РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2010 года с. Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Парилова И.А.,
при секретаре Хохолове Н.С.,
с участием представителя прокурора Осинского района Иркутской области: Каримова В.Е. прокурора Осинского района Иркутской области, представителя Муниципального образования «Бурят-Янгуты» Федоровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-313/2010 по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей Муниципального образования «Бурят-Янгуты» о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Бурят-Янгуты» выразившегося в неисполнении федерального законодательства по организации похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей Муниципального образования «Бурят-Янгуты»(МО «Бурят-Янгуты») обратился в Осинский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Бурят-Янгуты» выразившегося в неисполнении федерального законодательства по организации похоронного дела, а также обязать администрацию МО «Бурят-Янгуты» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до 31.12.2010 г., указав в обоснование, что прокуратурой Осинского района по поручению прокуратуры области в 2010 г. была проведена проверка исполнения законодательства по организации похоронного дела в МО «Бурят-Янгуты».
В результате проведенной проверки установлено, что администрацией МО «Бурят-Янгуты» не исполняются требования пункта 1 ст. 9 п. 22 ст. 14, ч.2 ст. 25, ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункта 22 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Так, к вопросам местного значения поселения относятся - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичная норма прописана в Уставе МО «Бурят-Янгуты». Также, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом, супругу, близким родственниками, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка трупа (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Предусмотрено, что услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Однако, специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, создаваемая органами местного самоуправления, до настоящего времени в муниципальном образовании не создана. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не определен.
Пологая, что указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц жителей МО «Бурят-Янгуты» на гарантированное федеральным законодательством право на безвозмездное оказание определенного перечня услуг по погребению, погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего и иных прав, прокурор Осинского района Иркутской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, которое подлежит рассмотрению в суде в соответствии с главой 25 ГПК РФ.
В судебном заседании, заместитель прокурора Осинского района Каримов В.Е. уточнив требования, поддержал в полном объеме доводы и обстоятельства в обоснование требований, изложенными в заявлении, просит признать незаконным бездействия администрации МО «Бурят-Янгуты» выразившегося в неисполнении федерального законодательства по организации похоронного дела, указав дополнительно, что организация похоронного дела предусматривает не только создание специализированной службы, однако и иные условия в соответствии с действующим законодательством по организации похоронного дела.
Представитель МО «Бурят-Янгуты» Федорова А.В. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме и суду показал, что МО «Бурят-Янгуты» оказывает помощь при погребении, выделяет материальные средства в пределах 1000 рублей, однако Действительно было бы правильно создание специальной службы, принять положение, при этом до 31.12.2010 г. по вопросам похоронного дела меры будут приняты.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав представленные сторонами в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства в своей совокупности, давая им оценку, суд считает, что заявленные требования прокурора Осинского района, поддержанные в судебном заседании, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.
Прокурор Осинского района Иркутской области в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, которое подлежит рассмотрению в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникшие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым решениям, действиям (бездействиям) относятся коллегиальные и единичные решения и действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснений Федеральной антимонопольной службы, изложенными в письме от 23.03.2007г. № АК/3795, ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнения субъектного состава участников рынка ритуальных услуг, который не ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Также, в соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, а также в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ освобождает стороны от необходимости дальнейшего доказывания обстоятельств того, что организация похоронного дела относится к вопросам МО «Бурят-Янгуты».
Также сторонами не оспаривается, что создание специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории МО «Бурят-Янгуты», порядок их деятельности определяется администрацией МО «Бурят-Янгуты». Однако, на территории МО организация похоронного дела не осуществляется и специализированная служба по вопросам похоронного дела отсутствует.
Что подтверждается также справкой и.о. главы МО «Бурят-Янгуты, из которой следует, что по состоянию на 8.11.2010г. специализированная организация по похоронному делу не создана.
Как видно из п. 23 ст. 6 Устава МО «Бурят-Янгуты», к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Суд не может согласиться с доводами представителя МО «Бурят-Янгуты» о том, что отсутствие денежных средств как-то освобождает МО от разрешения вопросов местного значения в части организации похоронного дела.
Согласно п. 22 ст. 14, ст. 84 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО, к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, с 01 января 2009 года вопросы местного значения должны решаться органами местного самоуправления самостоятельно.
Бездействие МО «Бурят-Янгуты», которое в силу Устава самостоятельно организует похоронное дело, отнесенное к вопросам местного значения, по мнению суда, является незаконным и влечет нарушение конституционных прав граждан.
Так, согласно ст. 3 и ст. 9 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации). К гарантированным услугам по погребению относятся:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Указанные услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Из указанного следует, что организация похоронного дела, создается в первую очередь для оказания гарантированных законом услуги по погребению.
Отсутствие организации похоронного дела нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на гарантированное федеральным законодательством право на безвозмездное оказание определенного перечня услуг по погребению, погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего и иных прав.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора Осинского района Иркутской области, поддержанное в судебном заседании в части о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Бурят-Янгуты» выразившегося в неисполнении федерального законодательства по организации похоронного дела, признать обоснованным и удовлетворить, все иные доводы сторон не влияют на принятое решение, а потому не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", изложенных в п. 28, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить срок устранения допущенных недостатков в срок до 31.12.2010 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МО «Бурят-Янгуты» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Осинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц жителей Муниципального образования «Бурят-Янгуты» о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Бурят-Янгуты» выразившегося в неисполнении федерального законодательства по организации похоронного дела, признать обоснованным и удовлетворить.
Бездействие администрации Муниципального образования «Бурят-Янгуты» выразившегося в неисполнении федерального законодательства по организации похоронного дела пункта 1 ст. 9, п. 22 ст. 14, ч. 2 ст. 25, ст. 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле» признать незаконным и обязать Муниципального образования «Бурят-Янгуты» в срок до 31.12.2010 г. устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан по осуществлению погребения умерших и не позднее чем в течение месяца со дня исполнения решения сообщить в суд об исполнении решения суда.
Взыскать с МО «Бурят-Янгуты» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд.
Председательствующий судья: И.А. Парилов