РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2010 года с. Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,
при секретаре Недбала Т.И.,
с участием Бочкиной У.А. помощника прокурора Осинского района Иркутской области,
представителя ответчика - главы МО «Обуса» Сергеева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-291/2010 по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Обуса» в части организации похоронного дела, возложении обязанности устранить нарушение закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд с заявлением и просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Обуса» в части организации похоронного дела, обязать администрацию МО «Обуса» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до 31.12.2010 г.
В обоснование своих требований, прокурор Осинского района указал, что проведенной проверкой ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что в администрации МО «Обуса» не исполняются требования ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 22 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичная норма прописана в Уставе МО «Обуса».
Согласно ч.2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Пункт 1 ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» указывает, что супругу, близким родственниками, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка трупа (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Услуги по погребению, указанные в п.1 ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Таким образом, отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на гарантированное федеральным законодательством право на безвозмездное оказание определенного перечня услуг по погребению, погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего и иных прав.
Прокурор Осинского района Иркутской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, которое подлежит рассмотрению в суде в соответствии с главой 25 ГПК РФ.
В судебном заседании, помощник прокурора Осинского района Бочкина У.А. поддержала заявление прокурора, изложив объяснения, аналогичные письменным доводам, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика - глава МО «Обуса» Сергеев А.А. в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме и суду показал, что МО «Обуса» в ближайшее время до 31.12.2010 г. решит данный вопрос и планируют создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав представленные сторонами в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства в своей совокупности, давая им оценку, суд считает, что заявленные требования прокурора Осинского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым решениям, действиям (бездействиям) относятся коллегиальные и единичные решения и действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что прокурором Осинского района были приняты меры по выявлению нарушений организации похоронного дела в с. Обуса Осинского района Иркутской области, при этом срок обращения в суд не нарушен.
Согласно ст. 84 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2009 г. вопросы местного значения должны решаться органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Также, согласно п. 23 ст. 6 Устава МО «Обуса» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанным требований закона в с. Обуса Осинского района до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Согласно ст. 25 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 29 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из указанных норм следует, что
- организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления;
- органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела;
- погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела;
- на специализированные службы по вопросам похоронного дела в соответствии с Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших;
- порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления;
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Таким образом, согласно указанным нормам на специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению обрядовых действий по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Кроме того, согласно ст. 9 названного закона к гарантированным услугам по погребению относятся:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Указанные услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Из указанного следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела, создается в первую очередь для оказания гарантированных законом услуги по погребению.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на гарантированное федеральным законодательством право на безвозмездное оказание определенного перечня услуг по погребению, погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего и иных прав.
Таким образом, судом установлено и сторонами не оспорено, а также в силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ освобождает стороны от необходимости дальнейшего доказывания обстоятельств того, что на территории администрации МО «Обуса» отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, что нарушает права граждан на гарантированное федеральным законодательством право на безвозмездное оказание определенного перечня услуг по погребению.
Также сторонами не оспаривается, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела относится к вопросам МО «Обуса».
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" п. 28в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить срок устранения допущенных недостатков в срок до 31.12.2010 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МО «Обуса» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Обуса» в части организации похоронного дела, возложении обязанности устранить нарушение закона - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Обуса» в части организации похоронного дела и обязать устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан в части организации похоронного дела в срок до 31.12.2010 г. и не позднее чем в течение месяца со дня исполнения решения сообщить в суд об исполнении решения суда.
Взыскать с МО «Обуса»государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд.
Председательствующий судья: Д.М. Хамгушкеев