокурора Неверова С.В., при секретаре Мысякиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лебедева А.В. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Бутырское в городе Москве об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального собрания и возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата, У С Т А Н О В И Л : Лебедев А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Бутырское в городе Москве (далее – Комиссия) №07-01-12 от 19.01.2012г., которым ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Бутырское в городе Москве по одномандатному избирательному округу №9 по основаниям п.3.1. ч.20 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы. В обоснование заявления указано, что основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата послужило указание в уведомлении о выдвижении адреса, где заявитель зарегистрирован по месту пребывания, но преимущественно проживает на законных основаниях, что по мнению заявителя соответствует понятию «место жительства» и основанием для отказа в регистрации не является, кроме того, заявитель сослался на нарушение Комиссией процедуры принятия решения, а именно, его извещение о выявлении оформленных с нарушением закона документов состоялось менее, чем за три дня до принятия решения, что является нарушением п.1.1. ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 №67-ФЗ (далее – Закон №67-ФЗ). Лебедев А.В. в судебном заседании изложенные в заявлении доводы поддержал и указал дополнительно, что несоответствие адреса места жительства, указанного в его уведомлении о выдвижении, адресу его регистрации по месту жительства, не могло повлечь отказа в регистрации, поскольку в этом случае Комиссия должна была принять решение о его регистрации с учетом правильных данных и одновременно опубликовать в СМИ сведения о выявленных фактах недостоверности представленных им сведений, как то предусмотрено п.8 ст.33 Закона №67-ФЗ. Заместитель председателя Комиссии Серегин И.В. в суд явился, против удовлетворения заявления возражал и пояснил, что при подаче уведомления о выдвижении от 26.12.2011г. заявитель сообщил о себе заведомо неверные сведения о месте своего жительства, в качестве такового указав адрес места своего пребывания, о чем ему было сообщено и при принятии уведомления, и при принятии иных предусмотренных избирательным законодательством документов 09 и 12.01.2011гг., что подтверждается поданными Лебедевым А.В. заявлениями с разъяснением его принципиальной позиции по данному вопросу от 12 и 17.01.2012гг. Утверждение заявителя о нарушении Комиссией установленного п.1.1. ст.38 Закона №67-ФЗ трехдневного срока представитель полагал несостоятельным постольку, поскольку о наличии заведомо неверных сведений в заявлении Лебедев А.В. был извещен и устно при принятии от него документов, что следует из содержания его упоминавшихся выше заявлений от 12 и 17.01.2012гг., и письменно 16.01.2012г., но в течение трех дней до даты проведения заседания Комиссии 19.01.2012г. никаких мер по устранению нарушений заявитель не предпринял и заявлением от 17.01.2012г. повторно изложил свою позицию в отношении понятия «Место жительства» и соответствия его уведомления о выдвижении требованиям избирательного законодательства. Представитель указал также, что первично проведение заседания планировалось 18.01.2012г., но с целью соблюдения трехдневного срока заседание было назначено на 19.01.2012г., 14:20 час., о чем заявитель был уведомлен и получил копию решения в тот же день, 16.01.2012г. в 14:40 час. Представитель обратил внимание суда на то, что Лебедеву А.В. было отказано в регистрации в качестве кандидата не в связи с предоставлением недостоверных сведений, а в связи с наличием на день, предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, документов, оформленных с нарушением требований Закона №67-ФЗ и Избирательного кодекса города Москвы – на что прямо указано в оспариваемом решении. Прокурор полагал заявление необоснованным и удовлетворению не подлежащим. Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявления, в силу следующего. Из материалов дела видно, что 26.12.2011г. Лебедев А.В. уведомил Комиссию о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального Собрания ВМО Бутырское в городе Москве по одномандатному избирательному округу №9 от регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» (л.д.12). В названном заявлении Лебедев А.В. указал место своего жительства – <адрес>, тогда как согласно представленной суду адресной справке от 17.01.2012г. (л.д.5) по указанному адресу был зарегистрирован по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а местом его регистрации по месту жительства согласно паспортным данным являлась <адрес> (л.д.19-22). Иные предусмотренные избирательным законодательством документы были поданы Лебедевым А.В. 09 и 12.01.2012гг., что следует из представленных подтверждений (л.д.17, 18), а решение Комиссии об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата состоялось 19.01.2012г., т.е. в установленный п.18 ст.38 Закона №67-ФЗ срок. Согласно п.1 ст.38 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата. В соответствии с п.2 Закона №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Аналогичные положения в части указания в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведений о выдвинутом лице приведены в п.1 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы. В соответствии с п.5 ч.1 ст.2 Закона №67-ФЗ, на который заявитель ссылался как на правовое обоснование заявленного им требования, термин "адрес места жительства" определяется таким образом: "адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". Из приведенной выше нормы, а также нормы п/п 2 п.2 ст.3 Избирательного кодекса города Москвы прямо следует, что адрес места жительства кандидата Закон и Кодекс определяют как адрес его регистрации по месту жительства, а приведенное в заявлении Лебедева А.