Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2010 года с. Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,
при секретаре Хатагаровой Е.И.,
с участием представителя истца - зам.прокурора Осинского района Каримова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-276/2010 по иску прокурора Осинского района к главе КФХ «<данные изъяты>» Тархаеву ВР о возложении обязанности осуществить работы по очистке лесного участка в квартале 43 выделе 19 технического участка № 7 Приморского участкового лесничества,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Осинского района обратился в суд с иском к главе КФХ «<данные изъяты>» Тархаеву ВР о возложении обязанности осуществить работы по очистке лесного участка в квартале 43 выделе 19 технического участка № 7 Приморского участкового лесничества.
По доводам истца, согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правил ухода за лесами.
Так, согласно Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 г. № 184, при заготовке древесины: захламление лесов промышленными и иными доходами; запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки - недорубов, а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.
Кроме того, при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается: очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ. При этом, очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Очистка мест рубок предусмотрена п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, в соответствии с которыми одновременно с заготовкой древесины следует проводить очистку мест рубок от порубочных остатков.
В нарушение вышеуказанных требований лесопользователь КФХ «<данные изъяты>» на лесном участке в квартале 43 выделе 19 технического участка № 7 Приморского участкового лесничества не произвел соответствующие работы по очистке лесного участка. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ТУАЛХ Иркутской области по Осинскому лесничеству вынесено предписание об устранении выявленных нарушений и глава КФХ «<данные изъяты>» Тархаев В.Р. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об АП.
Однако, лесопользователем указанное предписание не исполнено, что подтверждается актами проверки соблюдения договорных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, несоблюдение КФХ «<данные изъяты>» лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению Федерального законодательства, соответственно РФ.
На основании изложенного прокурор просит возложить на КФХ «<данные изъяты>» обязанность по очистке лесного участка в квартале 43 выделе 19 технического участка № 7 Приморского участкового лесничества.
В судебном заседании представитель истца - зам.прокурора Осинского района Каримов В.Е., иск прокурора Осинского района поддержал полностью, указав, что до настоящего времени очистка лесоделяны полностью не произведена.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющий самостоятельных требований на предмет спора - Территориального управления лесного хозяйства Иркутской области по Осинскому лесничеству, надлежащим образом извещенный судом, в судебное заседание не прибыл.
Ответчик глава КФХ «<данные изъяты>» Тархаев В.Р., не представив возражения по исковым требованиям истца, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, уважительность причин неявки не представил, заявления о рассмотрения дела в его отсутствие не поступало, в связи с чем, по исковым требованиям истца, суд принял решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения прокурора Осинского района по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае действительно не представляется возможным, поскольку круг лиц, чьи права и законные интересы а благоприятную окружающую среду от негативного воздействия нарушены, определить невозможно.
Кроме того, несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов РФ, в связи с чем суд также считает обращение прокурора Осинского района в суд с заявлением в защиту интересов РФ законным и обоснованным.
В соответствии с п.п. 2, 6, 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В соответствии с ч.4 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах должны осуществляться санитарно-оздоровительные мероприятия: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексам РФ лицами.
В соответствии с ч.1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществлении заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного между ТУАЛХ Иркутской области по Осинскому лесничеству указано, что покупатель КФХ «<данные изъяты>» должен произвести очистку лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины.
Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правил ухода за лесами.
Согласно п.п. «б», «д» Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 г. № 184, при заготовке древесины: захламление лесов промышленными и иными доходами; запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки - недорубов, а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.
Также согласно п. 60, 61 вышеуказанных Правил при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается: очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ. При этом, очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует произвести очистку мест (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок осуществляются: весенняя доочистка случае рубки в зимнее время, укладка остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания их в измельченном виде, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок до начала пожароопасного сезона.
В соответствии с ч.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять по результатам проверок акты, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
Комиссией ТУАЛХ Иркутской области по Осинскому лесничеству в ходе проверки лесного законодательства и соблюдения обязательств КФХ «<данные изъяты>» по договору купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, трижды проверялся лесной участок, разрабатываемый КФХ «<данные изъяты>», расположенный в квартале 43 выделе 19 технического участка № 7 Приморского участкового лесничества. При проводимых проверках ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что лесосека разработана согласно технологической карты на 100%, очистка не произведена. В связи с чем ТУАЛХ Иркутской области по Осинскому лесничеству вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ и привлечение к административной ответственности по ст. 8.25 ч.1 КоАП РФ. Однако, несмотря на данное предписание очистка лесосеки произведена не была и по настоящее время лесопользователем данное предписание не исполнено, что подтверждается актами проверки соблюдения договорных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, судом установлено, что лесопользователь - КФХ «<данные изъяты>» вопреки вышеизложенным требованиям по очистке лесных участков соответствующие работы по очистке лесоделяны в установленные сроки не произвел, и тем самым не обеспечил соблюдение лесного и природоохранного законодательства.
Постановлением Пленума ВС РФ от 05.11.1998 г. № 14 разъясняется, что на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007 г. № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среды.
Следовательно, несоблюдение КФХ «<данные изъяты>» лесного санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.
Поскольку действия по осуществлению работ по очистке лесных участков в соответствии с Договором купли-продажи лесных насаждений и п. 60 «Правил заготовки древесины» должны быть осуществлены КФХ «<данные изъяты>», то суд находит обоснованным требование прокурора о возложении на указанное юридическое лицо обязанность осуществить работы по очистке разрабатываемого лесоучастка - установить срок для принятия мер по очистке лесного участка до 15 ноября 2010 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурора обратившийся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в силу ст. 333.39 ч.1 п. 9 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел 4000 рублей ( ст. 333.19 ч.1 п. 3 НК РФ) и подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Осинского района к главе КФХ «<данные изъяты>» Тархаеву ВР о возложении обязанности осуществить работы по очистке лесного участка в квартале 43 выделе 19 технического участка № 7 Приморского участкового лесничества, удовлетворить.
Возложить на крестьянско-фермерское хозяйство «<данные изъяты>» обязанность по осуществлению работ по очистке лесных участков в квартале 43 выделе 19 технического участка № 7 Приморского участкового лесничества в срок до 15 ноября 2010 года.
Взыскать с КФХ «<данные изъяты>» в доход государства госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Осинский районный суд в течение семи дней со дня вручения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, или в течении 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.
Судья Осинского районного суда: Д.М. Хамгушкеев