о признании незаконным бездействия по принятию положения об антикоррупционной экспертизе



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Оса 21 октября 2010 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре Хатагаровой Е.И.,

с участием представителя истца - пом. прокурора Осинского района Бочкиной У.В., представителя ответчика - Думы МО «Усть-Алтан» Шобохолова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-280/2010 по заявлению прокурора Осинского района о признании незаконным бездействия Думы МО «Усть-Алтан» по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд с заявлением и просит суд признать незаконным бездействие Думы МО «Усть-Алтан» по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов.

В обоснование своих требований, прокурор Осинского района указал, что Согласно ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза.

Согласно ст. 9 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2012 г.г., утвержденного Указаом Президента РФ национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

12.02.2010 г. прокурором района на имя главы администрации МО «Усть-Алтан» внесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «О противодействии коррупции», а именно о необходимости принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы и до настоящего времени Думой МО «Усть-Алтан» в нарушение норм законодательства не принято мер по принятию соответствующего Положения.

Нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц заключается в том, что отсутствие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов и вследствие этого в целом отсутствие проведения антикоррупционной экспертизы создает возможность принятия со стороны органов местного самоуправления нормативно правовых актов и их проектов, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции и вследствие чего нарушающие прямо либо косвенно права и законные интересы неопределенного круга лиц в различных сферах жизнедеятельности граждан, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В судебном заседании представитель заявителя пом. прокурора Осинского района Бочкина У.В. требования прокурора района поддержала в полном объеме и просит суд признать бездействие Думы МО «Усть-Алтан» незаконным по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов, обязать Думу МО «Усть-Алтан» принять Положение об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов в срок до 01.11.2010 года.

Представитель ответчика Думы МО «Усть-Алтан» Шобохолов Н.С. в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме и суду показал, что Дума МО «Усть-Алтан» в ближайшее время до 01.11.2010 года решит данный вопрос и планируют принять положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов.

Выслушав заявителя, представителя ответчика, исследовав в своей совокупности представленные в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Осинского района, по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза.

Согласно ст. 9 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2012 г.г., утвержденного Указаом Президента РФ национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Судом установлено, что 12.02.2010 г. прокурором района на имя главы администрации МО «Усть-Алтан» внесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «О противодействии коррупции», а именно о необходимости принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы и до настоящего времени Думой МО «Усть-Алтан» в нарушение норм законодательства не принято мер по принятию соответствующего Положения (л.д. 7-10).

Отсутствие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов и вследствие этого в целом отсутствие проведения антикоррупционной экспертизы создает возможность принятия со стороны органов местного самоуправления нормативно правовых актов и их проектов, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции и вследствие чего нарушающие прямо либо косвенно права и законные интересы неопределенного круга лиц в различных сферах жизнедеятельности граждан, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ суд считает, что признание ответчиком вышеуказанных обстоятельств, на которых истец основывает свои требования освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд устанавливает срок, с учетом доводов ответчика Думы МО «Усть-Алтан», для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц путем принятия положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов до 1 ноября 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Осинского района к Думе муниципального образования «Усть-Алтан» - удовлетворить.

Признать бездействие Думы МО «Усть-Алтан» по принятию Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, незаконным.

Возложить обязанность на Думу МО «Усть-Алтан» организовать принятие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативно правовых актов в срок до 1 ноября 2010 года и сообщить о принятом решении в Осинский районный суд Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий судья: Хамгушкеев Д.М.