В. утверждение об обратном основано на компиляции содержащихся в указанной норме выражений и, как следствие, на неверном толковании закона – поскольку часть фразы «по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» относится к определению органов регистрационного учета граждан, а не к понятию «адрес места жительства». Таким образом, судом установлено, что поданное Лебедевым А.В. заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу не соответствует требованиям избирательного законодательства, п.2 ст.33 Закона №67-ФЗ и п.1 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы. В соответствии с п.1.1. ст.38 Закона №67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пп. 2 и 3 ст.33 Закона №67-ФЗ, а также в иные документы в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Комиссией представлены допустимые и достаточные доказательства тому, что указанный выше трехдневный срок был соблюден. Так, 16.01.2012г. в адрес Лебедева А.В. было направлено извещение с указанием на несоответствие указанного в заявлении о выдвижении кандидатом адреса места жительства с местом регистрации, указанным в удостоверяющем личность документе (паспорте) и предложено внести соответствующие изменения (л.д.26); названное извещение было получено заявителем в тот же день, что следует из представленных им письменных возражений (л.д.25), а также из текста поданного в суд заявления (л.д.2-4). Оспариваемое решение Комиссии об отказе Лебедеву А.В. в регистрации в качестве кандидата было принято 19.01.2012г. в 14:20 час. и вручено заявителю в 14:40 час (л.д.13, 13 -оборот), т.е. на четвертый день с момента извещения о выявленном несоответствии. В силу п.1 ст.7 Избирательного кодекса города Москвы если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события; согласно п.2 той же статьи, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Кодексе количество дней до дня наступления соответствующего события. Применительно к приведенным выше правилам исчисления установленных законодательством о выборах сроков, первым днем, в который Лебедев А.В. мог совершить действия по устранению выявленного и указанного в извещении Комиссии несоответствия, является 16.01.2012г., соответственно, к моменту принятия Комиссией оспариваемого решения от 19.01.2012г. установленный п.1.1. ст.38 Закона №67-ФЗ трехдневный срок истек, а утверждения заявителя о его несоблюдении признаются опровергнутыми. Одновременно судом учитывается, что Лебедев А.В. обладал возможностью внести изменения в поданное им заявление в части указания места своего жительства, но не воспользовался своим правом, а подал 17.01.2012г. возражения на полученное им извещение от 16.01.2012г. о выявленных несоответствиях (л.д.25), в связи с чем оснований полагать, что его права были нарушены, не имеется. Озвученные Лебедевым А.В. в судебном заседании доводы о незаконности оспариваемого решения в связи с тем, что при выявлении несоответствия адреса места жительства, указанного в его уведомлении о выдвижении, адресу его регистрации по месту жительства, не могло повлечь отказа в регистрации, поскольку в этом случае Комиссия должна была принять решение о его регистрации с учетом правильных данных и одновременно опубликовать в СМИ сведения о выявленных фактах недостоверности представленных им сведений, как то предусмотрено п.8 ст.33 Закона №67-ФЗ – не основаны на законе, поскольку, как правильно указал представитель Комиссии, основанием к отказу в регистрации Лебедева А.В. в качестве кандидата послужила не неполнота и не несоответствие указанных в заявлении сведений о кандидате, а оформление им данного документа с нарушением требований п.2 Закона №67-ФЗ и п.1 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы. Так, в соответствии с положениями п/п.3.1. п.20 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы, п/п в.1) п.24 ст.38 Закона №67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона. Поскольку, как указывалось выше, заявление Лебедева А.В. в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу не соответствовало требованиям избирательного законодательства, п.2 ст.33 Закона №67-ФЗ и п.1 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы и по состоянию на 18.01.2012г., т.е. в день, предшествующий заседанию, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, у Комиссии имелись предусмотренные законом основания для отказа в его регистрации. При таких обстоятельствах и учитывая, что с учетом норм федерального законодательства регистрация кандидата не может быть произведена, если заявление о регистрации кандидата не было представлено, либо если оно представлено, но составлено с нарушением требований п.2 ст. 33 Закона №67-ФЗ, - оснований для признания незаконным и отмене решения Комиссии №07-01-12 от 19.01.2012г.об отказе Лебедеву А.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Бутырское в городе Москве по одномандатному избирательному округу №9 и как следствие, для возложения обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Отказать Лебедеву А.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Бутырское в городе Москве №07-01-12 от 19.01.2012г.об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Бутырское в городе Москве по одномандатному избирательному округу №9 и о возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Дорохина Е.М.